По всем вопросам, возникающим в процессе подготовки контрольной работы, бакалаврам необходимо обращаться к преподавателям кафедры.
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Преступления против личности»
Подготовка контрольной работы по дисциплине Преступления против личности является составной частью учебного процесса, одной из основных форм самостоятельной работы бакалавра, а ее защита – эффективной формой контроля уровня знаний и профессиональной подготовки бакалавров. При написании контрольной работы бакалавру необходимо изучить источники, указанные в рабочей программе изучения курса, и источники, указанные в вариантах контрольных работ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ, использование которых позволит более полно раскрыть теоретические вопросы работы. Методические рекомендации содержат 10 вариантов работ. Каждый бакалавр выбирает вариант контрольной работы по последнему номеру зачетной книжки. Если последний номер зачётки – 0, бакалавр должен выбрать 10 вариант. Контрольная работа включает два самостоятельных задания, преследующих определённые учебные цели. Первое задание. Важной целью изучения дисциплины является умение правильно определить элементы и признаки состава преступления, закрепленные в уголовно-правовой норме. Бакалавром предлагается заполнить структурно-логическую схему конкретного состава преступления. Данная схема – своеобразный алгоритм, по которому в определенной последовательности устанавливаются признаки состава преступления, особенности его конструирования (например, оценочные признаки), проводится отграничение от смежных и конкурирующих составов преступлений. Перед выполнением задания необходимо ознакомиться с методическими указаниями по заполнению схемы.
Цель второго задания – сформировать навыки правильной квалификации преступлений, которая достигается путём решения предложенных задач. Задачи должны быть решены студентами самостоятельно до проведения практического занятия по соответствующей теме. Их решение требует соблюдения ряда методических правил: – во-первых, надо внимательно прочитать задачу, чтобы ни одно предложение не осталась незамеченным, так как иногда именно оно содержит необходимые для верного решения данные; – во-вторых, нужно помнить, что задача решается только на основании тех обстоятельств, которые в ней изложены. Их следует считать установленными и доказанными; – в-третьих, необходимо изучить нормативный материал, который рекомендован к рассматриваемой теме. Иногда следует ознакомиться с дополнительной литературой, в которой могут быть изложены проблемные вопросы назначения наказаний; – в-четвертых, следует изучить материалы опубликованной судебной практики по интересующей теме; – в-пятых, решение задачи должно быть развернутым и аргументированным, содержащим ссылки на соответствующие нормы Уголовного кодекса Российской Федерации. При необходимости нужно также ссылаться на нормы международного права, пункты постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации; – в-шестых, решение задачи с точными ссылками на соответствующие правовые нормы и (или) теоретические работы следует записывать в тетрадь, которая специально предназначена для решения задач. Ответ на каждый казус необходимо аргументировать. Выполненная работа брошюруется, листы нумеруются. Титульный лист работы составляется в соответствии с приложением настоящих указаний. За две недели до начала сессии выполненная работа направляется в академию. По прибытии на сессию бакалавры получают отрецензированную контрольную работу, устраняют замечания (если они имеются). Бакалавр, не сдавший работу в срок, не допускается к сдаче зачёта).
