Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория конфликта Р.Коллинза.

В сущности, устойчивые социальные макроструктуры выстраиваются из того, что Р.Коллинз называет интерактивными ритуалами, связанных между собой в сложных и устойчивых образцах.Индивиды привносят в процесс интеракции свой культурный капитал или ресурсы, которыми распоряжаются в более широком сообществе (власть, авторитет, знание, образование, опыт, связи). Индивиды привносят в интеракцию определенный уровень эмоциональной энергии, которая в свою очередь относится: а) к уровню культурного капитала; б) власти, престижа или статуста, которым они обладают в ходе интеракции.Индивиды постоянно осуществляют мониторинг ситуации, руководствуясь при этом: а) ресурсами других в отношении к «я»; б) количеством других, участвующих в ситуации.Ресурсы – власть, материальные ресурсы (деньги, собственность), символические ресурсы (знания и умения). Одним из главных элементов интеракции является оказание уважения. Три главные переменные: 1) неравенство ресурсов; 2) социальная плотность, или то, в какой степени поведение оказывается под надзором других; 3) социальная разнородность.Каждый индивид конструирует свою субъективную реальность.Индивидуальное познание является продуктом социальной коммуникации.Индивиды имеют власть над субъективными реальностями иных индивидов.Каждый индивид стремится к повышению своего субъективного статуса.

 

Постструктурализм М.Фуко. В постструктурализме любые структуры понимаются не как абсолютные данности, но как нечто принципиально открытое и незавершенное, нечто без абсолютного центра, без абсолютной системы координат. Это, в частности, связано с отказом от представления о бинарных оппозициях как основе отношений между элементами системы. Постструктурализм в социологии представлен идеями Мишеля Фуко (1926–1984), работы «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975), «Воля к знанию» (1976). Фуко показывает, что система языка и других знаковых систем, с одной стороны, и система власти и социальных институтов, с другой, будучи тесно взаимосвязанными, подвержены взаимному влиянию и изменению. Власть не имеет центра, не принадлежит каким-либо конкретным индивидам или группам, так как каждый одновременно и обладает властью, и подчиняется власти других. Политику М. Фуко рассматривает не как отношение социальных групп, а как особый культурный способ выработки и распространения знания. М. Фуко предпочитает писать не о структуре, а о дискурсе. Дискурс– это социально обусловленный порядок рассуждения, организация системы речи и действия. Господствующая в данной культуре форма дискурса тесно связана с господствующей формой власти, распространяется посредством и в интересах власти, лежит в основе власти. В связи с этим М. Фуко вводит понятие власти-знания. Главные объекты власти-знания – это язык и тело человека. Власть навязывает определенный дискурс, определенное самоописание человека и общества, власть управляет действиями человеческих тел во времени и пространстве. Историческое изменение власти-знания обозначает изменение отношения к человеческому телу. М. Фуко демонстрирует это, анализируя историю появления в Европе психиатрических клиник, больниц, фабрик, регулярных армий, школ, тюрьм, историю появления современной сексуальности как особого отношения к телу. Новые институты принципиально отличаются от средневековых, и в основе их – воспитание человеческих душ и дисциплинирование тел. Наиболее очевидные примеры – школьное обучение и армейская муштра. Уходят в прошлое жестокие показательные казни и пытки. Наказание приобретает новый, дисциплинирующий и нормализующий характер, совмещается с поощрением и постоянным надзором. Появляются гуманитарные науки. Военные смотры и медицинские комиссии, экзамены и аттестации, нормоконтроль на производстве, антропологические, психологические и социологические исследования описывают людей по определенным правилам, вводят их в мир документации, делают их жизнь материалом для делопроизводства и архива. Каждый человек проходит через школьное обучение, медицинские процедуры, служебные санкции и поощрения – и тем самым дисциплинируется в интересах власти.   