Выдающиеся деятели отечественной психологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - отечественный психолог, основатель ленинградской психологической школы. Научную деятельность начинал в Институте мозга им. В.М.Бехтерева. Действительный член АПН РСФСР и АПН СССР, профессор Ленинградского государственного университета, декан факультета психологии, заведующий сектором психологии в Ленинградском НИИ педагогики. Автор фундаментальных работ в области восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности, индивидуальности, субъекте деятельности. Исследовал жизненный путь человека в его целостности. В области детской и педагогической психологии разрабатывал проблемы формирования умственной деятельности, сознания и самосознания, характера и воли в условиях школьного обучения, изучал пространственное восприятие и представление детей. Основные работы: "Психология педагогической оценки" (1935 г.), "Очерки психологии" (1945 г.), "Человек как предмет познания" (1969 г.), "О проблемах современного человекознания" и др. Анохин Петр Кузьмич (1898-1974) - отечественный физиолог, разработал теорию функциональных систем, получившую признание в отечественной и мировой психологической науке. Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) - отечественный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии, сформулировал идею "рефлекторного кольца". Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) - отечественный физиолог, психиатр, психолог, невропатолог. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию, внес существенный вклад в развитие экспериментальной психологии. В 1885 г. открыл первую в России экспериментально-психологическую лабораторию при клинике Казанского университета. В 1908 г. Основал в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт, который в настоящее время носит его имя.
Блонский Павел Петрович (1884-1941) - отечественный психолог и педагог, один из основоположников советской психологической науки. Профессор Московского университета. Вел научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования, возглавлял Академию социалистического воспитания. Последние годы жизни работал в Институте психологии, в котором руководил лабораторией мышления. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Разрабатывал комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти. Исследования П.П.Блонского посвящены изучению процессов памяти, восприятия, воли, формированию мышления, проблемам детской сексуальности, воспитанию и обучению детей, психодиагностике развития. Основные работы: "Очерк научной психологии" (1921 г.), "Педология" (1925 г.), "Педагогическое тестирование" (1927 г.), "Память и мышление" (1935 г.) и др. Выготский Лев Семенович (1896-1934) - отечественный психолог, один из основоположников советской психологии. Разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций, послужившую основой для отечественной психологической школы, из которой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконин и др. Определил методологические принципы отечественной психологии, изучал структуру сознания, разработал положение о "зонах актуального и ближайшего развития" ребенка, исследовал связь мышления и речи. Заложил основы отечественной психолингвистики. Занимался вопросами генетической психологии, проблемой способностей. Основные работы: "История развития высших психических функций" (1931 г.), "Проблема возраста" (1932-1934 гг.), "Мышление и речь" (1934 г.), "Психология искусства" (1987 г.), "Методика рефлексологического и психологического исследования" (1924 г.), "Педагогическая психология" (1926 г.), "Педология школьного возраста" (1928 г.) и др. Несмотря на то, что Л.С.Выготский прожил короткую жизнь, всего 36 лет, его влияние на отечественную и мировую психологию велико, а его работы и в настоящее время сохраняют свою актуальность.
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) - отечественный психолог. На основе общепсихологической теории деятельности разработал и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Работы П.Я.Гальперина дали начало экспериментальным исследованиям в области детской и педагогической психологии. Ганнушкин Петр Борисович (1875-1933) - отечественный психиатр, ученик В.П.Сербского, профессор кафедры психиатрии и директор Психиатрической клиники Московского университета, позже - 1-го Медицинского института. Крупнейший специалист в области психопатий. Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) - отечественный психолог, разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности, теорию перцептивных действий. Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988) - советский психолог и патопсихолог. Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета. Образование получила в Берлинском университете, ученица М.Вертгеймера, В. Келера, К.Левина. Первая научная работа (1927 г.), выполненная под руководством К.Левина, вскоре приобрела мировую известность в связи с открытием явления зависимости продуктивности запоминания от внутренней динамики потребностей ("эффект Зейгарник"). Вместе с Л.С.Выготским работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины. Позднее возглавила лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Более 40 лет научной деятельности связано с МГУ. Удостоена Ломоносовской премии первой степени, а также премии им. Курта Левина Американской психологической ассоциации за выдающиеся достижения в области клинической психологии. Основные работы: "Патология мышления" (1962 г.), "Патопсихология" (1976 г., 1986 г.), "Теория личности в зарубежной психологии" (1982 г.).
