Основные направления банковского менеджмента на время выхода из кризиса
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Разные экономисты по-разному видят пути выхода из кризиса и методы управления банками в этот период. В одной из своих статей А.В.Тютюнник, партнер, КПМГ, доктор экономических наук, подытожил основные пункты новой государственной политики в области банковской системы: 1.Снятие недоверия между участниками банковских отношений.Данная проблема имеет две стороны: отношение между банками при проведении сделок (например на рынке межбанковского кредитования) и между банками и клиентами (в частности, физическими лицами, в большей степени подверженными панике при появлении нестабильности на рынке). Исходя из тенденций развития банковской системы и предполагаемой консолидации банков, одним из методов решения проблемы было бы введение гарантий государства на любые операции (включая межбанковское кредитование) в ограниченном числе банков с российским капиталом (в 30–50 банках), отобранных в соответствии с размером, местом и значением для банковской системы 2. Сокращение оттока капитала.Важнейшим шагом на пути к достижению этой задачи может стать открытие в России финансовой офшорной зоны, что является общепринятой практикой развитых стран и валютных зон. Современная глобальная экономика не может обойтись без офшоров, они необходимы для большого и среднего бизнеса, для интернет-коммерции и частных инвесторов. Построение такой зоны в одном из отдаленных регионов России (например на островах) позволило бы осуществить отход от неэффективных карательных мер и использовать международный опыт развития финансовой системы. 3. Совершенствование инфраструктуры рынка проблемных активов.Один из инфраструктурных недостатков рынка проблемных активов (а также активов, рыночная стоимость которых не определена) – это сложность их цивилизованной, правовой оценки и реализации по адекватной цене. Такие элементы, как единая площадка для торговли разного типа проблемными активами (пулами кредитов, векселей, других видов ценных бумаг), достоверная и полная информация по схожим объектам торговли (а также доступ к ней), отсутствуют или же требуют существенной доработки.
4. Рекомендации Банка России по совершенствованию механизма управления банками, в том числе по риск-менеджменту. Представляется очевидным, что для более качественного управления рисками (а снижение уровня рисков – один из факторов повышения стабильности системы в целом и отдельных ее элементов) необходимо предоставление банкам со стороны Банка России дополнительной статистической информации относительно основных тенденций развития банковского сектора (в частности, в отраслевом, продуктовом разрезе и др.). Одним из путей реализации данного предложения является создание государственного бюро финансовой информации (например на базе Банка России), которое могло бы стандартизировать и облегчить доступ банков к публичной информации. 5. Развитие страхования средств юридических лиц в банках. Эта мера, наряду со страхованием средств физических лиц, широко распространена в развитых странах (США, Канаде, Японии, странах ЕС и других) и позволяет существенно повысить уровень доверия юридических лиц к банковской системе, а также обеспечить единый подход ко всем клиентам банка (не только к физическим лицам, но и юридическим, имеющим права осуществлять расчеты. [5] Директор Департамента банковского регулирования и надзора Банка России А.Ю.Симановский заявил «…банковское регулирование в широком смысле этого слова должно, используя мировой опыт, создать все необходимые правовые и организационные условия для защиты интересов кредиторов на уровне, соответствующем международным представлениям о нормальных условиях ведения банковского бизнеса… банковского надзора ближайшей задачей является так называемая инвентаризация ситуации в банках с точки зрения реального уровня концентрации рисков и прозрачности банковского бизнеса… Объединение усилий банков, банковского регулирования и банковского надзора обеспечит существенное приближение российской банковской системы к лучшим международным стандартам банковского бизнеса.»[2]
Рыбин Е.В., к.э.н., советник «Международного центра финансистов-банкиров», рассматривая рынок банковских слияний и поглощений, сказал: «Основные проблемы российского банковского сектора, определяющие важность и необходимость его консолидации путем слияний и поглощений, остались. Во-первых, чрезмерно большое число самостоятельных кредитных организаций в России, многие из которых не способны выполнять функции банков в их классическом понимании. Банки, чья деятельность базируется на обслуживании одного-пяти аффилированных с ними через акционеров клиентов, те, которые выживают на полукриминальных операциях по отмыванию денег, а также сильно недокапитализированные банки – все они должны исчезнуть. Оптимальный путь для большинства из них, особенно для тех, чья главная проблема - нехватка капитала, либо слияние с себе подобными, либо поглощение крупным банком… Во-вторых, слабая капитализация российского банковского сектора.Кризис еще раз наглядно продемонстрировал, что даже крупнейшим российским государственным банкам не хватает средств для простого выживания. При такой ситуации говорить о кредитовании ими в этот период экономики не приходится… В-третьих, неконкурентоспособность российских банков за пределами России» [10] А вот цитата о вмешательстве государства в банковскую систему: «Сегодня, когда мировая экономика находится в стадии выхода из крупного структурного экономического кризиса, доля государства в банковских системах разных стран существенно возросла. Практически во всех странах наблюдалось активное вхождение государства в капитал банков взамен оказания им финансовой помощи.»