20. Истоки интеракционистcкой теории социального взаимодействия. Обращение к анализу психологических и мыслительных процессов на микроуровне. Уильям Джеймс (William James), психолог из Гарварда один из первых использовал понятие самости. Люди имеют способность воспринимать себя как объект и вырабатывать чувства и установки относительно самих себя. Чарльз Кули (Charles Horton Cooley) трактовал понятие самости как процесс, с помощью которого люди рассматривают себя как объекты вместе с другими объектами в их социальной среде. Во-вторых, он признал, что самость формируется в результате коммуникации с другими: отраженная самость. Жесты других людей служат зеркалом, в котором люди видят и оценивают себя. Первичная группа. Джон Дьюи (John Dewey) представитель философской школы прагматизма. Истинная реальность не существует вовне, она создается, когда мы действуем в мире и по направлению к нему. Люди определяют существующие социальные и материальные объекты в соответствии с пользой, которую те имеют для них. Если мы хотим понять конкретного человека, мы должны основывать это понимание на том, что он реально делает в мире. Человека отличает способность к мышлению. Разум не структура, а процесс, возникающий в ходе приспособления человека к окружающей среде. Большое внимание Дьюи уделял анализу сознания. Психологический бихевиоризм.   Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса Основной идеал для Хабермаса – это социальное равенство. Он надеется на то, что оно будет получено за счет развития образования. (Стабильный капитализм в развитии правового государства и общества). Необходимо не допускать революций, сбивая накал путем публичных дискуссий, постепенно переходя к желательному состязанию. С идеологией необходимо покончить. Хабермас выступает за социальное согласие. Многие обвиняют его в двойственности позиций. Ему свойственна теория языковых игр, «он играет в нравственность» - так утверждают о нем критики. «Теория коммуникативного действия» включает в себя: Концепцию человека, 3 познавательных интереса личности (технический, практический (реализуется в общении), эмансипационный, направленный на освобождение от государственного диктата, на свободу и независимость положения (реализуется в политике). Науки в обществе должны быть особыми. Все они делятся на 3 группы: - естественные, - гуманитарные, - критические (социология и др). В этой позиции Хабермас схож с Контом. Наука должна конструктивно обрабатывать фактический материал. Хабермас выдвигает понятие системного мира ( отношение людей на экономическом рынке и внутри государственных институтов) и жизненного мира ( Включающего службу, работу, не обязательно связанную с экономическим рынком; также в него входят семья, дружба, любовь и т.п.). В современных условиях системный мир грозит миру жизненному разрушением. Необходим баланс между мирами, который достижим – рациональностью. Умение общаться должно прейти в системный мир. Хабермас выделяет 5 этапов мышления (близость с Контом): 1. мифологический этап (отождествление «Я» и мира) 2. Космологический этап (отделение человека от мира) 3. Религиозный этап (нахождение образца) 4. Метафизический (Жизнь и мышление в соответствии с собственной конструкцией). 5. Современный этап (Умение человека увидеть конфликт между способами восприятия мира).   17.Теория обмена Дж. К. Хоманса.Идеи Хоманса основаны на психологии.Свою концепцию он изложил в форме нескольких постулатов:1. Постулат успеха. Чем чаще какое-либо действие из производимых человеком приводит к вознаграждению, тем более вероятно, что человек вновь будет предпринимать именно это действие.2. Постулат стимула. Если в прошлом определенный стимул или совокупность стимулов были связаны с вознаграждением за определенные действия, то вероятность того, что человек в будущем вновь воспроизведет такое же или аналогичное действие, выше, если новые стимулы будут похожи на прошлые (рыбак и темная заводь).3. Постулат ценности. Чем большую ценность для человека представляет результат его действия, тем более вероятно, что индивид вновь предпримет это действие4. Постулат насыщения. Чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенное вознаграждение, тем менее ценным становится для него каждое новое вознаграждение того же типа (Хоманс определил еще два важных понятия – издержки и выгоды. Издержки это те вознаграждения, которые не удается получить из-за отказа от альтернативного способа действия. Выгода – это превышение полученных вознаграждений над затратами, которые несет действующий субъект. Последнее заставило Х. переформулировать постулат пресыщения: «Чем большую выгоду получает человек в результате своего действия, тем более вероятно, что он снова его исполнит.5. Постулат агрессии-одобрения. 6. Постулат рациональности.