Зинченко Петр Иванович (1903-1969) - отечественный психолог, специалист в области изучения памяти. Профессор Харьковского университета. Первые исследования проводил в 1930-х гг. под руководством А.Н.Леонтьева. Разрабатывал проблемы эффективного обучения и продуктивности памяти. Основные результаты исследований представлены в работе "Непроизвольное запоминание" (1961 г.) Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) - отечественный психолог. Научную деятельность начал в качестве сотрудника Г.И.Челпанова. Возглавлял Московский институт психологии. Активно работал над созданием материалистической психологии. Центральное место в его взглядах занимало положение о психике как особом свойстве высокоорганизованной материи. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера. Лазурский Александр Федорович (1874-1917) - отечественный психолог, ученик и сотрудник В.М.Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге. Крупнейший специалист в области индивидуальной психологии. Ланге Николай Николаевич (1858-1921) - русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления, изучал их физиологические основы, сформулировал концепцию фазовости восприятия, разработал моторную теорию внимания. Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) - выдающийся отечественный психолог, основатель деятельностного подхода в психологии. Заведующий кафедрой, заведующий отделением психологии, декан факультета психологии МГУ. Как ученый отличался чрезвычайно широкими интересами и способностью глубоко и оригинально прорабатывать каждую тему. В его трудах разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. При исследовании этих проблем А.Н.Леонтьев работал не только как выдающийся теоретик, но и как блестящий экспериментатор. Вместе с Л.С.Выготским и А.Р.Лурией разрабатывал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Выдвинул и детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Разработал структуру деятельности. Основные идеи изложены в работах "Деятельность. Сознание. Личность", "Индивид и личность", "Проблемы развития психики", "Формирование личности", "Развитие памяти", "Потребности, мотивы и эмоции" и др.
Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994) - отечественный психиатр, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, заместитель директора по научной работе Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им.В.М.Бехтерева. Специалист в области психопатологии детского возраста. Под его руководством был разработан патохарактерологический диагностический опросник, проводились разработки и адаптация других психодиагностических методик. Основные работы: "Психопатия и акцентуации характера у подростков" (1977 г.), "Подростковая психиатрия" (1979 г.). Лурия Александр Романович (1902-1977) - отечественный психолог и психофизиолог. Основоположник современной нейропсихологии. Действительный член АПН СССР, доктор психологических и медицинских наук, профессор МГУ, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Автор более 500 научных работ. Работал с Л.С.Выготским над созданием культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Фундаментальные исследования А.Р.Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, психологическим методам диагностики локальных поражений головного мозга, вопросам медицинской психологии. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблем локализации высших психических функций и их нарушений при повреждении мозга. Исследовал нейропсихологию речи, восприятия, внимания, мышления, памяти, произвольных действий и движений. Основные работы: "Высшие корковые функции человека" (1962 г.), "Мозг и психические процессы", т.1 (1963 г.), т.2 (1970 г.). Мерлин Вольф Соломонович (1892-1982) - отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, создатель дифференциальной психофизиологической школы, автор теории интегральной индивидуальности личности. Занимался онтогенезом индивидуальности, изучал индивидуальный стиль деятельности (учебной, учебно-производственной, трудовой) и его социально-психологические предпосылки, индивидуальный стиль общения. Разработал концепцию темперамента. Изучал отдельные свойства темперамента и его признаки, связь темперамента со свойствами нервной системы, а также с особенностями выполняемой человеком деятельности. Основные работы: "Очерк теории темперамента" (1964 г.), "Очерк интегрального исследования индивидуальности" (1977 г.), "Проблемы интегрального исследования индивидуальности" (1977 г.) и др.
