Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Вопросы по курсу «Молодежное движение в России: история и современность» 1. Студенческое движение в российских университетах в 1860-х гг. 2. Подпольные студенческие организации 1860-х гг. 3. Студенческое движение в 1868–1869 гг. 4. Законодательство о студенческих организациях в 1860–1870-х гг. 5. Студенты и народническое движение 1870-х гг. 6. Правительственная политика по университетскому вопросу в 1880-х гг. 7. Университетский устав 1884г. и студенческое движение второй половины 1880-х гг. 8. Студенческие организации в 1880-х гг. Распространение марксистских студенческих кружков. 9. Студенческое движение в 1890-х гг. 10. Первая Всероссийская студенческая забастовка 1899г. 11. Студенческое движение накануне первой русской революции (1899–1904). 12. Студенческое движение в 1901–1902гг. Вторая и третья всероссийские студенческие забастовки. 13. Основные черты молодежного движения в 1903–1904гг. 14. Участие студенческой молодежи в революции 1905–1907гг. 15. Студенческое движение в 1908–1909 гг. Студенческие академические организации. 16. Студенческие волнения в 1910–1911гг. 17. Студенческое движение в 1912–1913гг. 18. Студенческое движение накануне и в период первой мировой войны (март 1914 –январь 1917). Антивоенные выступления студентов (1915–1916гг.). 19. Первые дореволюционные неполитические молодежные организации в России (1907–1916). 20. Всемирное христианское молодежное движение в России в конце XIX – начале XX вв. Российское христианское общество молодых людей «Маяк». 21. История русского скаутского движения. 22. История «Союза русского сокольства» (1907–1917). 23. Московское общество «Сетлемент» (1905–1908). 24. Студенческое движение в дни Февральской революции (февраль 1917г.).
25. Российское студенчество в общественно-политической жизни 1917г. (февраль – октябрь 1917). 26. Просветительская деятельность профессоров и преподавателей российских вузов в 1917г. Деятельность преподавателей по трансформации системы высшего образования в 1917г. 27. Становление и развитие организованных форм молодежного движения в России (1917–1922 гг.). 28. Реформирование системы образования органами советской власти в 1918–1920-х гг. и молодежное движение. 29. Борьба студентов университетов за автономию вузов в 1920-е гг. 30. Участие советской молодежи в 1930-е гг. в индустриализации и коллективизации. 31. Роль комсомола в системе политического контроля советской власти. 32. Политические репрессии против молодежи в 1930-е гг. 33. Молодежь в годы ВОВ. Молодое поколение в послевоенное пятилетие. 34. Студенческое движение в СССР в 1960–1970-х гг. 35. Молодежное движение в 1980-е гг. 36. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР (1945–1985 гг.). 37. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957г. в Москве. 38. Сущность и тенденции молодежного движения в современной России. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) 5.1 Основная литература:
1. Беленцов С. И. Ученическое движение в России: вторая половина XIX - начало ХХ. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2013. 2. История для бакалавров: учебник для студентов вузов / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. - Изд. 3-е, перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 3. Кириллов В. В. История России: учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неисторическим специальностям / Кириллов, Виктор Васильевич; В. В. Кириллов; Моск. городской пед. ун-т. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. - 665 с. 4. Рожков А. Ю.В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов / Рожков, Александр Юрьевич; А. Ю. Рожков. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 633с.
5. Федоров В. А. История России, 1861-1917: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. 6. Фортунатов В. В. История: учебное пособие / Фортунатов, Владимир Валентинович; В. В. Фортунатов. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2014. - 463 с. 5.2 Дополнительная литература: 1. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в РФ: монография. М.: Инфра-М, 2013. 150с. 2. Кивлева Н. В. Становление образования в России: обзорное изложение / Кивлева, Наталия Васильевна; Н. В. Кивлева. - Санкт-Петербург: [Нестор-История], 2012. 3. Организация работы с молодежью: учебное пособие/Под ред. Е.П.Агапова, Л.С.Деточенко. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 738с. Информационные ресурсы библиотеки КубГУ http://biblioclub.ru/ index.php?page=book_view&book_id =362866 4. Соболев В.С. Нести священное бремя прошедшего...: Российская академия наук. Национальное культурное и научное наследие. 1880-1930 гг. / Соболев, Владимир Семенович; В. С. Соболев; Рос. акад. наук, С.-Петерб. фил. Ин-та истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012. 5. Политические и социальные аспекты истории сталинизма. Новые факты и интерпретации / Под ред. С.Папкова и К. Тэраяма. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 240с. Информационные ресурсы библиотеки КубГУ. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=428540 6. Плотичкина Н.В. История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010.