18. Теория обмена Питера Блау (Peter M. Blau) Принципы социального обмена:Принцип рациональности. Принцип взаимности. Принцип справедливости.Принцип насыщения.Принцип неравновесия. Условия дифференциации власти в социальном обмене:1Чем менее услуг люди могут оказать взамен за полученные ими особо ценные услуги, тем в большей степени сторона, оказавшая ценные услуги, может требовать подчинения себе.2Чем меньше альтернативных источников наград имеют люди, тем в большей степени сторона, оказывающая услуги может требовать подчинения.Постулаты конфликта в социальных обменах:1.Вероятность появления оппозиции против тех, кто имеет власть, возрастает тогда, когда отношения обмена между сторонами властвующей и подчиненной становятся неуравновешенными; неуравновешенность возрастает когда.2. Вероятность оппозиции возрастает вместе с ростом чувства обиды подчиненной стороны, а это чувство обиды возрастает, когда подчиненные индивиды могут высказать его коллективно. Системы обмена и макроструктуры1.В сложных обменах между макроструктурами возрастает значение «совместных ценностей», поскольку благодаря посредничеству таких ценностей происходят непрямые обмены между макроструктурами.2.Сети обмена между макроструктурами обычно институализируются. Сетевая теория обмена Ричарда Эмерсона (R. Emerson). Какие основные процессы определяют взаимодействие? Эмерсон отвечает: 1) использование власти и 2) установление равновесия.С точки зрения Эмерсона, преимущество во власти является неравновесным отношением обмена. Важное в его теоретической модели утверждение гласит, что неравновесные отношения обмена стремятся к равновесию. Основные утверждения Р.Эмерсона об обмене:1.Чем выше ценность вознаграждений, получаемых А в данной ситуации, в тем большей степени действия А соответствуют криволинейной модели, согласно которой, поведение, инициирующее обмен усиливается в начале взаимодействий, чтобы затем через некоторое время уменьшить свою интенсивность.2. Чем выше зависимость В от А с точки зрения вознаграждений в сфере отношений обмена между А и В, тем выше власть А над В и тем более неравновесные отношения между А и В Основные элементы теории Эмерсона: 1) власть 2) употребление власти 3) процесс установления равновесия. Акторы имеют власть в той степени, в которой другие зависят от них в доступе к ресурсам. Теоретическая программа Карен Кук:1.условия, которые приводят к тому, что акторы в сетях ангажируются в процессы обмена с определенными партнерами;2.влияние центра в сети на распределение власти;3.связь между использованием власти и стремлением к равенству и справедливости;Принципы сетевой теории:1.связи между действующими субъектами симметричны как в плане содержания, так и по степени интенсивности. 2.Связи между индивидами следует анализировать с учетом структуры более крупных сетей.     21.Символический интеракционизм. Воззрения Д.Г.Мида (Georg Herbert Mead). Идеи Д.Мида изложены в его книге «Разум, самость и общество». Приоритет социального. Для Мида социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени. Социальное действие включает двух и более людей. Жест – основной механизм социального действия. Незначащие и значащие жесты. Людей отличают значащие жесты, требующие со стороны актора размышления, перед тем как отреагировать. Голосовые жесты. Мы слышим себя. Значащие символы.Интеллект как взаимное приспособление действий организмов. Разум как процесс, внутренний разговор человека с собой. Это мыслительный процесс, направленный на решение проблем.I (ай) – непосредственная реакция индивида на других.me (ми) является организованным набором установок других. Развитие символического интеракционизма. Школы Г.Блумера и М.Куна.Символические интеракционисты особо подчеркивают способность людей создавать символы и пользоваться ими. Люди используют символы для обычной коммуникации. Успешность коммуникации достигается благодаря способности к согласованию смысла слов и жестов. Чикагская школа (H.Blumer) и школа Айовы (Manford Kuhn)Спорные пункты в современном символическом интеракционизме:1) Природа индивида 2) сущность интеракции 3) природа социальной организации 4) методы исследования человека и общества 5) Форма социологической теории.