Мясищев Владимир Николаевич (1892-1973) - отечественный психолог, невропатолог и психотерапевт. На основе идей А.Ф.Лазурского разрабатывал концепцию отношений личности, согласно которой ядром личности является индивидуально-целостная система отношений к внешнему миру и к самому себе, сложившаяся в результате интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Система отношений, являясь движущей силой, определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности и поведение. Основные положения концепции отношений личности конкретизируются в патогенетической концепции неврозов и психотерапевтической практике. Основные работы: "Личность и неврозы" (1960 г.), "Психология отношений", "Структура личности и отношение человека к действительности" (1982 г.) и др. Павлов Иван Петрович (1849-1936) - отечественный физиолог, окончил Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Основатель учения о высшей нервной деятельности человека, впервые сформулировал учение об условных рефлексах, о двух сигнальных системах, сенсорной и речевой, учение о типах нервной системы. Основатель Института экспериментальной медицины. Лауреат Нобелевской премии за работы в области физиологии высшей нервной деятельности. Создал международную научную школу. Платонов Константин Константинович (1906-1984) - отечественный психолог. Заведующий психофизиологических лабораторий. Участник Великой отечественной войны, дошел до Берлина. Преподавал на кафедре психологии МГУ, сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, сотрудник Института психологии АН СССР, доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Проводил исследования в области психологии труда. Изучал проблему личности и характера. Рассматривал структуру личности как динамическую, включающую в себя подструктуры: направленность, опыт, психические процессы, биологические свойства. Основные идеи отражены в работах "Вопросы психологии труда" (1962 г.), "О системе психологии" (1972 г.), "Проблемы способностей" (1972 г.), "Структура и развитие личности" и др. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - отечественный психолог и философ. Член-корреспондент АН СССР, заведующий кафедрами психологии Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена и МГУ, директор Института психологии АПН РСФСР, заместитель директора института философии АН СССР, заведующий сектором психологии Института философии АН СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучал восприятие, память, речь, мышление. Разработал деятельностный подход в философии, психологии педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. В структуре личности выделял интерес, идеал, характер, самосознание. Личность рассматривал как субъекта жизненного пути. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода (в 30-е гг.). С этих позиций приступил к обобщению достижений психологии. Проводимая им научная работа завершилась выходом в свет в 1940 г. Фундаментального труда "Основы общей психологии". Эта работа была удостоена Государственной премии, высоко оценена ведущими отечественными психологами. Автор многочисленных работ, среди которых "Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии" (1945 г.), "Проблемы общей психологии" (1973 г.), "Проблема способностей и вопросы психологической теории" (1966 г.) и др. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) - русский физиолог и психолог. Разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения. Симонов Павел Васильевич (1926-2002) - отечественный физиолог, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, академик-секретарь отделения физиологии Российской академии наук. Известен работами в области физиологии эмоций, автор потребностно-информационной теории их происхождения. Сикорский Иван Алексеевич (1845-1919) - отечественный психиатр, психолог, культуролог и педагог, заведовал кафедрой психиатрии Киевского университета Св. Владимира. Автор огромного числа работ по вопросам клинической психиатрии, эпидемиологии психических расстройств, возрастной психологии и проч. Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980) - отечественный психолог, специалист в области психологии памяти, общей, возрастной, педагогической психологии, истории психологии. В 1945-1972 гг. возглавлял Институт психологии АПН СССР. Занимался исследованиями памяти, обнаружил связь между памятью и мышлением, между непроизвольным и произвольным запоминанием, между непроизвольным запоминанием и структурой деятельности субъекта. Автор работ "Психология запоминания" (1946), "Проблемы психологии памяти" (1966). Теплов Борис Михайлович (1896-1965) - отечественный психолог и психофизиолог, организатор психофизиологической лаборатории Института психологии Российской академии образования. Основатель научной школы дифференциальной психологии. Разработал теорию индивидуальных различий и концепцию способностей. Занимался исследованиями в области восприятия, мышления, представления, психологии искусства, изучал физиологические основы индивидуально-психологических различий. Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) - грузинский психолог и философ, создатель общепсихологической теории установки. Один из основателей Тбилисского университета, где открыл отделение психологии. Академик АН Грузинской ССР, директор Института психологии АН Грузии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Создал оригинальную теорию установки, осуществил в ее русле многочисленные исследования. Под установкой понимал состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Экспериментально изучал закономерности смены установки, выделил в структуре психики иерархическую систему установок к деятельности. Разрабатывал вопросы возрастной, педагогической психологии, зоопсихологии, психотехники, исследовал особенности языка, образования и постижения понятий. Основные результаты исследований отражены в работах "Основные положения теории установки" (1961), "Экспериментальные основы психологии установки" (1966) и др. Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) - отечественный физиолог. Развивая идеи И.М.Сеченова, разработал учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Механизмом доминанты А.А.Ухтомский объяснял широкий спектр психических явлений и их характеристик, например внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность и избирательность), предметный характер мышления. Работы А.А.Ухтомского послужили основой создания многих современных психофизиологических теорий. Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) - русский философ и психолог. В 1912 г. открыл первый в России Институт экспериментальной психологии при Московском университете. Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Занимался исследованием проблемы восприятия пространства и времени, внес большой вклад в развитие экспериментальной психологии. Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) - представитель отечественной психологической школы. Учился, а затем и работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена. Защитил кандидатскую диссертацию по проблеме развития речи школьников (1940 г.). После войны преподавал психологию в Военно-педагогическом институте Советской армии, работал в Институте психологии АПН РСФСР. В 1962 г. Защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. Избран членом- корреспондентом АПН СССР. Многие годы преподавал на факультете психологии Московского университета. В начале своей научной карьеры несколько лет в сотрудничестве с Л.С.Выготским изучал проблемы детской игры. Глубоко приняв его идеи, Д.Б.Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их развивал и конкретизировал, создав собственное научное направление в детской и педагогической психологии. Д.Б.Эльконину принадлежит теория периодизации детского развития. Разработал понятия кризисов развития, психических новообразований, ведущего и основного видов деятельности и другие. Его работы посвящены также проблемам теории и истории детства, особенностям психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностике, вопросам развития речи и обучения детей чтению. Несколько работ посвящены научным взглядам Л.С.Выготского. Автор большого числа работ, среди которых "Природа детства и предмет детской психологии", "Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского" (1966г.), "Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков" (1967 г.), "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" (1971 г.) и многие другие.
