Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные практики взаимодействия




Следователя и органа дознания

Данные практики по реализации общих условий предварительного расследования по материалам уголовных дел Главного следственного управления при ГУВД по Нижегородской области.

 

 

1. Количество изученных уголовных дел – 5.

2. Количество и характер процессуальных актов, в которых нашло отражение взаимодействие следователя с органом дознания:

1) протокол осмотра места происшествия – 7;

2) отдельное поручение – 19;

3) протокол обыска – 8;

4) протокол выемки – 7;

5) протокол изъятия образцов для сравнительного исследования – 8;

6) иные процессуальные документы (Постановление о приводе      свидетеля) – 2.

3. По каким категориям уголовных дел взаимодействие осуществляется:

1) более эффективно – 1;

2) менее эффективно – 4;

3) совсем не осуществляется – 0.

4. Кто чаще всего выступает инициатором взаимодействия[5]:

1) следователь – 42;

2) оперуполномоченный, на зоне которого совершено преступление – 9;

3) инициатива исходила от начальника органа дознания – 0.

 

 


Анализ практики

 

Сведения о результатах работы Главного следственного управления при ГУВД по Нижегородской области

 

№ п/п Вид информации 2006 2007 (+/-) %
1. Остаток на 1 января 12760 12291 -3,7 %
2. Принято к производству 93183 80362 -13,8%
3. Находилось в производстве 105943 92653 -12,5%
4. Расследовано дел 82573 70475 -14,7%
5. Приостановлено по п.1 ст.208 УПК РФ 69747 58301 -16,4%
6. Приостановлено по п.2 ст.208 УПК РФ 857 682 -20,4%
7. Приостановлено по п.3 ст.208 УПК РФ 331 274 -17,2%
8. Окончено дел 11638 11218 -3,6%
9. Направлено прокурору с обвинительным заключен. 11130 11070 -0,5%
10. Направлено в суд 10681 10709 0,3%
11. Количество обвиняемых 14190 14154 -0,3%
12. Число обвиняемых на 1000 уг. дел 1328,5 1321,7 -0,5%
13. Количество преступлений уг. дела по которым направлены в суд 19768 23783 20,3%
14. Прекращено дел 957 509 -46,8%
15. Удельный вес прекращенных дел, % 8,2 4,5 -3,7
16. Нарушены сроки следствия по уг.д. 1252 1089 -13,0%
17. Удельный вес с нарушен. сроками, % 10,8 9,7 -1,1
18. Возвращено у.д. для доп. расследования 421 340 -19,2%
19. Удельный вес дел, возвр. на доследование, % 3,8 3,1 -0,7
20. Необоснованно прекращено 9 8 -11,1%
21. Оправданные 16 11 -31,3%

Сведения о результатах работы подразделений дознания

 по Нижегородской области

 

  2006 2007 +/– %
Зарегистрировано преступлений 108694 106007 -2,5
Зарегистрировано преступлений предварительное следствие по которым необязательно 65463 41999 -35,8
из них:      
Раскрыто всего 19313 17432 -9,7
Находилось в производстве у. дел по преступлениям у дознавателей 20320 29351 44,4
Расследовано дознавателями 7840 18719 рост в 2,3 раза
Окончено производством 7830 8534 8,9
Направлено прокурору с обвинительным актом 7873 8470 7,6
Направлено прокурором в суд 7663 8315 8,5
Удельный вес направленных прокурору от числа оконченных 100,5 % 99,3 % -1,2%
Прекращено дознавателями 157 219 39,5
Возвращено прокурором для доп.дознания 108 93 -13,9
Приостановлено дознавателями по п.п. 1,2,3 ч.1 ст.208 УПК РФ 10 201 рост в 20,1 раза
Окончено в сроки свыше установленного УПК РФ 645 582 -9,8
Количество, возвращенных горрайпрокурорами для пересоставления обвинительного акта 22 31 40,9
Удельный вес внесенных представлений в порядке ст. 158 ч.2 УПК РФ от количества УД, оконченных производством 86,1% 89,1% 3,0%

 

Средняя нагрузка на одного сотрудника горрайоргана внутренних дел

 

ОВД

СЛЕДСТВИЕ

ДОЗНАНИЕ

расследовано

направ. дел в суд

расследовано

направ. дел в суд

  2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006
Область 69,3 80,8 10,5 10,5 43,2 19,3 19,2 18,8
Нижний Новгород 109,2 132,1 9,6 10,1 52,3 16,5 17,8 16,1
10 городов 68,6 76,2 11,3 10,8 45,2 20,0 20,6 19,3
13 городов 36,8 42,1 13,2 13,0 36,8 23,2 25,0 22,8
27 сельских районов 31,1 36,1 13,6 13,3 33,5 23,4 24,5 23,2

 


В ходе ведения предварительного расследования, на разных его этапах, возникают определенные проблемы, которые мы попробуем определить:

 

Проблемные вопросы деятельности следствия

1. Практикой доказано, что при 48-часовом сроке задержания подозреваемого (ч.2 ст.94 УПК РФ) и необходимости организации процедуры рассмотрения ходатайства о заключении последнего под стражу на проведение необходимых следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на сбор доказательств, не остается времени. Необходимо установить срок задержания подозреваемого не менее 72-х часов.