При оформлении работы необходимо соблюдать дополнительные требования: 1. Работа выполняется в печатном виде, шрифт 14 Times New Roman, интервал – 1,5; все поля – 2 см; 2. Необходимо обратить внимание на правильное оформление сносок, при использовании цитат из литературных источников. 3. Каждое задание работы выполняется с новой страницы; информация на странице должна содержаться с одной стороны. Титульный лист работы выполняется по форме согласно приложению № 1 настоящих указаний. Указания по заполнению структурно-логической схемы (электронный образец схемы содержится в данной рабочей программе в Приложении № 6) I раздел. Покажите, в чем заключается общественная опасность деяния, какова его распространенность, можно ли бороться с этим явлением иными (не уголовно-правовыми) мерами, если нет, то почему. II раздел. 1. Исходя из содержания статьи УК РФ определите вид диспозиции, используемой при описании состава преступления. 2. Статья может иметь простой или квалифицированный состав преступления, несколько однородных или разнородных составов преступлений. Подчеркните правильный ответ. III раздел 1. Охарактеризуйте непосредственный объект преступления, укажите, есть ли дополнительный или факультативный объект. При наличии предмета преступления (потерпевшего) назовите его. 2. Определение содержания объективной стороны зависит от конструкции состава. В материальных составах обязательными (основными) признаками выступают: деяние, последствия и причинная связь. В формальных и усеченных – только деяние. Обратите особое внимание на наличие в конструкции объективной стороны факультативных признаков (время, место, способ, средства, орудия, обстановка), укажите их. 3. Определите форму вины (умысел, неосторожность, либо та и другая). Укажите цели или мотив, раскройте их содержание. 4. Если субъект обладает специальными свойствами (например, должностное лицо), назовите их. IV раздел 1. Определите вид состава в зависимости от конструкции. 2. Укажите момент окончания преступления, учитывая, что в материальных составах преступление считается оконченным с момента наступления последствий, в формальных – когда выполняется все действие, в усеченных – с момента начала выполнения действия.
3. Законодатель использует различные приемы описания сущности преступного деяния. Есть продолжаемые и длящиеся преступления. В основе деяния могут лежать неоднократность или систематичность (ст. 117 УК РФ). Некоторые деяния включают ряд действий, любое из которых образует объективную сторону преступления (ст. 222 УК РФ). Эти особенности описания деяния, если они есть, необходимо отразить. 4. При описании многих составов законодатель использует оценочные признаки, которые не имеют четких критериев, и их определение зависит от широкого круга обстоятельств. Например, при хулиганстве это явное неуважение, при хищении – значительный ущерб гражданину. Очевидно, насколько важно правильно толковать оценочные признаки, поскольку от этого зависит преступность или непреступность деяния. Бакалавры, проанализировав признаки состава и обнаружив оценочные признаки, должны определить их конкретное содержание. V раздел 1. Здесь основное внимание следует уделить определению содержания квалифицирующих признаков, толкование которых на практике вызывает трудности (например, особая жестокость при убийстве). 2. Выделите и раскройте квалифицирующие обстоятельства, которые относятся к оценочным признакам (например, тяжкие последствия в ч. 2 ст. 201 УК РФ, что под ними понимается). VI раздел Основываясь на санкции статьи (виде и размере наказания), попытайтесь определить, адекватно ли законодатель отражает общественную опасность деяния. Если нет, то какое наказание (вид, размер) необходимо предусмотреть в санкции? VII раздел Анализ конкретного состава преступления предполагает также отграничение его от сходных (смежных составов), когда два состава имеют все общие признаки, кроме одного. Процесс разграничения включает два этапа. 1. Определение составов преступлений, с которыми конкурирует данный состав. Например, ст. 128.1 УК РФ имеет сходство со ст. 298.1 УК РФ.
2. Сопоставление признаков смежных составов преступлений с анализируемым составом и последующее выделение признаков, по которым проводится разграничение. В данном примере разграничение проводится по свойствам потерпевшего. VIII раздел Выполнение этого задания требует от бакалавров значительных усилий. Предложения могут касаться: конструкции состава; необходимости введения квалифицированного состава (например, ч. 2 ст. 319 УК РФ); введения новых (или исключения действующих) квалифицирующих признаков; уточнения содержания признаков объективной или субъективной стороны. По всем вопросам, возникающим в процессе подготовки контрольной работы, бакалаврам необходимо обращаться к преподавателям кафедры. Варианты контрольных работ Вариант № 1 Задание 1 Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренногост. 117 УК РФ. Задание 2 Хромов и Зеленин, зная о наличии в квартире у Литовской крупной суммы денег, договорились о завладении её имуществом. Проникнув в квартиру, они напали на Литовскую и нанесли ей множественные проникающие ножевые ранения брюшной полости, повлекшие смерть. После этого, Хромов и Зеленин обыскали квартиру и завладели имуществом потерпевшей, а именно деньгами в сумме 30 тысяч рублей, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда». Квалифицируйте действия указанных лиц. Задание 3 Пушев и Турчак на автомашине последнего похитили Гоголева. Они требовали у него 10 миллионов рублей. Гоголев позвонил домой и через два дня его сын отдал им обозначенную сумму. После этого, решив скрыть совершенные преступления, Пушев и Турчак убили отца и сына.Квалифицируйте действия Пушева и Турчака.