Природа человека. Блумер акцентирует внимание на способности человека творить символы, на спонтанности поведения людей, отсутствии детерминизма. Сущность интеракции.Б. и К. акцентируют внимание на процессе принятия роли, но расходятся в оценке степени конструирования интеракции. Видение Блумером социальной организации:1) Социальная организация является скорее процессом, а не структурой.2) Социальная структура является переплетением индивидуальных действий индивидов.Причинность поведения.Социальные структуры не являются причинами поведения людей. Методы исследования.Блумер считает, что необходимо воспринять сам процесс исследования как процесс символической интеракции, в ходе которого исследователи принимают роль исследуемых индивидов.Сущность и возможности социологической теории. Блумер выступал за индуктивный способ построения теории, Кун же более за дедуктивный. Главной целью теории, по мнению Куна, является консолидация теорий нижнего уровня в общий комплекс символического интеракционизма.   30. (Теория коммуникотивного действия Ю.Хабермаса) В своих многочисленных трудах он не жалеет усилий для критического разбора своих предшественников и ставит ни много ни мало задачу создания новой целостной универсальной теории общества, в которой соединились бы в единое целое индивидуальное и общественное, рациональное и иррациональное, поведенческое и институциональное, структурно-организационное и эволюционное. В сущности, автор предлагает свое видение социальности, в котором переплетаются такие понятия, как деятельность, поведение, язык, понимание, рациональность, коммуникация.Существенным фактором, объединяющим людей в единый цельный социальный организм, был язык. Именно в языке, в языковом общении, нацеленном на понимание и взаимопонимание, или того, что можно было бы назвать обыденным миром людей, Ю.Хабермас видит основы коммуникативной рациональности и коммуникативного действия. Именно они и определяют исходный базис социальности или то, что автор называет «жизненным миром».Таким образом, человек в обществе действует, как бы находясь одновременно в двух мирах — жизненном и системном, каждый из которых диктует свои условия поведения, обладает своими типами рациональности. Причем системный мир, возникнув в лоне жизненного мира, постепенно вступает с ним в противоречие, стремясь навязать свои типы рациональности и поведения, что неминуемо ведет к социальным патологиям. Преодоление этого противоречия, по мнению Ю.Хабермаса, является необходимой предпосылкой развития общества, прогресс которого видится в дальнейшей рационализации жизненного мира и своевременной адаптации этой рациональности к новым институциональным системам.   16. Истоки формирования социологической теории обмена. Теория обмена в классической экономической теории. Адам Смит. Утилитаризм. Ценности.Теория обмена в антропологии. Джеймс Фрэзер (J.G.Frazer). Обмен невестами в первобытных племенах. Утилитаристский подход.Б.Малиновский. Cистема обмена «куля». Обмен наременниками и нашейниками в Океании. Отличие между материальными и символическими обменами. Функция обмена – усиление интеграции общества.Структуралисткая теория обмена. Марсель Маус (Marcel Maus). Общество или группа принуждает индивида отблагодарить подарок. Обмен является эмерджентным свойством социальных структур. К.Леви-Строс «Учитывается сам обмен, а не обмененные вещи». Отношения обмена в обществе регулирует норма взаимности. 1.Ключевыми переменными в анализе отношений обмена являются скорее формы социальной структуры, чем индивидуальные мотивы.2.Отношения обмена в социальных системах не ограничиваются до непосредственного обмена, но распространяются на сложные системы опосредованных обменов. Психологический бихевиоризм и теория обменаEdward Thorndike, John B. Watson 1.В определенной ситуации организмы будут придерживаться поведения, которое приносит больше вознаграждений и меньше наказаний.2.Организмы будут повторять то поведение, которое в прошлом принесло им вознаграждение.3.Организмы будут повторять поведение в ситуациях похожих на те, которые в прошлом принесли вознаграждение.Георг Зиммель.Социальный обмен связан со следующими элементами:1) желание иметь ценный предмет, которого нет у индивида,2) наличие ценного предмета у иного человека,3) предложение иного ценного предмета,3) принятие этого предложения обладателем ценного предмета.