В феврале 2010 года прошло заседание комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, на котором принимался проект реформы банковского регулирования и надзора в послекризисный период. Комиссия пришла к выводу, что необходимо повышать макропруденциальный надзор в дополнение к действующему микропруденциальному. (Приложение 7). Макропруденциальный надзор не сводится к суммированию рисков отдельных участников финансовых рынков. Его главный инструмент – системная оценка показателей финансовой устойчивости сектора.[9] В одном из своих интервью А.Кудрин заявил, что «Тенденция к снижению числа банковских кредитов характерна для большинства стран. Такое происходит и в США, и в Великобритании… Кстати говоря, в 2009 году мы в России не допустили снижения кредитов. Они остались на докризисном уровне.»[11]. Таким образом, обнаруживается масса методов для выхода их кризиса и недопущения его повторения. Необходимо найти «золотую середину», чтобы развивать их все, а не каждое по-отдельности.
Заключение Глобальный финансовый кризис проявляется в росте цен на недвижимость и продовольствие, в сокращении рабочих мест как в коммерческих, так и в государственных организациях, в отсутствии стабильности и потере веры в будущее. Причем причины происходящих перемен различны в различных странах. Спрогнозировать развитие мирового экономического кризиса в 2010 году непросто. Многие эксперты дают абсолютно противоположные оценки тем или иным тенденциям развития ситуации, связанной с мировым кризисом. Одни говорят, что мировой кризис в 2010 году завершится и начнется период рецессии, другие утверждают, что финансовый кризис в 2010 году только начинает набирать обороты. Пока ясно одно – мировой кризис на сегодняшний продолжается. И длиться он будет, по мнению большинства экспертов, еще несколько лет. Мы, скорее всего, еще не достигли дна, за которым начнется подъем экономики. И многое зависит от того, насколько согласованно удастся действовать лидерам основных экономически развитых стран в непростых условиях мирового финансового кризиса.
Закончить работу хочется словами министра финансов А. Кудрина: «Кризис не закончился, но прогноз оптимистический!»[11] Список литературы 1. Антикризисное управление: учебник/ Е.П.Жаровская, Б.Е.Бродский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2005. 2. Банки, регулирование, надзор после кризиса: к новой модели – Банковское дело № 5, 2010.-с.34. 3. Без паники! Н. Белокринкин – Эксперт оnline, 30.09.2008. 4. Доклад об экономике России – Всемирный банк в России, № 18, 2010. 5. Какой будет российская банковская система после кризиса? А.В.Тютюнник – Банковское дело, № 2, 2009.-с.23-26. 6. Картина мира: Кризис без паники Ведомости № 192 (2214) 10 октября 2008 г. 7. Кризис выявил проблемы, требующие решения, М.И.Сухов – Банковское дело, № 5, 2010.-с.35. 8. Кризис показал нерешенные проблемы, В.Солодухин - Банковское дело, № 7, 2010.-с.30. 9. О модернизации банковского регулирования и надзора, А.В.Мурычев, С.Р.Моисеев - Банковское дело, №3, 2010.-с.26-32 10. Состояние и перспективы рынка банковских слияний и поглощений в России, Е.В.Рыбин, Банковское дело, №6, 2010.-с.8-12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|