Данные практики взаимодействия
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Следователя и органа дознания Данные практики по реализации общих условий предварительного расследования по материалам уголовных дел Главного следственного управления при ГУВД по Нижегородской области.
1. Количество изученных уголовных дел – 5. 2. Количество и характер процессуальных актов, в которых нашло отражение взаимодействие следователя с органом дознания: 1) протокол осмотра места происшествия – 7; 2) отдельное поручение – 19; 3) протокол обыска – 8; 4) протокол выемки – 7; 5) протокол изъятия образцов для сравнительного исследования – 8; 6) иные процессуальные документы (Постановление о приводе свидетеля) – 2. 3. По каким категориям уголовных дел взаимодействие осуществляется: 1) более эффективно – 1; 2) менее эффективно – 4; 3) совсем не осуществляется – 0. 4. Кто чаще всего выступает инициатором взаимодействия[5]: 1) следователь – 42; 2) оперуполномоченный, на зоне которого совершено преступление – 9; 3) инициатива исходила от начальника органа дознания – 0.
Анализ практики
Сведения о результатах работы Главного следственного управления при ГУВД по Нижегородской области
Сведения о результатах работы подразделений дознания
по Нижегородской области
Средняя нагрузка на одного сотрудника горрайоргана внутренних дел
В ходе ведения предварительного расследования, на разных его этапах, возникают определенные проблемы, которые мы попробуем определить:
Проблемные вопросы деятельности следствия 1. Практикой доказано, что при 48-часовом сроке задержания подозреваемого (ч.2 ст.94 УПК РФ) и необходимости организации процедуры рассмотрения ходатайства о заключении последнего под стражу на проведение необходимых следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на сбор доказательств, не остается времени. Необходимо установить срок задержания подозреваемого не менее 72-х часов. Кроме этого, сопровождение подозреваемого в суд для рассмотрения ходатайства о заключении под стражу требует привлечения дополнительных сил и средств. 2. Вызывает определенные трудности применения ч.1 ст.217 УПК РФ (Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела), в которой говорится о предъявлении обвиняемому и его защитнику для ознакомления материалов уголовного дела, а также вещественных доказательств, фотографий, материалов аудио и (или) видеозаписи, киносъемки и иных приложений к протоколам следственных действий. Однако, в процессе расследования могут быть изъяты вещественные доказательства в виде крупногабаритных, скоропортящихся, а также представляющих опасность предметов (например: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические средства), которые не могут храниться при уголовном деле. В таких случаях достаточно бы ознакомить заявившего ходатайство обвиняемого и его защитника с образцом вещественного доказательства, процессуальными документами, описывающими их свойства и местонахождение. 3. В связи с изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве, внесенными Федеральными законами от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 06.06.2007 № 90-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РФ» в работе органов предварительного следствия возникли проблемы, требующие скорейшего разъяснения:
- Не урегулирован порядок передачи уголовных дел по территориальности (подследственности) из органов предварительного следствия в системе МВД РФ следователям УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, следователям органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т.д. - По смыслу ч.6 ст.162 УПК РФ (Срок предварительного следствия) в случае возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования, при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела, срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. Из Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 352 «По запросу Промышленного районного суда г. Оренбурга о проверке конституционности ч.6 ст.162 УПК РФ (Срок предварительного следствия)» следует, что норма указанной части не подлежит расширительному толкованию и не может рассматриваться как позволяющая прокурору неоднократно, тем более по одному и тому же основанию, продлевать срок предварительного следствия, если в результате общая его продолжительность будет превышать срок в один месяц, установление которого в соответствии с ч.ч.4 и 5 данной статьи относится к компетенции прокурора. Применительно ли указанное толкование Конституционного суда к руководителям следственных органов? - Не нашел отражения вопрос о компетентности следователя возбуждать уголовные дела, относящиеся к подследственности специализированных подразделений дознания, по преступлениям, выявленным им в ходе предварительного расследования дела, находящегося в его производстве. - УПК РФ не предусмотрено, каким прокурором должен осуществляться надзор за расследованием многоэпизодных уголовных дел, в случаях, когда преступления совершены на территориях нескольких районов города (области).
- Несмотря на вступление в законную силу Федерального закона от 05.06.2007 № 87 и наделением полномочиями начальников органов предварительного следствия на утверждение и согласование постановлений о возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела порядок подписания статистических карточек по указанию областной прокуратуры не изменен и действует до настоящего времени в соответствии с приказом от 29.12.2005 № 39/1070 «О едином учете преступлений».
Проблемные вопросы деятельности подразделений дознания
1. В связи с изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве, внесенными Федеральными законами от 05.06.2007 № 87-ФЗ и от 06.06.07 г. № 90-ФЗ не урегулирован порядок соединения уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей. В соответствии с информационным письмом Генеральной прокуратуры РФ от 12.10.2007 года № 69-13-07 уголовные дела для соединения подлежат изъятию из органа дознания и направлению через прокурора руководителю следственного органа для соединения, затем вновь через прокурора направляются органу дознания. Данная процедура соединения уголовных дел влияет на сроки и качество расследования уголовных дел. 2. В целях оптимизации предварительного расследования уголовных дел в форме дознания, сокращения продолжительности досудебного производства, реализации принципа неотвратимости наказания в максимально короткие сроки, необходимо внести дополнения в УПК РФ, предусмотрев по ряду статей Уголовного кодекса РФ, относящихся к категории небольшой и средней тяжести упрощенную форму досудебного производства (аналог протокольной формы досудебной подготовки материалов в УПК РСФСР 1960 года). Выводы
Согласно ч.1 ст.150 УПК РФ предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия либо в форме дознания. При этом предварительное следствие производится по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях, перечисленных в п.1 ч.3 ст.150 УПК. В определенных случаях УПК разрешает органам дознания осуществлять предварительное следствие. Орган дознания в этих случаях заменяет следователя. Встает законный вопрос, какова цель введения подобной альтернативной предварительному следствию формы расследования - дознания, которая не разгружает следователя, а лишь создает ему больше проблем, в том числе организационных. Согласно ч.1 ст.157 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, но их перечень законом не определен.