Ценность предмета пропорциональна а) силе потребности в данном предмете в) его редкости.Деньги возникли для того, чтобы облегчить процессы обмена. Принципы обмена Г.Зиммеля:1) Принцип привлекательности. Чем в большей степени акторы взаимно рассматривают свои ресуры как ценные, тем более вероятно, что между ними дойдет до отношений обмена.2) Принцип ценности. Чем сильнее потребность актора в определенном типе благ и чем менее они доступны ему, тем выше будет их ценность для этого актора.3) Принцип властиУдивительно, но до 1960-х годов не возникло социологической теории обмена.   25. Этнометодология. Г.Гарфинкель. Этнометодология исследует повседневные методы и практики, которые люди используют во взаимных контактах. «Этнометодологи не создают причинных объяснений, наблюдаемых регулярных, образцовых, повторяющихся действий посредством анализа точки зрения действующего лица. Они сосредотачивают свое внимание на том, как члены общества решают задачу описания и объяснения порядка в мире, в котором они живут». Этнометодология утверждает, что, описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, мы одновременно и создаем ее. Термин «рефлексивность» означает совокупность усилий, употребляемых нами для корректировки «индексности» и установления социальной стабильности. Этнометодология является теорией «социального познания», теорией способов, с помощью которых люди приходят к согласию, составляющему основу общественного существования. Аарон Сикурел выделил несколько техник или методов, которые люди используют в целях конструирования совместной реальности:1) поиск нормальной формы.2) Переносимость перспективы.3) Принцип et cetera. Умолчание. Понимаешь… Постулаты етнометодологии:1. Чем меньше согласия среди акторов относительно использования техник интеракции, таких, как принцип et cetera, поиск нормальной формы, тем более вероятно, что интеракция будет разорвана и тем менее вероятно, что сохранится социальный порядок.2. Чем в большей степени интеракция развивается на основе различных видений реальности, тем более вероятно, что интеракция будет разорвана и тем менее вероятно, что сохранится социальный порядок.   19.Теория рационального выбораТеория групповой солидарности Майкла Хечтера 1.Люди ориентируются на цель.2.Люди располагают иерархически упорядоченными преференциями полезности.3.Выбирая направление действия, индивиды производят рациональные калькуляции.Принципы социальной структуры в трудах Хечтера 1.Чем больше членов группы участвует в производстве совместных благ, которые потребляются вне данной группой, тем более их производительность будет зависеть от роста внешнего вознаграждения по сравнению с внутригрупповым вознаграждением. 2.Чем более благ члены группы производят для собственного потребления, тем более их производительность будет зависеть от построения нормативных обязательств. 3.Власть группы над решениями и действиями ее членов позитивно корелируется со степенью их зависимости от группы в доступе к благам и вознаграждениям. Теория групповой солидарности Джеймса Коулмена. Передача права на действие.Ключевые вопросы: 1) какие условия должны возникнуть в сообществе индивидов, чтобы возник спрос среди рациональных акторов на передачу своих прав контроля ресурсов в пользу системы норм и связанных с ними санкций. 2) какие условия делают возможным достижение эффективного контроля благодаря нормам и санкциям. Одним из условий, порождающих спрос, является опыт негативных эффектов и последствий.Принципы групповой солидарности: 1.Мотивация создания системы норм среди акторов, создающих совместные блага, возрастают вместе с:интенсивностью негативных внешних эффектов, совместно пережитыми членами группы2. Пространство действия норм, формулируемых акторами, заинтересованными регулированием процесса производства благ, увеличивается вместе с:уровнем зависимости акторов от производимых благ.3. Преимущество прескриптивных норм относительно проскриптивных (запретов) возрастает вместе с:способностью к снижению цены мониторинга подчинения членов группы нормативным требованиям.4. Уровень групповой солидарности среди акторов, производящих совместные блага, может возрастать, когда:уровень зависимости акторов от группы, производящей совместные блага, является высоким.   