Кроме этого, сопровождение подозреваемого в суд для рассмотрения ходатайства о заключении под стражу требует привлечения дополнительных сил и средств.

2. Вызывает определенные трудности применения ч.1 ст.217 УПК РФ (Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела), в которой говорится о предъявлении обвиняемому и его защитнику для ознакомления материалов уголовного дела, а также вещественных доказательств, фотографий, материалов аудио и (или) видеозаписи, киносъемки и иных приложений к протоколам следственных действий.

Однако, в процессе расследования могут быть изъяты вещественные доказательства в виде крупногабаритных, скоропортящихся, а также представляющих опасность предметов (например: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические средства), которые не могут храниться при уголовном деле. В таких случаях достаточно бы ознакомить заявившего ходатайство обвиняемого и его защитника с образцом вещественного доказательства, процессуальными документами, описывающими их свойства и местонахождение.

3. В связи с изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве, внесенными Федеральными законами от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 06.06.2007 № 90-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РФ» в работе органов предварительного следствия возникли проблемы, требующие скорейшего разъяснения:

- Не урегулирован порядок передачи уголовных дел по территориальности (подследственности) из органов предварительного следствия в системе МВД РФ следователям УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, следователям органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т.д.

- По смыслу ч.6 ст.162 УПК РФ (Срок предварительного следствия) в случае возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования, при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела, срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. Из Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 352 «По запросу Промышленного районного суда г. Оренбурга о проверке конституционности ч.6 ст.162 УПК РФ (Срок предварительного следствия)» следует, что норма указанной части не подлежит расширительному толкованию и не может рассматриваться как позволяющая прокурору неоднократно, тем более по одному и тому же основанию, продлевать срок предварительного следствия, если в результате общая его продолжительность будет превышать срок в один месяц, установление которого в соответствии с ч.ч.4 и 5 данной статьи относится к компетенции прокурора. Применительно ли указанное толкование Конституционного суда к руководителям следственных органов?

- Не нашел отражения вопрос о компетентности следователя возбуждать уголовные дела, относящиеся к подследственности специализированных подразделений дознания, по преступлениям, выявленным им в ходе предварительного расследования дела, находящегося в его производстве.

- УПК РФ не предусмотрено, каким прокурором должен осуществляться надзор за расследованием многоэпизодных уголовных дел, в случаях, когда преступления совершены на территориях нескольких районов города (области).

- Несмотря на вступление в законную силу Федерального закона от 05.06.2007 № 87 и наделением полномочиями начальников органов предварительного следствия на утверждение и согласование постановлений о возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела порядок подписания статистических карточек по указанию областной прокуратуры не изменен и действует до настоящего времени в соответствии с приказом от 29.12.2005 № 39/1070 «О едином учете преступлений».

 

Проблемные вопросы деятельности подразделений дознания

 

1. В связи с изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве, внесенными Федеральными законами от 05.06.2007 № 87-ФЗ и от 06.06.07 г. № 90-ФЗ не урегулирован порядок соединения уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей. В соответствии с информационным письмом Генеральной прокуратуры РФ от 12.10.2007 года № 69-13-07 уголовные дела для соединения подлежат изъятию из органа дознания и направлению через прокурора руководителю следственного органа для соединения, затем вновь через прокурора направляются органу дознания. Данная процедура соединения уголовных дел влияет на сроки и качество расследования уголовных дел.

2. В целях оптимизации предварительного расследования уголовных дел в форме дознания, сокращения продолжительности досудебного производства, реализации принципа неотвратимости наказания в максимально короткие сроки, необходимо внести дополнения в УПК РФ, предусмотрев по ряду статей Уголовного кодекса РФ, относящихся к категории небольшой и средней тяжести упрощенную форму досудебного производства (аналог протокольной формы досудебной подготовки материалов в УПК РСФСР 1960 года).


Выводы

 

Согласно ч.1 ст.150 УПК РФ предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия либо в форме дознания. При этом предварительное следствие производится по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях, перечисленных в п.1 ч.3 ст.150 УПК. В определенных случаях УПК разрешает органам дознания осуществлять предварительное следствие. Орган дознания в этих случаях заменяет следователя. Встает законный вопрос, какова цель введения подобной альтернативной предварительному следствию формы расследования - дознания, которая не разгружает следователя, а лишь создает ему больше проблем, в том числе организационных.

Согласно ч.1 ст.157 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, но их перечень законом не определен.