Заключение. Историческое рассмотрение конкретных фактов, важнейших событий и тенденций в процессе развития психологической науки позволяет констатировать, что до настоящего времени не сложилось единого подхода, общего понимания того, что же изучает психология. Различия точек зрения на самые центральные вопросы психологии, начиная с главного - вопроса о предмете психологии, а также различные подходы к пониманию личности, сущности психического развития, интеллекта и др. настолько значительны, что, как писал Г. Олпорт, "иногда кажется, что кроме преданности своей профессии, психологов мало что роднит... относительно предмета исследования их мнения расходятся. В разных психологических подходах в качестве такового фигурируют: переживание, поведение, психофизические связи, сознательные мыслительные процессы, бессознательное, человеческая природа и даже "тотальность психического существования человека". Не является ли история (а может быть и современное состояние нашей науки) серией заблуждений и ошибок? П.Я. Гальперин, рассматривая историко-психологический процесс в контексте актуальных задач, среди которых "вопрос о предмете изучения - это не только первый и сегодня, может быть, самый трудный из больших теоретических вопросов психологии, но вместе с тем вопрос неотложной практической важности", дал такой ответ на этот вопрос. Анализируя исторические факты, он выделил заключающееся в них (явно или в скрытом виде), понимание предмета психологии. Согласно Гальперину, за всю историю психологии было выдвинуто три определения ее предмета: душа, сознание, поведение. Все они оценивались им как "недостаточные", "несостоятельные", "ошибочные". Можно ли, основываясь на такой оценке результатов работы предшественников, отбросить материал их исследований и начать все сначала? По-видимому такая позиция противоречит одному из важнейших принципов научного познания - принципу историзма. В связи с исключительной сложностью изучаемой в психологии реальности, как бы её ни называть - психика, сознание и др. - она не получила полностью адекватного определения ни в одном из подходов, сложившихся в истории науки: в каждом из них содержится лишь момент истины о ней. Но такой момент есть, и он должен быть выявлен! Психика человека и сознательна - и бессознательна, она социальна - и имеет биологически предпосылки, она опосредствует нашу жизнь - и сама является продуктом этой жизни, она определяется воздействиями извне - и свободна от них, в ней есть знание и есть переживание, она целостна, но и состоит из многих компонентов, она одновременно и явление - и процесс. Неправильно считать абсолютной истиной какое-нибудь одно из этих положений или абсолютно ложным - другое. Взгляды предшественников появлялись с исторической необходимостью, они были детерминированы условиями своего времени и вместе образуют логику развития научной психологической мысли как процесс последовательных трансформаций предметной области психологии в контексте его объективных причин и условий. Психология началась с идеи души, и, как проницательно заметил Л.С. Выготский, "психология как наука должна была начаться с идеи души". Далее он поясняет это положение, оценивая эту идею как "первую научную гипотезу древнего человека, огромное завоевание мысли". На протяжении более чем 20 столетий с ее помощью объяснялись все процессы жизнедеятельности организма. Понятие души по своему содержанию было не только психологическим, но более широким, скорее биологическим, объясняющим все жизненные процессы с помощью сходного толкования. "Мы так же мало видим в этом просто невежество и ошибку, как не считаем рабство результатом плохого характера", - писал Л.С. Выготский. Причиной такого воззрения на природу души было недостаточное знание о строении и работе тела (еще в ХVII в. мудрый Спиноза отмечал: "к чему способно тело, до сих пор еще никто не определил, т.е. опыт никого еще до сих пор не научил, к каким действиям тело является способным в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной, и к чему оно неспособно, если только не будет определяться душою"). Именно в силу недостаточности знаний о функционировании живого тела, понятие души стало тем объяснительным принципом, который выступал в качестве источника и детерминации всех проявлений живого организма, заменял конкретные знания о механизмах его телесных функций (дыхания, кровообращения, питания и др.). Великие открытия ХVII - ХVII вв. в различных науках и, особенно в области анатомии и физиологии человека, оказали поистине революционное воздействие на представления о душе, способствовали коренному изменению взглядов на ее функции. В 1623г.