5.2 Дополнительная литература [1]: 7. Пелевин Ю.А. Первая протестная демонстрация в России// Вопросы истории. 2012. №8. С. 14-29. 8. Луков С.В. Инновационный потенциал молодежи в российско-германском сотрудничестве: первый опыт и перспективы // Информационный гуманитарный портал Знание. Умение. Понимание. 2012. №3. С.8. 9. Молчанова Т.В. Особенности приема студентов в ленинградские вузы. 1950-1960-е гг. // Вопросы истории. 2012. №1. С. 141-148. 10. Нефедов С.А. «Молодежный бугор» и первая русская революция // Социс. 2015. №7. С. 140-147. 11. Андреев Д.А. Студенческие беспорядки и борьба в правительственных верхах зимой – весной 1899 года // Российская история. 2012. №1. С. 59-68. 12. Жарова Е.Ю. Университетское образование в Российской империи в XIX-начале XX века // Вопросы истории. 2012. №9. С. 112-122.
1. «Студенты просят, чтобы органы НКВД навели в институте большевистский порядок»: Историко-архивный институт в 1936 – 1940 гг. // Новый исторический вестник. 2002. №1(6). 2. 1990-й: опыт изучения недавней истории. Сб. статей и материалов. М.: Новое литературное обозрение, 2011. Т.1. 3. 80-е годы и молодежь. М.: Редакция «Общественные науки и современность», 1985. 4. Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты // Вопросы истории, естествознания и техники. 2000. №1. С. 141–153. 5. Аксютин Ю. В.Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953 - 1964 гг. М.: РОССПЭН, 2010. 6. Алексеева И.А. История всемирного христианского молодежного движения в России. М, 2007. 7. Андреев А.Ю. «Геттингенская душа» Московского университета // Вопросы истории, естествознания и техники. 2000. №2. С. 73–101. 8. Андреев А.Ю. «Гумбольдт в России»: Министерство народного просвещения и немецкие университеты в первой половине XIX века //Отечественная история. 2004. №2. С. 37-54. 9. Андреев А.Ю. Император Александр I и профессор Г.Ф. Паррот: к истории возникновения «университетской автономии» в России // Отечественная история. 2006. №6. С. 19-30. 10. Андреев А.Ю. О начале университетского образования в Санкт-Петербурге // Отечественная история. 1998. №5. С. 62-72. 11. Андреев А.Ю. Ф.С.Лагарп и разработка реформы народного образования в России // Российская история. 2010. №6. С. 40-47. 12. Беликова М.Г. Воспитанники Пензенской гимназии в Московском университете// Вестн. Моск. ун-та. Серия 8. История. 1999. №5. С. 90–94. 13. Борзенков А. Г. Политизированная аналитическая и дискуссионная деятельность молодежи на востоке России: возможности и пределы студенческой самодеятельности (1961–1991 гг.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 1. Вып. 3: История / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 71–79. 14. Борисенко М.В. Влияние опыта первой российской революции на формирование общественного облика российского студенчества в межреволюционный период (1907–1917гг.)/ Новое о революции 1905–1907 гг. в России. Л., 1989. С. 165–176.