22. Драматургический подход Э.Гофмана Гофман понимал социальное «Я» не как собственность актора, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителем и публикой. Самость есть театральный эффект, порождаемый сценой. Передний план – место, где происходит та часть представления, к-ая обычно действует довольно устойчиво и обобщенно, определяя ситуацию для тех, кто наблюдает за представлением. Далее Г. выделяет обстановку и личный передний план. Об-ка относится к физической сцене (операционная, такси, лед). Личный передний план (медицинский халат, инструменты). Личн. Перед. План Г. разделил на внешний вид и манеры.Мистификация с помощью ограничения контактов с аудиторией. Социальная дистанция с аудиторией. Закулисная зона. Внешняя зона.Ролевая дистанция. Степень поглощенности ролью. Дети и карусель. Молодой и старый хирурги. Скучающая уборщица.Стигма. Фактическая и реальная идентичность. Дискредитированная и дискредитируемая идентичность. В определенный момент все мы имеем стигмы. Четыре принципа ограничения интеракции:1. Взаимодействующие должны проявлять ситуационное соответствие или практическое знание того, как вести себя в социальных ситуациях.2. Люди должны продемонстрировать соответствующий уровень вовлеченности в данную социальную ситуацию. 3. Люди должны проявлять соответствующие уровни вежливого невнимания при взаимодействии с незнакомцами.4. Взаимодействия должны быть доступны друг для друга, иначе социальная интеракция полностью разрушиться. Анализ фреймов. Фреймы – принципы организации, которые определяют наш повседневный опыт. Малые структуры социальной жизни.
23. Интеракционистские теории эмоций. Культура эмоций построена из взаимосвязанных представлений о том, что люди должны чувствовать в различных типах ситуации. Эта культура насыщена эмоциональными идеологиями. Работа над эмоциями: 1) работа над своим телом 2) поверхностные действия – подбор адекватных жестов 3) глубинное действии – попытки изменить внутренние чувства 4) познавательная работа, когда припоминаются мысли и понятия, связанные с конкретными эмоциями. Теория принятия роли и социального контроля Сузанны Шот: Эмоции связаны как с процессами физиологического подъема, так и с этикетованием этого подъема как аффекта или эмоции. Процесс этикетования детерминирован культурными факторами через словарь эмоций. Теория контролирования аффектов Давида Хэйзе:Индивиды эмоционально реагируют на кождое социальное событие и сила этой реакции зависит от степени согласия между основными чувствами или культурно определяемыми аффективными значениями, которые действуют независимо от конкретных аспектов ситуации.Теория интеракционистских ритуалов Рандала Коллинза:Микроуровневая теория эмоций. Как власть и статус детерминируют очерченные типы эмоций. За единицу анализа К. принял встречу на микроуровне хотя бы двух акторов, которые вступают во взаимодействие. Модель статуса и власти Теодора Кемпера.: Основная идея достаточно проста: Относительная власть и статус индивидов в социальных отношениях, а также изменения во власти и статусе имеют сильное влияние на их эмоциональное состояние. Теория состояний ожиданий Джозефа Бергера:Ее можно отнести к интеракционистским теориям, потому, что согласно этой теории поведение обусловлено ситуативно, а акторы получают знание, как себя вести, на основе социальных и культурных укладов отнесения, доступных в данной ситуации.Теория статусcно генерированной ценностирассматривает эти проблемы в контексте дистрибутивной справедливости. Эта теория была развита чтобы заменить подход более ранней теории равенства, которая концентрировала внимание на измерении ценности наград. Теория источников ожиданий объясняет, как ожидания конструируются на основе отраженных оценок значащих других.   28. Конструктивистский структурализм П.Бурдье. Бурдье отдает приоритет объективному миру.