Ф. Бэкон подвел итог этим исследованиям. "Наблюдая за чувствующим телом и пытаясь выяснить, почему такое большое действие… переваривается и выбрасывается пища, мокроты и соки движутся вверх и вниз по всему телу, сердце и сосуды пульсируют, внутренние органы, подобно мастерским, исполняют каждый свою работу", он пришел к выводу о том, что функции души следует ограничить психическими способностями. Он назвал причиной широкого понимания функций души, включающего в их число и чисто телесные процессы, неосведомленность древних философов. На смену идее души с исторической необходимостью пришло понятие о психике как предмете психологии. Критерий психического процесса в отличие от телесных ввел в ХVII в. Р. Декарт. Этим критерием он назвал сознание. Тем самым психология стала развиваться в рамках философских учений о сознании. В этом контексте возникли фундаментальные проблемы. Первой из них стала проблема места сознания в бытии, его соотношения с миром материальных тел - психофизическая проблема. От Декарта идет их резкое противопоставление, которое в его системе приобрело форму учения о двух противоположных субстанциях: одной духовной, мыслящей, нематериальной - для ее обозначения Декарт сохраняет понятие души, и другой телесной, протяженной - ее Декарт называет телом. Их абсолютная разнородность составляет сущность декартовского дуализма, который на века определил направление разработки психологических проблем. Важнейшими из них стали проблема метода исследования сознания - им была провозглашена интроспекция. Дж. Локк сформулировал задачу изучения происхождения сознания и задал эмпирическое направление ее решения: в сознании нет врожденных содержаний, оно складывается в опыте. Самый опыт он раскалывает на две формы: внешний - его источником являются ощущения, и внутренний - его источником являются "внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем... называя первый источник ощущением, я называю второй рефлексией, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя". В противоположность сенсуалистическим эмпирическим идеям Локка Г. Лейбниц развивает рационалистический взгляд на природу сознания, приписывая ему некоторые врожденные истины, а также склонности, предрасположения и т.п. Он также указывает на активную природу сознания, которую он обозначает понятием апперцепция. Для объяснения важнейшего факта душевной жизни и сознания - ее связности - Локк вводит понятие ассоциации идей. На его основе возникает ассоциативная психология, варианты которой составили основное содержание развития психологии в ХIХ в. Возникнув на основе механистического естествознания ХVII в., она обнаружила свою несостоятельность под влиянием успехов биологии, и прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина и эволюционных идей Г. Спенсера. Введение идеи адаптивной роли психики в поведении по-новому поставили задачи ее изучения и привели сначала к появлению функционализма с его требованием изучать психику в ее полезной функции, а затем к отказу от изучения психики - в бихевиоризме. Возникает бихевиоризм и поведение как предмет исследования, который пришел на смену сознания. Менее радикальными, но очень значительными были такие повороты в развитии учения о сознании как отказ от отождествления психики с сознанием и указание на глубинное строение психики с ее бессознательной областью - эта идея получила развитие у разных авторов, начиная от Лейбница, но свою фундаментальную разработку получило в психоанализе З. Фрейда и близких к нему направлениях. Также продуктивной явилась попытка не ограничиваться в изучении сознания контекстом его отношений по преимуществу только с миром природы, и понять его как продукт социально-исторического развития. Возникла проблема социальной обусловленности психики человека, которая получила мощное развитие в психологии ХХ в. Бегло очерченные некоторые важнейшие повороты на пути развития научной психологической мысли были объективно обусловлены историческими причинами. С каждым из них связаны важные открытия, они сохраняют свое значение - имеют исторический смысл, являются, по словам Л.С. Выготского, шагом к истине. Ни одна из попыток прошлого не может быть отброшена в том числе и потому, что пока еще психология не приблизилась к единому пониманию своей науки, и если это является ее целью, то, как проницательно замечал Г. Олпорт, "до ее достижения еще далеко". Признаем вместе с этим автором: "Хорошо, что существуют последователи Локка и Лейбница, позитивисты и персоналисты, фрейдисты и неофрейдисты, объективисты и феноменологи. Ни те, кто предпочитает модели (математические, животные, механические, психиатрические), ни те, кто их отвергает, не могут быть правы во всех деталях, но важно, что каждый может свободно выбрать собственный способ работы. Осуждения заслуживает только тот, кто хотел бы запереть все двери, кроме одной".
Список литературы
1. Прянникова, В. Г. История образования и педагогической мысли: учеб.-справ. / В. Г. Прянникова, 3. И. Равкин. — М.: Новая школа,1994. 2. Психологический словарь / авт.-сост. В. П. Гопорулина, М. Н. Смиронова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; под общ. ред.Ю. Л. Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 3. Актуальные понятия современной педагогики: круглый стол // Педагогика. — 2003. 4. Булкин, А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России / А. П. Булкин. — Дубна: Феникс плюс, 2001. 5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|