15. Борисенко М.В.Участие студенчества Петербургского университета в революционном движении в 1907г.– феврале 1917г. (историография вопроса) //Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1984. Т.5. С. 136-151. 16. Булдаков В. П. Красная смута: природа и последствия революционного насилия М.: РОССПЭН, 2010. 17. Валькова О.А. Дискуссия о высшем женском образовании в Московском университете (1861г.) // Вопросы истории, естествознания и техники. 2006. №4. С. 82–96. 18. Ватник Н.С. «Огарки»: мифы и реалии гимназической среды 1907-1908 годов// Российская история. 2010. №6. С. 97-105. 19. Волосникова Л. М. Правовой статус университетов: история и современность: учебное пособие / Л. М. Волосникова, Г. Н. Чеботарев. - Москва: НОРМА, 2011. 20. Ганелин Р.Ш. Петербургский университет и правительственная политика (из истории студенческого движения) // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1989. Т. VI. С.112–135. 21. Гардевская И. В начале века: из истории российского студенчества // Высшее образование в России. 1992. №2. С. 133–136. 22. Георгиева Н.Г. Революционное движение в России в конце XIX - начале XX в. Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1986. 192 с. 23. Герасимова О.Г. К вопросу об участии Московского университета в подготовке и проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957г. // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 2005. №1. С. 35-64. 24. Гнатовская Д. Ю., Зезина М. Р. Бытовые коммуны рабочей и студенческой молодежи во второй половине 20-х - начале 30-х годов // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1998. №1. С. 42-58. 25. Горинов М. М. Зоя Космодемьянская (1923-1941) // Отечественная история. 2003. №1. С.77-91. 26. Горлов В.Н. Советские общежития рабочей молодежи // Отечественная история. 2004. №5. С. 177-181. 27. Горячев Ю. Революционные демократы и молодежь стран социалистической ориентации // 80-е годы и молодежь. М.: «Общественные науки и современность», 1985. С. 128–147. 28. Гришина З.В. Студенческое движение в Московском университете 80-х гг. XIX – начала XX вв. по воспоминаниям современников. Источниковедческий обзор // Вестн. Моск. ун-та. Сер.8. История. 1988. №5. С. 43–53. 29. Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 1899–1907. М.: Мысль, 1971. 264 с. 30. Данилов П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились//Отечественная история. 2004. №3. С. 35-41. 31. Долгов В.В., Криворученко В.К., Родионов В.А. Молодежное движение в России. М., 1997. 32. Евсеева Е.Н. «Объединение русских эмигрантских студенческих организаций» (1921–1934) // Новый исторический вестник. 2001. № 1(3). 33. Евсеева Е.Н. Педагогическое бюро по делам средней и низшей русской школы за границей // Новый исторический вестник. 2002. №2 (7). С. 150–158. 34. Евсеева Е.Н. Русский народный университет в Праге (1923–1933) // Новый исторический вестник. 2001. № 1(3).
35. Евсеева Е.Н. Русское высшее училище техников путей сообщения в Праге (1922–1933 гг.) // Новый исторический вестник. 2002. №2 (7). С. 159–168. 36. Евсеева Е.Н. Эмигрантская и советская высшая школа 20-х годов (Опыт сравнительной характеристики) // Новый исторический вестник. 2001. №1(3). 37. Ермолов И.Г. Школьное и профессиональное образование на оккупированных территориях РСФСР// Вопросы истории. 2009. №12. С. 44-52. 38. Завьялов Д. А. Российское законодательство о студенческих организациях, 1855 – 1914 //Правоведение. 2006. № 4. С. 186 - 200. 39. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль-октябрь 1917г.). Л., 1988. 40. Зубков И.В. Общества взаимопомощи учителей в Российской империи (1890-1910-е гг.) // Российская история. 2011. №2. С. 45-59. 41. Зырянова И.В. Журнал «Современник» и Петербургский университет (к вопросу о первых студентках) // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1984. Т.5. С. 113–118. (1860-е гг.) 42. Иванов А.Е. «Половой вопрос», брак, семья в бытовом сознании и поступках российских студентов (1880-е гг. – начало XX в.) // Российская история. 2010. №6. С. 84-96. 43. Иванов А.Е. Российское «ученое сословие» в годы «второй отечественной войны» (Очерк гражданской психологии и патриотической деятельности) // Вопросы истории, естествознания и техники. 1999. №2. С. 108–127. 44. Иванов А.Е. Российское студенческое зарубежье. Конец XIX – начало XX века. // Вопросы истории, естествознания и техники. 