Вариант № 2 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренногост. 126 УК РФ. Задание 2 Братья Майдановы решили заставить Рощина — отчима малолетнего Яшина отказаться в их пользу от крупной коммерческой сделки. Для этого они обманным путем завлекли мальчика к себе на дачу, где он находился в течение шести дней, хорошо питался и свободно гулял в лесу, а Рощину сказали, что ребенок похищен и его жизни угрожает опасность. Рощин согласился выполнить требования Майдановых и обещал не сообщать об их действиях в правоохранительные органы. Тем временем мальчик сильно простудился и заболел воспалением легких, в результате Майдановы были вынуждены срочно вернуть его Рощину и отказаться от прежних требований.
Квалифицируйте действия Майдановых. Задание 3 Первухин находился в интимной связи со Стадниковой, неоднократно обещал жениться на ней. Когда Стадникова забеременела, Первухин решил прервать связь и резко изменил свое поведение: стал оскорблять Стадникову, дважды причинял ей побои. Стадникова не раз предупреждала Первухина, что если он на ней не женится, она покончит жизнь самоубийством. Когда Первухин сообщил ей, что не намерен вступать с ней в брак и уезжает в другой город, Стадникова, будучи на шестом месяце беременности, бросилась с балкона пятого этажа и разбилась насмерть. Квалифицируйте действия Первухина. Вариант № 3 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренногост. 107 УК РФ. Задание 2 Коростылев в ссоре с сожительницей Макеевой, вызванной систематическим употреблением ею спиртных напитков, нанес ей ножевое ранение в правое бедро, после чего вышел из квартиры на улицу. Вернувшись через час в квартиру, Коростылев обнаружил, что потерпевшая мертва. По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Макеевой наступила от массивной кровопотери.
Квалифицируйте действия Коростылёва. Задание 3 Травин и Федотов проникли в дом Павлова с целью совершения кражи. Однако осуществить задуманное им не удалось, так как дома находилась собака Павлова, отличавшаяся свирепым нравом. Испугавшись ее, злоумышленники забрались в хлев. Придя домой, и поняв, в чем дело, Павлов сказал Травину и Федотову: «Если хотите уйти по-хорошему, то не сидите без дела, а как следует уберите хлев». В результате Травин и Федотов, из страха быть искусанными собакой, были вынуждены просидеть в хлеве сутки, а затем в течение двух суток чистили его и выносили на огород Павлова навоз.
Квалифицируйте действия Павлова. Вариант № 4 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренногост. 131 УК РФ. Задание 2 Топаеву стало известно о том, что подростки Кимов и Лоев угнали принадлежавший ему мотоцикл и спрятали его в лесу. Для того чтобы побудить подростков, старшему из которых исполнилось 15 лет, признаться в содеянном и вернуть мотоцикл, Топаев запер их в сарае и оставил там на ночь. Замерзнув (дело происходило в октябре), Кимов и Лоев решили развести костер, чтобы обогреться, однако сарай загорелся и подросткам не удалось выбраться из огня, и они погибли, а сарай и прилегающая к нему электрическая подстанция полностью сгорели.