Классовая структура общества. Доминирующий, средний и нижний классы. Люди из одного класса разделяют определенные способы классификации, оценок, поведения. Габитус – ментальные и когнитивные структуры, посредством которых люди действуют в социальном мире. Люди наделены рядом схем, с помощью которых они воспринимают, понимают и оценивают социальный мир. Габитус можно считать персонифицированными социальными структурами. Габитус приобретается в результате длительного пребывания в определенном положении в социальном мире. Но люди могут иметь и несоответствующий своему положению габитус, такую ситуацию Б. называет гистерезисом. Габитус порождает социальный мир.Хабитус формирует язык, вкус, стиль одежды и т. д.Поле есть сеть отношений между объективными позициями. Эти отношения существуют независимо от индивидуального сознания и воли. 1) экономический капитал 2) социальный капитал 3) культурный капитал 4) символический капитал Формы капитала могут преобразовываться из одной в другую. Стратегии – это объективно ориентированные линии действия.Бурдье считает государство местом борьбы за монополию над тем, что он называет символическим насилием.     24. Феноменологическая социология А.Шютца. Одной из главных черт феноменологического подхода в философии явилось введение понятия «феноменологической редукции», смысл которого состоит в предположении о том, что мир вокруг нас есть творение нашего сознания. А. Щюц считал, что, используя феноменологический подход, мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена» — объекта нашего осознания — через чувственное восприятие. По А. Щюцу, именно такие «само собой разумеющиеся запасы знаний» и составляют основу социального мира.Процесс «создания мира» постоянен и непрерывен. Мы каждый раз организуем его на основании «здесь и сейчас», на основании отдельной ситуации и места — «проекта», по терминологии А.Щюца. С понятием «живого мира» А.Щюц тесно связывает понимание целей и задач социальной науки. Социологи работают с «типификацией второго порядка», «типологизацией нашей совместной типологизации», должной упорядочить социальный мир для прогнозирования поведения людей или для определения их поведения как «ненормального», если они отклоняются от «само собой разумеющихся» понятий, понятий «здравого смысла». Попытка построения феноменологической теории общества представлена в работе Питера Бергера, написанной им в соавторстве с Томасом Лукманом. «Само собой разумеющиеся» значения продолжают рассматриваться ими как основа социальной организации, но авторы обращают большее внимание на значения, вырабатываемые совместно и стоящие как бы «над индивидом». Реальную основу этих значений они видят в религиозных верованиях, разделяющихся каждым. Общество, таким образом, оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные «надстоящие» ценности и значения, которых впоследствии и придерживается. Эти значения развиваются и объективируются в социальных институтах. Прямое влияние Альфреда Щюца на мир западной социологии достаточно ограниченно. Феноменологические идеи в наибольшей степени были использованы этнометодологами   29. Теория макроструктуры Питера Блау.Ключевое понятие структурный параметр 1) номинальные параметры 2) ранжирующие параметры.Номинальные параметры разделяют общество на группы, определяют уровень гетерогеничности макроструктурыРанжирующие параметры определяют уровень неравенства.Три ключевые динамики структуры: 1) гетерогеничность 2) неравенство 3) переплетение или консолидация параметров Социальная структура – это социальные позиции и связи между ними.Социолог должен анализировать модели социальных отношений между различными социальными позициями. Основные положения теории Блау:- Вероятность социальных контактов между индивидами зависит от их способности к контактам - Близость индивидов в многомерном социальном пространстве увеличивает вероятность социальных контактов- Связи с другими группами облегчают мобильность связанных индивидов до тех групп Теорема 1. Вероятность межгрупповых отношений снижается вместе с пропорциональным ростом величины группы. Теорема 2. Чем выше гетерогеничность, тем выше шансы, что случайные встречи затронут членов различных групп.Теорема 3. Вероятность контактов индивидов с большой дистанцией между их статусами возрастает вместе с ростом неравенства.Теорема 4. Социальная мобильность увеличивает шансы межгрупповых контактов, поскольку мобильные индивиды соединяют свои старые и новые контакты.    