1998. №1. С. 91–120. 45. Иванов А.Е. Студенческая «самопомощь» в высшей школе Российской империи. Конец XIX - начало XX века // Отечественная история. 2002. №4. С.35-50. 46. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX вв.: социально-историческая судьба. М.:РОССПЭН, 1999.47. Из истории борьбы царской охранки с революционным студенческим движением // Советские архивы. 1989. №3. С. 66–68. 48. Исаев В. И. Военизация молодежи и молодежный экстремизм в Сибири (1920-е - начало 1930-х гг.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 1. Вып. 3: История / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 63–70. 49. Кац Н.Г. Советизация российского учительства в годы НЭПа //Новый исторический вестник. 2001. №1(3). 50. Ковалева И.Н. «Дело» студента В.Губина: (Из истории студенчества Московского университета) // Вестн. Моск. ун-та. Серия 8. История. 1987. №2. С. 47–53.51. Козлов В. А.Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953-начало 1980-х гг.). - М.: РОССПЭН, 2010. 52. Комсомолу – 80: Вопросы методологии и истории. М., 1999. 53. Кошман Л.В. Какое образование нужно народу? (Споры на страницах печати 50-х годов XIX века) // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 2005. №1. С. 3–15.54. Красильников А.С. В борьбе против апартеида и расизма. М.: Знание, 1978. 55. Криворученко В.К., Родионов В.А., Татаринов О.В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М., 1998. 56. Кручковская В.М.Студенческое движение в России в 1917г. (Краткий обзор историографии 1970-1989 гг.) // Петроградская интеллигенция в 1917 году. М.; Ленинград, 1990. С. 22-32. 57. Купайгородская А.П. Высшая школа Ленинграда в первые годы советской власти (1917–1925). Л., 1984. 58. Купайгородская А.П. Петроградское студенчество и Октябрь // Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. М., 1980. С. 241–248.59. Ларионов А.А. Студенчество в славяно-греко-латинской академии в первой половине XVIII века // Российская история. 2010. №6. С. 30-40. 60. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: Гранд: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 61. Левшин Б.В. Академический университет в Санкт-Петербурге (Историческая справка) // Отечественная история. 1998. №5. С. 73-76. 62. Лейберов И.П. На штурм самодержавия: Петроградский пролетариат в годы первой мировой войны и Февральской революции (июль 1914 – март 1917). М., 1979. 63. Лейкин А.Я. Октябрьское вооруженное восстание и молодежь // Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. М., 1980. С. 235–241. 64. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971. 65. Лейкина–Свирская В.Р. Петрашевцы. М., 1965.66. Лейкина-Свирская В.Р.Русская интеллигенция в 1900–1917годах. М., 1981.67. Ленинградский университет в Великой Отечественной (1941–1945):Очерки. Л., 1990. 68. Ленинградский университет за советские годы: 1917–1947: Очерки. Л., 1948. 69. Ленинградский университет: 1819–1944. М., 1945. 70. Луков В.А., Мошняга В.П. Юность стран социалистического содружества. М.: «Знание», 1979. 71. Лютов Л.Н. Советская молодежь на закате нэпа. 1927-1929гг.// Вопросы истории. 2011. №11. С. 128-134. 72. Марголис Ю.Д. Петербургский университет 1905–1907 гг. в воспоминаниях современников / Новое о революции 1905–1907 гг. в России. Л., 1989. С. 18–27. 73. Мартынова А.Ю. Российское студенчество и Февральская революция // Новый исторический вестник. 2005. № 2(13). С. 166–181. 74. Менцин Ю.Л. Дилетанты, революционеры и ученые // Вопросы истории, естествознания и техники. 1995. №2.75. Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Страницы сотрудничества Московского и Казанского университетов в XIX веке// Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История.1999. №2. С.98–106. 76. Можаева Л.А. Русское студенческое христианское движение (1921–30-е гг.) // Новый исторический вестник. 2001. №3.77. Молодежное движение России в документах (1905–1938гг.): Сб. М.: ОМП- Press, 2000.78. Молодежь и высшее образование в социалистических странах. М.: «Наука», 1984. 79. Мухачев С.Г. Студенческие дружины охраны природы // Социс. 2003. №1. С. 141–142.80. Мяло К.Г. Под знаменем бунта: (Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950–1970-х гг.). М.: Мол. гвардия, 1985. 81. На "краю" советского общества: социальные маргиналы как объект государственной политики, 1945 - 1960-е гг. М.: РОССПЭН, 2010. 