Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. ед., 108 час.
Страноведение Код дисциплины
Направление подготовки 030600. 62 «История» Профиль подготовки «Историческое краеведение» Отраслевая специализация – профессиональная Квалификация (степень) бакалавр
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавр (квалификация «бакалавр/магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «___» ______________ г. № _______ и в соответствии с рабочим учебным планом направления педагогическое образование (профиль – история), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» ________________г
СОСТАВИТЕЛИ Козлов Н.Д., д.и.н., профессор
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР _________________________________
ОБСУЖДЕНО на заседании кафедры ___________________________
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: формировать у бакалавров знания по истории стран ближнего зарубежья с учетом содержательной специфики курса отечественной истории, междисциплинарных связей в предметной области «История» и задач по духовно-нравственному воспитанию учащихся; научить их применять знания социальных, экономических, политических и культурных аспектов российских истории исследуемого периода в своей профессиональной деятельности; формировать мировоззренческую позицию бакалавров в отношении ключевых проблем истории России. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: Дисциплина «Страноведение» относится к вариативной части профессионального цикла (Б1.В.ОД.15). Изучение дисциплины «Документальный материал в изучении истории» способствует формированию знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности школьного учителя истории. Для освоения курса обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России», «Новая и новейшая история», «История мировых цивилизаций», «Специальные исторические дисциплины», курсы социологии и философии.
Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой аттестации. Параллельно с изучением дисциплины «Страноведение» бакалаврами должны быть освоены курсы всеобщей истории, а также курсы социологии и политологии. Это дает возможность более свободно апеллировать уже известными студентам обществоведческими понятиями – модернизация, реформа, революция, традиционное общество, индустриальное общество, аномия и др. Кроме того, это обеспечивает возможность выяснения общих и особенных черт в русской истории, рассматриваемых в контексте мирового развития. Наряду с изучением курса «Страноведение» происходит преподавание серии факультативов и курсов по выбору. Это дает возможность составить более полное и подробное представление об основных проблемах, изучаемых в курсе Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - Способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); - Способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); - Способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); - - способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); - Способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);; - Способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).
В результате изучения дисциплины студент должен: знать: · содержание основных процессов в странах ближнего зарубежья на основе изучения всей совокупности фактов, событий и явлений прошлого; · сущность процесса модернизации происходящего в них; · особенности российского исторического процесса, место России в общемировом историческом пространстве · содержание основных теоретико-методологических подходов к изучению стран ближнего зарубежья; · основные типы и виды источников по страноведению; · историографию дискуссионных проблем стран ближнего зарубежья.
уметь: · анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи; · применять различные методологические подходы к изучению истории; · давать диалектическую оценку исторических событий и явлений истории. · использовать различные приемы и методы критического анализа источников по истории;
владеть: · технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России; · методами использования знаний по отечественной истории в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.
.
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. ед., 108 час. Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Страноведение» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1.
Таблица 1 Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины. Введение. Понятие страноведения. Место страноведения в системе учебных дисциплин. Объект и предмет страноведения. Географические, экономические, социально-Психологические аспекты в страноведении. Методы и принципы страноведческого исследования. Цели и задачи страноведения.
Тема 1. Страны Закавказья. Содержание темы: Азербайджан, Грузия, Армения. Символы государств: флаг, гимн, герб. Физико-географическая характеристика: географическое положение, климат, полезные ископаемые, флора и фауна. Основные этапы исторического развития. Политическое устройство. Политические партии. Административное деление. Вооруженные силы. Экономика. Промышленность, сельское хозяйство, коммуникации. Транспорт. Население. Социальная сфера. Образование и наука, язык и культура, религия, спорт. Внутренняя и внешняя политика. Карабахская война. Абхазия и Южная Осетия. Тема 2.Восточноевропейские страны СНГ. Содержание темы: Белоруссия и Молдова. Географическое положение. Климат, водные ресурсы, флора и фауна. Этапы исторического развития. Государственно-политическое устройство. Политические партии. Административное деление. Вооруженные силы. Государственная символика. Экономика. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Население. Социальная сфера. Образование и наука, здравоохранение, сфера услуг, язык и культура, спорт и религия. Внутренняя и внешняя политика. Тема 3. Украина. Содержание темы: Украина. Географическое положение, климат и природные ресурсы. Основные этапы исторического развития. Государственное устройство. Административное деление. Исполнительная и законодательная власть, судебная и правовая система. Вооруженные силы. Политические партии. Государственные символы и праздники. Экономика. Промышленность и сельское хозяйство, коммуникации. Население. Социальная сфера. Образование и наука, здравоохранение, язык и культура, спорт и религия. Внешняя и внутренняя политика. Тема 4.Страны ближнего зарубежья Центральной Азии. Содержание темы: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Географическое положение, климат и природные ресурсы. Этапы исторического развития стран региона. Символы государств. Особенности государственно-политического устройства. Административное деление. Исполнительная и законодательная власть, судебная и правовая система. Политические партии. Вооруженные силы. Государственные символы и праздники. Экономика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство, коммуникации. Население. Этнический состав, демографическая ситуация. Социальная сфера. Образование и наука, здравоохранение, язык и культура, государственные и народные праздники. Социально-экономическое положение населения, роль религии в жизни общества.
Особенности внутренней и внешней политики государств Центральной Азии. Тема 5. Страны Балтии. Содержание темы: Литва, Латвия, Эстония. Географическое положение, климат и природные ресурсы. Особенности и этапы исторического развития стран региона. Государственное устройство и административное деление стран Балтии. Государственный строй, правовая система, политические партии и политическая жизнь. Государственные символы и праздники. Вооруженные силы. Экономика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство, железнодорожный и морской транспорт. Население. Этнический состав и языковая ситуация. Религия. Социальная сфера. Образование и наука, здравоохранение и культура. Внутренняя и внешняя политика государств Балтии. 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|