Квалифицируйте действия Топаев. Задание 3 Мастер швейной фабрики Рыкова, будучи активисткой движения «Женщины России», призывала работниц участка вступать в это общественное движение, разъясняя в многочисленных беседах его основные идеи и принципы. Начальник цеха Романов объявил Рыковой сначала выговор, а затем - строгий выговор за проведение в рабочее время бесед и собраний, нарушающих нормальный ритм работы. Обжаловав эти приказы, Рыкова продолжала свою общественную деятельность в рабочее время, за что директором фабрики Моховым была уволена с работы.
Квалифицируйте действия Романова.
Вариант № 5 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренного ст. 135 УК РФ. Задание 2 При поступлении на работу в качестве управляющего коммерческим банком Зотов дал согласие на собирание службой безопасности банка сведений о его личном, семейном и служебном прошлом. За два года работы Зотов получил достаточные доказательства утечки из банка сведений, составляющих коммерческую тайну, и на этом основании убедил совет директоров уволить начальника службы безопасности банка Колоскова. После увольнения Колосков опубликовал в одной из газет конфиденциальные сведения о работе банка, а также сведения из биографии Зотова, подрывающие его деловую репутацию и собранные службой безопасности банка в ходе проверки перед поступлением Зотова на работу.
Квалифицируйте действия Колоскова.
Задание 3 После совместного распития спиртного Раков и Смородина на автомашине последней поехали кататься по городу. Находясь в автомашине, Раков в ходе ссоры нанёс Смородиной удар кулаком по голове, от которого она потеряла сознание. Затем он похитил у потерпевшей ювелирные изделия. В результате его действий Смородиной были причинены телесные повреждения в виде ушиба головного мозга с кровоизлиянием в подкорковую область. От полученных телесных повреждений она скончалась на месте. С целью скрыть совершённые преступления Раков поджёг автомашину. Квалифицируйте действия Ракова. Вариант № 6 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренногост. 150 УК РФ. Задание 2 Перевалов в ходе ссоры, возникшей после совместного распития водки, избил супругов Зеровых. Дождавшись, когда они легли спать, он связал их, облил бензином и поджёг, а сам ушел гулять. Оба супруга сгорели заживо. В результате пожара также сгорел соседний дом. Квалифицируйте действия Перевалова. Задание 3 Супруги Ждановы устроились на работу к состоятельному бизнесмену. Женщина исполняла обязанности горничной, муж стал дворецким. Жданова ждала ребенка. Поразмыслив, будущие родители решили не избавляться от такого «подарка судьбы», а выгодно его продать. При передаче родившегося ребенка покупателям Ждановы были задержаны сотрудниками милиции. Квалифицируйте действия Ждановых. ВАРИАНТ № 7 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренного ст. 127-2 УК РФ. Задание 2 Панов и Гнилов, сотрудники службы безопасности коммерческого предприятия «Виктор», получили указание от начальника своего подразделения Туркина обнаружить и любыми средствами задержать уроженца Армении Огисяна, который задолжал «Виктору» значительную сумму денег. Установив местонахождение Огисяна, Панов и Гнилов силой заставили его сесть в автомобиль и отвезли на пустырь, после чего предложили ему следующее: он передает им половину долга, а они отпускают его и докладывают руководству, что он уехал на постоянное место жительства в Армению. Под предлогом снять необходимую сумму денег со своего счета в банке, Огисян был отпущен на один час, однако он заявил о противоправных действиях Панова и Гнилова в милицию. Квалифицируйте действия виновных.