82. Наместникова И.А. Историко-филологическое общество в Московском университете (1902—1904) // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История.1999. №5. С.75–89.83. Никитин В. А. Партийное руководство комплектованием московских вузов студентами (1971—1981 гг.). // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1988. №4. С. 3–17. 84. О`Махоуни М.Спорт в СССР: физическая культура - визуальная культура. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. 85. Олесич Н.Я. В.И.Ленин и революционное студенчество России. М., 1982. 86. Ольховский Е.Р. Студенческое движение на рубеже XIX-XX века. Зарождение большевистской организации в Петербургском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1989. Т. VI. С. 75–111.87. Опаленные войной. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2011. 88. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Издат. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 89. Орлов И.Б., Машкова А.М. Иностранный молодежный туризм в СССР в 1958-1964 годах // Российская история. 2011. №6. С. 155-165. 90. Островский А.В. К истории Общества вспомоществования студентам Петербургского университета (1903–1905) // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1989. Т. VI. С.168–174. 91. Отечественные ун-ты в динамике золотого века русской культуры / Под ред. Е.В.Олесеюка. Санкт–Петербург: Союз, 2005. 92. Петербургский университет и революционное движение в России: Сб. статей. Л., 1979.93. Петров Ф.А. «Люди 1840-х годов» в Московском университете (К 250-летию Московского университета) // Отечественная история. 2005. №2. С. 127-146. 94. Петрова Н.К. Вспомним... (еще раз о молодежной организации "Молодая гвардия") // Отечественная история. 2000. №3. С. 33-40. 95. Письма студентов исторического факультета МГУ. 1941—1945 гг. // Вопросы истории. 2005. №5. С. 49-78. 96. Полежай В.Г. Реформа российского образования 1915-1917гг. //Alma Mater. 2011. №11. С. 89-95. 97. Политическая борьба вокруг смерти Толстого // Лев Толстой: В 2 кн. М., 1961. Кн. 2. С. 321—402. 98. Полищук Е.Н. Молодежное движение в России в дореволюционный период: (историко-правовое исследование): монография. Санкт-Петербург: Юридический институт, 2011. 99. Пучков С.Н. Современные молодежные движения и исторический опыт «активизма» в среде российской эмигрантской молодежи в 20–30-е годы XX в. // Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. 2006. №2. С. 171–184. 100.Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953 -1964 гг.) // Вопросы истории. 2004.№9. С. 95-104. 101.Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. №1. С. 134-139. 102.Рожков А.Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х гг.: в 2 т. Краснодар, 2002. 103.Русское и советское молодежное движение в документах, 1905–1937 гг. М.: Моск. обществ. молодеж. палата: ОЛМА-пресс, 2002.104.Сейку Е.Ю. Московское общество «Сетлемент» (1905—1998) (Из истории детских воспитательных учреждений начала XX в.) // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 2007. №1. С. 100–118. 105. Сизов С.Г. Революционные идеи семинаристов и детей священников. Конец XIX- начало XX в. // Вопросы истории. 2009. №7. С. 139-144. 106.Сладкевич Н.Г. Революционеры в Петербургском университете // Вестник Ленинрадского университета. 1947. №11. С. 252–274. 107.Сладкевич Н.Г. Революционная деятельность Благоева в годы его пребывания в Петербургском университете // Вестник Ленинградского университета. 1949. №4. С. 144–150. 108.Слезин А.А. Красные скауты // Вопросы истории. 1998. №2. С. 139-143. 109.Слезин А.А. «Легкая кавалерия» комсомола в системе политического контроля // Вопросы истории. 2001. № 11/12. С. С. 131-135. 110. Слинько А.А., Сальников В.И., Дмитриева С.И. Студенчество в Европе: между реформой и протестом// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2009. №2. С.127-132. 111.Смирнова Т. М. «В происхождении своем никто не повинен...»? Проблемы интеграции детей "социально чуждых элементов" в послереволюционное российское общество (1917-1936 гг.) // Отечественная история. 2003. №4. С.28-42. 112.Соколов В.И. Из истории молодежного движения в России (1900–1926 гг.) // Социс. 1996 №12. C. 122-125. 113.Соколов В.И. История молодежного движения России (СССР) второй половины XIX –XX в.: в 2 ч. М., 1996. Ч.1. 