Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для чего человеку власть? В чем особенности политической власти?




Власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может: 1)быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения; 2)иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).

Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она: 1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей; 2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения; 3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы. Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть.

В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.

Можно ли назвать войну антиценностью в политике?

Общечеловеческие антиценности - совокупность взглядов и действий, в основе которых лежат безрассудство и зло, ложь и эгоизм, паразитизм и агрессивность.

Насилие, следует признать, весьма многообразно по своим формам и носит подчас особенно изощренные и циничные формы. Различают физическое, психологическое, моральное, интеллектуальное, экономическое, политическое, идеологическое и религиозное насилие. Возможно, существуют и другие формы насилия. Во всяком случае, существует насилие человека над животными и окружающей средой. В самой общей форме, насилие – это нанесение физического или иного ущерба, принуждение человека или общности людей делать или думать то, с чем объекты насилия не согласны или чего они хотели бы избежать.

Не всякое насилие связано с агрессией, однако агрессия по­рождает особенно жестокие его формы.

Война – основная и классическая форма проявления агрессии на социальном уровне. Уже в древности находились люди, возвышавшие голос против этого явления. Идеал всеобщего мира насчитывает столетия. Но войны не пре­кращаются и, кажется, что им не будет конца. Феномен войны представ­ляет собой весьма сложную психологическую, экономическую, политическую и техни­ческую проблему. Очевидно, что признать войну ценностью достаточно трудно (хотя история философии знает такие попытки), если только вообще возможно. Обычным аргументом про­тив однозначного осуждения войны и ее оценкой как верха бесчеловечности и антиценности является различение справедливых и несправедливых войн. К первым относят войны вынужденные, оборонительные и рево­люционно-освободительные. Ко вторым – все остальные. Но война – это в любом случае поражение разума, демонстрация нежелания или неспособности решить вопрос достойными, мирными политическими, экономическими, юридическими или иными ненасильственными и невоенными способами. Плохой мир лучше хорошей ссоры, и цена войны слишком явно превышает цену мира.

В войне есть такой компонент, который необходимо делает ее несправедливой и античеловечной. Он связан не столько с агрес­сией, сколько с агрессивностью как таковой. Дело в том, что любая война уродует и калечит психологию людей. Она неизбежно пробужда­ет многие негативные качества человека, умножает антиценности, по­скольку узаконивает убийство, жестокость, насилие, имеет тенденцию оправдывать любые пытки и издевательства, если они по видимости облегчают путь к победе. Во время войны легко потерять человеческий облик, озлобиться, очерстветь, потерять веру в человечность и любые человеческие ценности.

Человеческий разум, гуманность стремятся и здесь защитить достоинство человека, противостоять войне, как одной из худших форм зла и антиценности. Современное мировое сообщество выработало систему международных соглашений, запрещающих пытки, издевательства, насилия и убийства мирных жителей, приняты конвенции о военно­пленных и беженцах и т.п. Сегодня существуют международные орга­низации, призванные следить за соблюдением норм, хотя бы как-то смягчающих жестокость войны и защищающих даже в этих античело­вечных ситуациях определенные права и человеческие ценности. Международные суды предусматривают преследование и наказание воен­ных преступников.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...