Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие интегрированных организационных структур




Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по крайней мере, на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, синдикаты, конгломераты, концерны, финансово-промышленные группы и т.п.

Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.

Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия.

Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая вдобавок ко всему и возможность кооперации интегрированных структур.

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн.

Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ. В рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

-концерн подчинения — концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний;

-концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний как конгломерат.

В России в настоящее время активно функционирует ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" - старейшее предприятие России входящее в холдинг "Объединенные кондитеры", целью которого является удовлетворение спроса потребителей известными сортами конфет и шоколада.

Волгоградская область представлена такими концернами, как «Тракторные заводы», «Золотое кольцо Поволжья», «Данко», «Радиосети», «Спектр» и т.д.

Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

Бум крупных диверсифицированных компаний, т.е. конгломератов, пришелся на 60-е годы нашего столетия, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е годы. Но тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. В 60-е же годы их развитие происходило на чисто коммерческой основе.

Основными мотивами конгломератных слияний и поглощений компаний были:

-получение синергетического эффекта;

-обеспечение более широкой экономической основы;

-возможность “дешево купить и дорого продать”;

-прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;

-стремление повысить имидж руководства компании;

-стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение в качестве средства долгосрочного поощрения опционов;

-ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась, и она была связана со стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций.

Но в 80-е годы прибыли конгломератов стали неуклонно снижаться. Компании, входившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По расчетам Майкла Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев. Отмечается падение прибыльности конгломератов и в наше время.

Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате его управления квалифицированных высших менеджеров равносильно его “смерти”.

В России существуют федеральные кооперационные конгломераты, созданные вокруг корпоративных структур, учрежденных государством, или вокруг бывших или действующих федеральных органов, которые сочетают функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности. Наиболее крупные из них созданы под эгидой Управления делами президента РФ, Минатома, Федеральной контрактной корпорации, Государственной инвестиционной корпорации.

Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

Как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

Несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

В конце Х1Х — начале ХХ века консорциумы в основном представляли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальном и международном рынках. В середине ХХ века консорциумы начинают широко распространяться в сфере промышленности и служить целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов.

Один из крупнейших в России финансово-промышленных консорциумов является «Альфа-Групп», интересы которого распространяются на такие сферы бизнеса как: добыча нефти и газа, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность, управление активами, страхование, розничная торговля, телекоммуникации, средства массовой информации, водоснабжение и водоотведение, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия на выборочной основе.

В Волгограде существует несколько организационных форм интеграции предприятий в виде консорциумов, например, «Универсалстрой», «Росмонолит» и т.д.

Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний является сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников.

Если обратиться к истории, то можно отметить, что первым синдикатом европейского типа, появившемся в России считается основанный немецкими капиталистами в 1886 г. синдикат гвоздильных и проволочных фабрик. Он заложил базу для создания в 1903 г. синдиката "Гвоздь", после распада которого в 1908 г. был образован один из крупнейших синдикатов России "Проволока".

В современных условиях же синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам, что и подтверждает отсутствие синдикатов в Волгоградской области.

Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний, именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.

Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

-достижение экономии на масштабах производства;

-совместное использование производственных мощностей;

-объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

-снижение рисков в деятельности;

-получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

-передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

-совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п.).

Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию – такие соглашения часто были необходимы для получения доступа на рынки менее развитых стран. В последнее время ведущие компании из разных частей света создавали стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке.

Непременными условиями эффективного стратегического альянса являются долгосрочное планирование, координация политики, укрепляющие доверие партнеров, и стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний-союзников.

В настоящее время в Волгоградской области функционирует НП «СРО «Межрегиональный Альянс Строительных Предприятий», который выдает свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, также оказывает консультационные услуги и организует обучение для участия в процедурах закупок, проводимых государственными и муниципальными заказчиками.

Формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) выступает одним из путей, обеспечивающих эффективное использование инвестиционных проектов. При этом существенно изменяется роль банков. Банки не ограничиваются предоставлением кредитов промышленным предприятиям, а становятся совладельцами, приобретая их акции. В тоже время происходит внедрение промышленного капитала в банковскую сферу путем приобретения предприятиями контрольных пакетов акций банков или учреждения собственных банков.

Внутригрупповое владение акциями создает взаимовыгодные условия для развития, ориентирует на закрепление деловых связей между заинтересованными предприятиями, служит средством защиты от поглощений.

Зарубежные эксперты выделяют следующие организационные особенности ФПГ:

- наличие финансового центра;

- наличие мозгового центра, вырабатывающего стратегию развития ФПГ и оказывающего консультационные услуги;

- формирование комплекса диверсифицированных производств;

- широкая сервисная и сбытовая сеть;

- четкий механизм координации деятельности на рынках;

- развитая система обмена информацией, ресурсами, финансами.

В Волгоградской области расположены следующие ФПГ:

1. финансово-промышленная группа «Органические технологии», имеющая сферой своей деятельности установку очистных сооружений, канализационных насосных станций и т.д.;

2. промышленная группа «Вертикаль», которая специализируется на следующих видах работ: высотные работы любой сложности с неограниченным допуском по высоте, окраска и другие виды обработки металлоконструкций;

3.группа предприятий «Интер-Термогаз», которые кроме Волгограда находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже. Они специализируются на решении проблем теплоснабжения, газоснабжения, вентиляции и кондиционирования;

4. группа компаний «Дон-Инвест», которая предлагает различные проекты инвестирования строительства жилья, офисных и административных зданий, а также коммерческой недвижимости.


 

Заключение

Сегодня интегрированные структуры управления получают все большее распространение, что связано с наличием у них достаточно ощутимых преимуществ. Однако преимущества интегрированных компаний могут в полной мере проявляться только при соблюдении необходимых требований к их формированию и, прежде всего, при создании адекватного структурного механизма компании. В противном случае значительно возрастающая сложность управления компанией ввиду увеличения ее масштабов не позволит использовать все преимущества данной формы организации.


Список используемой литературы

1. Антонов Г.Д., Иванова О.П. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России. / Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2002;

2. Теоретические подходы к исследованию проблем управления. Чуб. Б. А. URL: http://www.hr-portal.ru/article/teoreticheskie-podkhody-k-issledovaniyu-problem-upravleniy;

3. Современные проблемы науки и образования. Экономические науки. Интеграционные связи: ключевой элемент конкурентоспособности отрасли. URL: http://www.science-education.ru/31-1183;

4. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний. / Менеджмент в России и за рубежом > №6 1999;

5. Административно-управленческий портал. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. URL: http://www.aup.ru/books/m71/4_5.htm;

6. Объединения предприятий // Центр креативных технологий.URL: http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0011/;

7. Слияния и поглощения в российской экономике как факторы объединения предприятий // Вопросы экономики. URL: http://e-konomika.ru/articles/sliyaniya-i-pogloshheniya-v-rossijskoj-ekonomike-kak-faktory-obedineniya-predpriyatij-1029.html;

8. Типы предпринимательских объединений в переходной экономике // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=mb_russia.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...