114.Соколов В.И. История молодежного движения России (СССР) второй половины XIX –XX в.: в 2 ч. М., 1997. Ч.2. 115.Соколов В.И. История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI века: Учеб. пособие. Рязань, 2002.116.Соломонов В.А. Об участии московского студенчества в первой Всероссийской студенческой забастовке 1899г. // Вестн. Моск. ун-та. Серия 8. История. 1994. №2. С. 26–31. 117. Стаферова Е.Л. Образование и религия в 1860-1870-х гг.: взгляд из Министерства народного просвещения // Российская история. 2010. №6. С. 70-84. 118.Студенческое брожение в СССР (конец 1956г). // Вопросы истории. 1997.№ 1. С.3-22. 119.Сысоева Е.К. Московский университет и общеобразовательная школа в XVIII – начале XX века // Вопросы истории. 2008. №6. С. 118-127. 120.Тишкин Г.А. Первые студентки Петербургского университета /Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып.3., С.61–64. 121.Ткаченко П.С. Московское студенчество в общественно-политической жизни России второй половины XIX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. 336 с.122.Ткаченко П.С. Студенческое движение 1868–1869 гг.: (Рукопись «Статей Ф.Волховского») // Встречи с историей. М., 1989. Вып.2. С. 40–44. 123.Ткаченко П.С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60–70-х гг. XIX в. М.: Мысль, 1978. 245 с.124.Трохимовский Ю.А. Политика Министерства народного просвещения по подготовке молодых ученых за границей (1856—1881)// Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 2007. №1. С. 61–76. 125.Ушаков А.В. Революционное движение демократической интеллигенции в России: 1895–1904. М., 1976. 126. Ушаков А.В.Интеллигенция и рабочие в освободительном движении России: конец XIX - начало ХХ века. М.: Новый хронограф, 2011. 127.Федоров В.А.Об участии студентов Московского университета в похоронах декабриста С.П. Трубецкого// Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История.1988. №4. С. 93–95. 128.Феофанов А.М. Социальный состав и численность студентов Московского университета во второй половине XVIII - первой четверти XIX в. // Отечественная история. 2006. №6. С.120-126. 129. Фильцер Д.Советские рабочие и поздний сталинизм: рабочий класс и восстановление сталинской системы после окончания Второй мировой войны. М.: Фонд "Президентский центр Б. Н. Ельцина": РОССПЭН, 2011. 130. Харченко В.В. Состояние и перспективы международного сотрудничества в молодежной сфере в России // Вестник международных организаций. 2009. №1. С. 100-112. http://iorj.hse.ru/2009--1/26755767.html 131.Хоскинг Дж. Предпосылки образования гражданского общества в период «застоя» / Россия в XX веке. М., 1994. С. 604– 614. 132.Чернов М. П. Петроградское студенчество в борьбе за свободную высшую школу в 1918-1922 годах // Вопросы истории. 2000. №11/12. С. 135–140. 133.Что такое молодежная политика? (материалы круглого стола) // Свободная мысль –XXI. 2006. № 1/2. С. 67–79. 134.Шалагинова Л.М. Студенческое движение накануне и в дни Февральской революции // Вопросы истории КПСС. 1967. №2. С.102–106.135.Шварц А.Н. Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о Государе. М., 1994. // http://www.hrono.ru/libris/stolypin/stpn_shwarc.html 136. Шевченко В.А. «Необходимо ударить, кого следует, чтобы делу не мешали»: введение антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928-1929 годах // Российская история. 2009. №1. С. 89-96. 137.Щербакова Е. И. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в восприятии радикальной молодежи середины 60-х годов XIX в // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1998. №1. С. 59–60. 138.Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России. Последняя четверть XIX века. М.: Изд-во «Наука», 1987. 240 с. 139.Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. М.: Изд-во «Наука», 1976. 232с. 140. Щупленков О.В. Пореволюционные идеологические течения молодежи в эмиграции//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №8. С. 1301-35. 141.Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостной к России капиталистической. М., 1985. 142. Юинг Е. Т.Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х годов. М.: Фонд "Президентский центр Б. Н. Ельцина": РОССПЭН, 2011. 143.Яковлев В.П. Студенчество российских университетов в годы реакции (1907–1910) // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып.3., С.48–55.
