Для чего человеку власть? В чем особенности политической власти?
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может: 1)быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения; 2)иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она: 1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей; 2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения; 3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д. Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей. Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность. Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы. Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть. В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую. Можно ли назвать войну антиценностью в политике? Общечеловеческие антиценности - совокупность взглядов и действий, в основе которых лежат безрассудство и зло, ложь и эгоизм, паразитизм и агрессивность.
Насилие, следует признать, весьма многообразно по своим формам и носит подчас особенно изощренные и циничные формы. Различают физическое, психологическое, моральное, интеллектуальное, экономическое, политическое, идеологическое и религиозное насилие. Возможно, существуют и другие формы насилия. Во всяком случае, существует насилие человека над животными и окружающей средой. В самой общей форме, насилие – это нанесение физического или иного ущерба, принуждение человека или общности людей делать или думать то, с чем объекты насилия не согласны или чего они хотели бы избежать. Не всякое насилие связано с агрессией, однако агрессия порождает особенно жестокие его формы. Война – основная и классическая форма проявления агрессии на социальном уровне. Уже в древности находились люди, возвышавшие голос против этого явления. Идеал всеобщего мира насчитывает столетия. Но войны не прекращаются и, кажется, что им не будет конца. Феномен войны представляет собой весьма сложную психологическую, экономическую, политическую и техническую проблему. Очевидно, что признать войну ценностью достаточно трудно (хотя история философии знает такие попытки), если только вообще возможно. Обычным аргументом против однозначного осуждения войны и ее оценкой как верха бесчеловечности и антиценности является различение справедливых и несправедливых войн. К первым относят войны вынужденные, оборонительные и революционно-освободительные. Ко вторым – все остальные. Но война – это в любом случае поражение разума, демонстрация нежелания или неспособности решить вопрос достойными, мирными политическими, экономическими, юридическими или иными ненасильственными и невоенными способами. Плохой мир лучше хорошей ссоры, и цена войны слишком явно превышает цену мира. В войне есть такой компонент, который необходимо делает ее несправедливой и античеловечной. Он связан не столько с агрессией, сколько с агрессивностью как таковой. Дело в том, что любая война уродует и калечит психологию людей. Она неизбежно пробуждает многие негативные качества человека, умножает антиценности, поскольку узаконивает убийство, жестокость, насилие, имеет тенденцию оправдывать любые пытки и издевательства, если они по видимости облегчают путь к победе. Во время войны легко потерять человеческий облик, озлобиться, очерстветь, потерять веру в человечность и любые человеческие ценности.
Человеческий разум, гуманность стремятся и здесь защитить достоинство человека, противостоять войне, как одной из худших форм зла и антиценности. Современное мировое сообщество выработало систему международных соглашений, запрещающих пытки, издевательства, насилия и убийства мирных жителей, приняты конвенции о военнопленных и беженцах и т.п. Сегодня существуют международные организации, призванные следить за соблюдением норм, хотя бы как-то смягчающих жестокость войны и защищающих даже в этих античеловечных ситуациях определенные права и человеческие ценности. Международные суды предусматривают преследование и наказание военных преступников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|