26. Понятие социальной структуры в социологии и истоки структуралисткой теории. (26. Основные подходы к пониманию социальной структуры в социологической теории) Понятие социальной структуры принадлежит к числу ключевых понятий в социологической науке. Структура означает совокупность элементов, из которых состоит общество, а также связей между этими элементами. Используя различные критерии анализа, мы можем также выделить в обществе самые различные составные части и связи между ними.Польский социолог Петр Штомпка выделил 8 подходов к пониманию социальной структуры, используемых в социологической науке: организация социальных отношений; упорядоченный уклад частей целого; целостные, более-менее устойчивые регулярности; образец действия или функционирования; существенные, глубинные, лежащие у основания условия; особенности, более глубокие, чем иные поверхностные черты; упорядочение элементов, которое детерминирует разнообразие в данной области явлений; отношения между группами и индивидами, которые проявляются в их поведении. Особенно большое влияние на формирование структуралистской теории оказал Э.Дюркгейм. Он выделял четыре типа механизмов, служащих задаче интегрирования общества: 1) культурный (групповое сознание) 2) структурный (взаимозависимости и создание подгрупп) 3) интерперсональный (ритуалы и эмоции выражения социальной солидарности) и 4) познавательный (классификация). Г.Зиммель утверждал, что социальная структура состоит из неустанных интеракций, а социология занимается поиском фундаментальных образцов или форм этих интеракций. Эдвард Эванс-Притчард исключил в собственной концепции из социальной структуры отношения между отдельными индивидами, интерпретируя ее исключительно как отношения между социальными группами. Роберт Мертон понимал под социальной структурой устойчивые уклады наборов социальных статусов и ролей. К.Леви-Стросс стал основателем структурализма – влиятельного теоретического направления, основной идеей которого выступает тезис о том, что социальная структура является системой логических отношений между общими принципами, составляющими правила интерпретации окружающей нас реальности.   14. Конфликтный функционализм Льюиса Козера Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов: причины конфликтам остроту конфликтам длительность конфликтам функции конфликта.Основные подходы к конфликту Козера:1. в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесиям напряженностью конфликтные отношения;2. многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему при определенных условиях укрепляют интеграцию системВидно, что определение конфликта и его функций Козером во многом схоже с понятием конфликта Зиммеля.Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Козер выделяет "причинные цепи".Ряд причинных зависимостей:1) нарушение интеграции составных частей социальной системы2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями что в свою очередью3) вызывает временную дезинтеграцию системы 4) делает социальную структуру более гибкой. Рассматривая причины конфликтам Козер приходит к выводу что они коренятся в таких условиях когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Причины конфликта:1. Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов тем вероятнее что они должны будут разжечь конфликт.   27. Теория «структурации» Энтони Гидденса Социальная теория не существует вне нашего мира.Дуальность структуры. Действующие субъекты используют структуру, преображая ее. Можно мыслить о структуре, как о правилах и возможностях.Правила являются «обобщенными процедурами». Гидденс утверждает, что правила состоят из методологии или, иначе говоря, техники, которую акторы знают и которая представляет им рецепты для действия. Эти правила имеют следующие особенности: 1) часто используются в ритуалах интеракции и ежедневных рутинных действиях; 2) усвоены и поняты акторами и являются частью их «ресурса знаний;По мнению Гидденса, правила эти являются как бы частью «мудрости» акторов. Правила преобразуются в два основных типа посреднических процессов: 1) нормативные, или создание прав и обязанностей в данном контексте 2) интерпретационные, или создание схем и ресурсов знания, считаемых очевидными в данном контексте.Ресурсы Гидденс разделяет на два основных типа: 1) ресурсы авторитета, или организационная способность 2) локационные ресурсы или материальные ресурсы.
1.Стр-ра 2. Преобраз-я 3.Соц. сист.
Нормативные правила (легитимизация) специфические права и обязанности санкции
Локационные ресурсы (доминация) Ресурсы авторитета материальные и организационные ресурсы власть
Правила интерпретации (значение) схемы интерпретации и ресурсы
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...