Задания по курсу: 1) реферат 2) сделать тестовое задание.
1) Тестовые задания Тест №1. 1. Н.Г.Чернышевский был лидером и учителем радикальной молодежи: 1) 1840-х гг.; 2)1850-х гг.; 3) 1860-х гг.; 4) 1890-х гг.
2) С.Г.Нечаев, П.Н.Ткачев являлись лидерами студенческого движения: 1) 1861/1862 гг.; 2) 1868/1869 гг.; 3) первой половины 1870-х гг.; 4) 1878/1880 гг.
3) Д.Каракозов являлся участником: 1) «Малороссийской общины»; 2) кружка С.Г.Нечаева; 3) организации московского отделения «Земли и воли»; 4) революционной народнической группы Н.А.Ишутина–И.А.Худякова.
4) Матрикулы, студенческие билеты, появились в результате введения в университетах: 1) «путятинских правил»; 2) «правил для студентов» 1879г.; 3) «временных правил» 1899г.; 4) «правил 11 июня 1907г.».
5) Землячества представляли собой: 1) объединения студентов по месту их рождения; принадлежности к губернии, городу; 2) общестуденческие организации; 3) студенческие революционные кружки; 4) кружки самообразования.
6) Проект нового университетского устава Сабурова – Милютина (1880г.): 1) вводил экзаменационную систему через особые министерские комиссии; 2) расширял полномочия попечителей учебных округов; 3) запрещал отдавать студентов «за беспорядки» в солдаты; 4) разрешал сходки, студенческие кассы, дешевые столовые.
7) Первые марксистские студенческие кружки возникли: 1) в 1870-х гг.; 2) в 1880-х гг.; 3) в 1900-х гг.; 4) в 1890-х гг.
8) Обязательное ношение формы для студентов университетов вводилось: 1) в 1860-х гг.; 2) в 1870-х гг.; 3) в 1880-х гг.; 4) в 1890-х гг.
9) Союзы землячеств студентов стали появляться: 1) с 1860-х гг.; 2) с 1870-х гг.; 3) с 1880-х гг.; 4) с 1890-х гг.
10) Первая Всероссийская студенческая забастовка прошла: 1) в 1897г.; 2) в 1898г.; 3) в 1899г.; 4) в 1900г.
11) Студенты впервые стали переходить от академических требований к политическим лозунгам, участвовать в политических демонстрациях совместно с рабочими: 1) в 1899/1900гг.; 2) в 1901/1902гг.; 3) в 1903/1904гг.; 4) в 1905/1907гг.
12) Правила «О студенческих организациях и устройстве собраний в вузах» (11 июня 1907г.): 1) были направлены против революционных студенческих организаций; 2) вводили должность попечителя учебного округа; 3) разрешали курсовые сходки студентов и институт курсовых старост; 4) расширяли полномочия советов университетов.
13) Студенческое движение 1910/1911 гг.: 1) было связано с требованием отмены смертной казни, смертью Л.Н.Толстого; политикой министра просвещения Л.А.Кассо; 2) движением руководил Объединенный Комитет социал-демократических фракций высших учебных заведений Петербурга; 3) в движении в основном участвовали студенты-академисты; 4) студенты протестовали против исключения из университетов вольнослушательниц.
14) Студенческое движение в 1914–1917гг. характеризовалось: 1) волнениями студентов в связи с Ленским расстрелом и разгромом Военно-медицинской академии; 2) общероссийскими студенческими забастовками; 3)созданием «Союза академистов»; открытием городского клуба академистов; 4)антивоенными выступлениями студентов.