Задание 3 Тортов и Плужников на трассе остановили автомобиль, за рулём которого находилась Рощина, и попросили довести их до города. Через час Тортов и Плужников попросили женщину остановить автомобиль, для того чтобы «размяться» и покурить. Выйдя из салона автомобиля, они договорились совершить изнасилование Рощиной. С этой целью Тортов вернулся к автомобилю, открыв дверь, схватил женщину и перенес ее на заднее сиденье. Далее он начал срывать с неё одежду. Оказывая сопротивление, Рощина, из-под сиденья водительского кресла достала пистолет и выстрелила в насильника, причинив ему смертельное ранение. Плужников от увиденного оторопел, а затем бросился бежать. Рощина с криком: «Стой, стрелять буду», выстрелила в Плужникова, причинив ему тяжкий вред здоровью. В ходе следствия было установлено, что пистолет Макарова у Рощиной хранился незаконно. Квалифицируйте действия указанных лиц. Вариант № 8 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренногост. 111 УК РФ. Задание 2 Мельников, которому исполнилось 20 лет, совершил насильственные действия сексуального характера в отношении 7 несовершеннолетних мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Он фиксировал все свои действия с помощью видеокамеры, а потом копировал и распространял эти записи. Используя видеозаписи, Мельников склонил двух подростков одиннадцати лет к вступлению в сексуальные отношения с другими мужчинами за вознаграждение. На квартире Мельникова эти подростки оказывали сексуальные услуги в течение года. Квалифицируйте действия Мельникова.
Задание 3
Дубов предложил Воронову принять участие в ограблении магазина, от чего последний категорически отказался. Во время ссоры, вызванной этим отказом, Дубов, используя нож, убил Воронова. После этого Дубов позвал своего брата Анатолия и вдвоем они сбросил труп Воронова в реку.
Квалифицируйте действия виновных.
Вариант № 9 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренного ст. 112 УК РФ. Задание 2 Мокляков за появление в кинотеатре в состоянии опьянения был доставлен в отдел милиции, где в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении. Обидевшись за это на дежурного по отделу милиции Соколова, Мокляков съездил домой, взял незаконно хранившийся у него пистолет и, дождавшись, когда Соколов выйдет из помещения отдела милиции, потребовал у него уничтожить составленный протокол. Получив отказ, он произвел в Соколова выстрел, от которого потерпевший спустя два часа скончался.
Квалифицируйте действия виновных.
Задание 3 Сумин признан судом виновным в злостном уклонении от уплаты алиментов, взысканных с него по решению суда в пользу Пегиной на содержание ребенка. На приговор суда в президиум областного суда был внесен протест, в котором ставился вопрос об отмене приговора и прекращении производства по делу, так как из материалов дела видно, что Сумин сожительствовал с Пегиной в период, когда у нее родился ребенок, и отцом ребенка в установленном законом порядке признан не был. Решите вопрос о том, правильно ли был осужден С. по ст. 157 УК РФ. Вариант № 10 Задание 1
Заполнение структурно-логической схемы состава преступления, предусмотренного ст. 139 УК РФ. Задание 2
Первухин находился в интимной связи со Стадниковой, неоднократно обещал жениться на ней. Когда Стадникова забеременела, Первухин решил прервать связь и резко изменил свое поведение: стал оскорблять Стадникову, дважды причинял ей побои. Стадникова не раз предупреждала Первухина, что если он на ней не женится, она покончит жизнь самоубийством. Когда Первухин сообщил ей, что не намерен вступать с ней в брак и уезжает в другой город, Стадникова, будучи на шестом месяце беременности, бросилась с балкона пятого этажа и разбилась насмерть. Квалифицируйте действия Первухина. Задание 3 Зефиров, являясь гражданином России, приобретал лиц китайской национальности партиями по тысячи рублей за человека. Он предупреждал их, что бежать бесполезно. Люди работали на него бесплатно с 7 утра до 10 вечера без выходных, выполняя различные виды строительных работ. Один из рабочих смог добраться до милиции и рассказать о происходящем с ним и его товарищами. В ходе проведения расследования выяснилось, что Зефиров путем обмана, под предлогом предоставления престижной работы, привез из Таджикистана двух несовершеннолетних девушек, которых держал в подземном бункере. В течение полугода он предоставлял услуги этих девушек своим знакомым за плату.
Квалифицируйте действия Зефирова. Приложение 1 Форма титульного листа контрольной работы Частное образовательное учреждение высшего образования «Омская юридическая академия» Кафедра уголовного права и криминологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|