Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эвристические методы исследования систем управления и их виды.




Специальные методы исследования систем управления. Их виды и условия применения.

Эффективность любого исследования систем управления напрямую зависит от того, насколько корректно выбраны методы проведения настоящего исследования.

Метод исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их рациональное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования проблем, возникших на предприятии. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Всю совокупность методов ИСУ можно представить в виде трех больших групп:

1) методы формализованного представления систем управления;

2) методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

3) частные методы исследования.

Первая группа— методы формализованного представления систем управления, к ней должны быть отнесены все методы исследования, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить такие классы как:

-аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

-статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения. Выдвижение гипотез и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования;

-теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

-графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т. п.).

Вторая группа— методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов и экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают такие методы, как метод «мозговой атаки» (или— КГИ— коллективной генерации идей),

метод экспертных оценок, метод Дельфи, метод типа «сценариев, методы типа «дерева целей», метод синектики, морфологические методы и ряд других методов.

Методы, относимые к данной группе, сегодня получили наибольшее распространение в современном российском менеджменте, в связи с чем будут рассмотрены более подробно в рамках следующих тем настоящего дистанционного курса.

К третьей группе относятся частные методы, например такие, как эксперимент или наблюдение.

 

Эвристические методы исследования систем управления и их виды.

• методы активизации технологии творчества

• ассоциативные методы

• метод "мозгового штурма"

• метод синектики

1. методы активизации технологии творчества

Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин [29]:

• движущих сил процесса — внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса;

• факторов ускорения — внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;

• факторов торможения — внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.

Эффективность решения творческой проблемы, в первую очередь, определяется продуктивностью творческого мышления при отсутствии информации о технологии поиска. Но продуктивность, в свою очередь, зависит от искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания.

Метод активизации технологии творчества позволяет решать проблемные ситуации поэтапно и может быть представлен в следующем виде.

Этап 1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности.

Этап 2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи. Решение производится за счет личных творческих возможностей и информированности разработчика (исследователя, руководителя и т.д.), без применения каких-либо внешних методических приемов.

Этап 3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простым силовым наскоком, значит, творческие ресурсы исчерпаны и пришло время применить методические средства — специальные приемы и логические операторы.

Этап 4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного "дробления" задачи (оператор выявления противоречия; оператор применения приемов и таблиц разрешения противоречий; оператор применения законов интеграции и дифференциации).

Этап 5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить решение задачи, используя операторы полного "ослабления" задачи (оператор определения физического противоречия; оператор применения приемов разрешения физических противоречий).

2. ассоциативные методы

Эти методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков, основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные.

К ассоциативным методам (во многом аналогичные) относятся: метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

3. метод "мозгового штурма"

Метод «мозгового штурма» (другие названия: метод мозговой атаки, метод КГИ;— коллективной генерации идей) имеет большую известность и практическое распространение. Использование его показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и не только исследовательских проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса.Метод «мозгового штурма» построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей-фантазеров и интуитивистов с исследователями-аналитиками, системщиками, скептиками, практиками.Основной целью «мозгового штурма» является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей с богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.

4. метод синектики

Метод синектики Слово "синектика" означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании синектики формируются постоянные группы людей (5—7 человек) различных специальностей, которых обучают творческим приемам. Полный курс обучения методике рассчитан на год. Теоретической основой синектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован. Творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...