2) Реферат Примерные темы рефератов 1. Группа «Освобождение труда» и революционное российское студенчество. 2. Студенческое движение молодежи в Московском университете 80-х гг. XIX – начала XX вв. 3. Студенчество и революционное движение России, последняя четверть XIX века. 4. Студенческое движение 1868–1869г. 5. Студенчество в 1860-х гг. 6. Студенческое движение и проблема поколений в годы первой русской революции (1905–1907гг.). 7. Организация учащихся средних учебных заведений во время первой российской революции. Движение учащихся средних учебных заведений в период 1905– 1907гг. 8. Студенческое движение в Московском университете в 80-х гг. XIX века. 9. Студенческое движение на рубеже XIX-XX века. Зарождение большевистской организации в Петербургском университете. 10. История всемирного христианского молодежного движения в России. 11. Молодежные движения и организации российского зарубежья в 1920–1930 гг. Политический активизм молодежи зарубежной России (1920–1930). 12. Становление и развитие неформального движения в СССР: 1945–1985гг. 13. ВЛКСМ в борьбе за развитие международных связей с молодежными организациями зарубежных стран. 14. Борьба большевиков с эсерами за молодежь в годы первой российской революции. 15. Влияние опыта первой русской революции на формирование общественного облика российского студенчества в межреволюционный период (1907–1917гг.). 16. Студенчество и его борьба на страницах газет «Звезда» и «Правда» (1910–1914гг.). 17. Участие студенчества в Добролюбовской демонстрации 1886г. 18. Студенты и первая Всероссийская студенческая забастовка 1899г. 19. Возникновение скаутских организаций в России. История скаутизма в России. 20. Патриотическая деятельность молодежных объединений в России в 1914–1917гг. 21. Молодежь в послереволюционной модернизации России в 1920–1930гг. 22. Скинхеды в России (90-е гг. ХХ). 23. Участие молодежи в националистических движениях (конец XIX- начало ХХ вв.). 24. Националистическая идея и молодежь Российской империи (начало ХХ вв.) 25. Фашистские молодежные организации в Европе (20-30-е гг.) 26. Повседневная жизнь молодежи в России и СССР (20-30-х гг.) 27. Воспитание российской молодежи на исторических традициях России (90-е ХХ в.) 28. Христианское демократическое движение в России (начало ХХв.) 29. Деятельность государственных органов и общественных организаций по защите прав молодежи (90-е гг. – начало ХХ вв). 30. Молодежное движение в России и в СССР. Вопросы методологии и историографии. 31. Молодежная политика царизма в России. 1900-1917 гг. 32. Молодежная политика политических партий. 1903-1918 гг. 33. Молодежное движение в России в 1917г. 34. Новая экономическая политика: её влияние на жизнь молодого поколения. 35. Исторический опыт борьбы молодежных организаций за социальные права юношества в период НЭПа. 36. Оппозиции 20-х гг. в молодежном движении: мифы и реалии, взгляды 90-х гг. XX в. 37. Сотрудничество государственных и общественных организаций в защите социально-экономических прав молодежи в 20-х гг. 38. Студенческое движение в условиях перестройки общественно-политической жизни страны (конец 80 – начало 90-х гг. XX в.) 39. Влияние политических партий и движений на становление новых самостоятельных молодежных организаций в СССР. 1980-90-е гг. 40. Государственная молодежная политика: сущность, система разработки и реализации, анализ осуществления. 1960-90-е гг. 41. Документы и материалы КГБ как исторический источник исследования молодежного движения. 42. ВЛКСМ: позитивное и негативное в его исторической деятельности, исторические уроки, причины кризиса в условиях перестройки общественно-политической жизни в стране. 43. Молодежные проблемы в деятельности различных политических партий и движений (90-е гг. ХХ в. – начало XXI в.)
Объем реферата – 10 стр. Шрифт - размер (кегль) – 14; тип: Times New Roman. Темы рефератов студенты могут сформулировать самостоятельно. Реферат должен быть самостоятельно написанным текстом, в рамках которого сформулирована исследовательская проблема и исследовательский вопрос, продемонстрировано знание теоретических подходов и литературы, сформулирована и аргументирована своя точка зрения (включая анализ феномена и выводы). Оценки за реферат выставляются по 5–бальной шкале по следующим критериям. 5 - отличная работа, выполненная самостоятельно, изложение логично, продемонстрировано уверенное владение материалом, работа грамотно оформлена. 4 – очень хорошая работа, продемонстрированы навыки самостоятельного анализа материала, работа правильно оформлена, имеются ссылки на использованные источники. 3 – чистая компиляция чужих текстов и отсутствие корректных ссылок, отсутствие списка литературы. 2 – «скачанный» или отсканированный реферат.
[1] Литература годом издания до 2011г. +статьи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|