Философское понимание движения и развития.
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда. Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни. Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета. Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК - хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях) Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительность. Причина и цель. Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина).
Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины. Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие чудес. Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это "паровая машина" все движение которой можно описать. Т о человек попадает в ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом когда все фатально предопределено.
Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности (так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на необходимости – это ошибка. В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть воздействует на необходимые закономерности. Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция. Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия. Ар-ль толковал Ц как "то, ради чего" нечто существует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|