Кодекс не содержит какого-либо предписания на тот случай, когда дознание в отведенный законом срок окончено быть не может. В такой ситуации логична смена формы расследования, т.е. передача дела в следственный орган и использование срока следствия, установленного ст.162 УПК РФ. Таким образом, законодатель предусматривает при определенных обстоятельствах переход дознания в предварительное следствие, «смену вида расследования».


Заключение

 

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система расследования преступлений в России сложна, и некоторые её звенья дублируют друг друга. Подавляющее большинство опасных преступлений, особенно совершенных преступными сообществами и группами, раскрывается не дознавателями и следователями, а оперативно-разыскными службами. В странах Западной Европы и Северной Америки нет расчленения предварительного расследования на процессуальную и оперативно-разыскную деятельность, обе функции слиты в одном органе.

Работа следователя стала не творческой, а рутинной. В оперативных группах, создаваемых для расследования наиболее опасных преступлений, основные поисковые задачи возлагаются на оперативников, следователь же фиксирует то, что добыто оперативным путём. В первые часы и дни после совершения преступления необходимо предпринимать энергичные меры для обнаружения очевидцев преступления, нахождения и закрепления следов преступления, изъятия вещественных доказательств, а следователь не в состоянии быстро и эффективно осуществить перечисленные действия, поскольку обычно действует в одиночку и занят «бумажной работой». Он вызывает и допрашивает десятки свидетелей и потерпевших, причём в протоколах их допросов должны подробно излагаться все показания даже в тех случаях, когда граждане не сообщают ничего существенного для раскрытия преступления. В результате уголовное дело, передаваемое в суд, во многом состоит из материалов, не имеющих отношения к совершенному преступлению. Большой объем дела - свидетельство «активной» деятельности следователя, который проверил все первоначально возникшие версии, не подтвердившиеся в дальнейшем, как бы его оправдание за неэффективность работы.

Дознание как самостоятельная форма расследования преступлений в процессуальном плане мало, чем отличается от предварительного следствия так, как не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному деду оперативно-разыскные мероприятия. Словом, дознаватель - это не оперативный работник, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Такой институт дознавателей практически означает создание в органах внутренних дел подобие второго следственного аппарата. Это обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содержанию понятия дознания как деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-разыскной деятельности и процессуальной деятельности.

Государство возложило на себя обязанность обеспечивать правопорядок. Существенную часть этой функции предписано осуществлять органам дознания и предварительного следствия, чтобы у них была возможность реализовывать свои задачи, им предоставлены определенные полномочия, и они в настоящее время являются минимальными. Для более успешного решения служебных задач необходимо расширить права сотрудников ОВД.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М. Эксмо, 2005;

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 24.07.2002 N 98-ФЗ, от 24.07.2002 N 103-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 22.04.2004 N 18-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.12.2004 N 154-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 01.06.2005 N 54-ФЗ, от 09.01.2006 N 13-ФЗ, от 03.03.2006 N 33-ФЗ, от 03.06.2006 N 72-ФЗ, от 03.07.2006 N 97-ФЗ, от 03.07.2006 N 98-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 30.12.2006 N 283-ФЗ, от 12.04.2007 N 47-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 06.06.2007 N 90-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 27.11.2007 N 272-ФЗ, от 03.12.2007 N 322-ФЗ, от 03.12.2007 N 323-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 N 18-П, Определением Конституционного Суда РФ от 09.06.2004 N 223-О, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 27.06.2005 N 7-П, от 16.05.2007 N 6-П, от 20.11.2007 N 13-П);

3. Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 23.11.1998 № 1422);

4. Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений (Утвержденная Приказом МВД РФ от 20.06.1996 № 334);

5. Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России.      2 (132). М. – 2007;

6. Е.Н. Бархатова. Комментарий к конституции Российской Федерации. – М. Проспект, 2005;

7. В.П. Божьев. Уголовный процесс: 3-е издание. – М.: Спартак, 2002;

8. С.А. Колосович, Е.А. Зайцева. Уголовный процесс: Учебник. М. - 2003;

9. А.П. Рыжаков. Уголовный процесс. Учебное пособие. М. – 2000;

10. А.П. Рыжаков. Процессуальные документы следствия и дознания. Учебное пособие. 2002;

11. Статистические данные УОД МОБ ГУВД, ГСУ при ГУВД Нижегородской области за 2006 – 2007 годы.

 

«____» _______________ 2008 г.

 

________________________ А.В. Сиротинин


[1] См. А.П. Рыжаков. Уголовный процесс. Учебное пособие. М. – 2000, стр. 129

[2] Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ (утв. Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г.).

[3] Наиболее полно работу СОГ рассмотрим ниже (см. стр. 22 – 24)

[4] Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений (утв. Приказом МВД РФ от 20.06.1996 № 334).

[5] Анализ взят от количества и характера процессуальных актов, в которых нашли отражения взаимодействие следователя с органом дознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...