Кодекс не содержит какого-либо предписания на тот случай, когда дознание в отведенный законом срок окончено быть не может. В такой ситуации логична смена формы расследования, т.е. передача дела в следственный орган и использование срока следствия, установленного ст.162 УПК РФ. Таким образом, законодатель предусматривает при определенных обстоятельствах переход дознания в предварительное следствие, «смену вида расследования». Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система расследования преступлений в России сложна, и некоторые её звенья дублируют друг друга. Подавляющее большинство опасных преступлений, особенно совершенных преступными сообществами и группами, раскрывается не дознавателями и следователями, а оперативно-разыскными службами. В странах Западной Европы и Северной Америки нет расчленения предварительного расследования на процессуальную и оперативно-разыскную деятельность, обе функции слиты в одном органе. Работа следователя стала не творческой, а рутинной. В оперативных группах, создаваемых для расследования наиболее опасных преступлений, основные поисковые задачи возлагаются на оперативников, следователь же фиксирует то, что добыто оперативным путём. В первые часы и дни после совершения преступления необходимо предпринимать энергичные меры для обнаружения очевидцев преступления, нахождения и закрепления следов преступления, изъятия вещественных доказательств, а следователь не в состоянии быстро и эффективно осуществить перечисленные действия, поскольку обычно действует в одиночку и занят «бумажной работой». Он вызывает и допрашивает десятки свидетелей и потерпевших, причём в протоколах их допросов должны подробно излагаться все показания даже в тех случаях, когда граждане не сообщают ничего существенного для раскрытия преступления. В результате уголовное дело, передаваемое в суд, во многом состоит из материалов, не имеющих отношения к совершенному преступлению. Большой объем дела - свидетельство «активной» деятельности следователя, который проверил все первоначально возникшие версии, не подтвердившиеся в дальнейшем, как бы его оправдание за неэффективность работы. Дознание как самостоятельная форма расследования преступлений в процессуальном плане мало, чем отличается от предварительного следствия так, как не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному деду оперативно-разыскные мероприятия. Словом, дознаватель - это не оперативный работник, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Такой институт дознавателей практически означает создание в органах внутренних дел подобие второго следственного аппарата. Это обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содержанию понятия дознания как деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-разыскной деятельности и процессуальной деятельности. Государство возложило на себя обязанность обеспечивать правопорядок. Существенную часть этой функции предписано осуществлять органам дознания и предварительного следствия, чтобы у них была возможность реализовывать свои задачи, им предоставлены определенные полномочия, и они в настоящее время являются минимальными. Для более успешного решения служебных задач необходимо расширить права сотрудников ОВД. Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М. Эксмо, 2005; 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 24.07.2002 N 98-ФЗ, от 24.07.2002 N 103-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 22.04.2004 N 18-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.12.2004 N 154-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 01.06.2005 N 54-ФЗ, от 09.01.2006 N 13-ФЗ, от 03.03.2006 N 33-ФЗ, от 03.06.2006 N 72-ФЗ, от 03.07.2006 N 97-ФЗ, от 03.07.2006 N 98-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 30.12.2006 N 283-ФЗ, от 12.04.2007 N 47-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 06.06.2007 N 90-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 27.11.2007 N 272-ФЗ, от 03.12.2007 N 322-ФЗ, от 03.12.2007 N 323-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 N 18-П, Определением Конституционного Суда РФ от 09.06.2004 N 223-О, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 27.06.2005 N 7-П, от 16.05.2007 N 6-П, от 20.11.2007 N 13-П); 3. Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 23.11.1998 № 1422); 4. Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений (Утвержденная Приказом МВД РФ от 20.06.1996 № 334); 5. Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. 2 (132). М. – 2007; 6. Е.Н. Бархатова. Комментарий к конституции Российской Федерации. – М. Проспект, 2005; 7. В.П. Божьев. Уголовный процесс: 3-е издание. – М.: Спартак, 2002; 8. С.А. Колосович, Е.А. Зайцева. Уголовный процесс: Учебник. М. - 2003; 9. А.П. Рыжаков. Уголовный процесс. Учебное пособие. М. – 2000; 10. А.П. Рыжаков. Процессуальные документы следствия и дознания. Учебное пособие. 2002; 11. Статистические данные УОД МОБ ГУВД, ГСУ при ГУВД Нижегородской области за 2006 – 2007 годы.
«____» _______________ 2008 г.
________________________ А.В. Сиротинин [1] См. А.П. Рыжаков. Уголовный процесс. Учебное пособие. М. – 2000, стр. 129 [2] Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ (утв. Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г.). [3] Наиболее полно работу СОГ рассмотрим ниже (см. стр. 22 – 24) [4] Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений (утв. Приказом МВД РФ от 20.06.1996 № 334). [5] Анализ взят от количества и характера процессуальных актов, в которых нашли отражения взаимодействие следователя с органом дознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|