Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения, касающиеся порядка организации и проведения рейдовых проверок

 

Изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию, в значительной степени затрагивают порядок проведения рейдовых проверок, так как глава 16 данного нормативного акта "Порядок организации и проведения рейдовых выездных проверок" изложена в новой редакции.

В соответствии с п. 19 Инструкции под рейдовой налоговой проверкой понимается проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.

Рейдовая налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов); производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг); хранением и перемещением товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Целью такой проверки являются: контроль за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций; установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия); сбор оперативной информации; проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

Рейдовая проверка проводится только при наличии предписания на ее проведение и при условии предъявления проверяющими служебных удостоверений.

В случае проведения рейдовых проверок при невозможности определить наименование юридического лица либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя в предписании указывается место (территория) ее проведения.

Наиболее опытным работникам, имеющим стаж работы в налоговых органах не менее 3 лет, допускается выдача предписаний сроком до 1 месяца на проведение рейдовых проверок в пределах конкретного административного района, города (области). Начальникам (заместителям начальников) рейдовых отделов (управлений), а также работникам Министерства по налогам и сборам, непосредственно участвующим в проведении рейдовых проверок, допускается выдача предписаний сроком до 6 месяцев.

Согласно общим правилам проведения выездных проверок перед началом проведения рейдовой проверки проверяющие обязаны:

- представиться руководителю, главному бухгалтеру организации (обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю, а при их отсутствии - их уполномоченным заместителям или иным уполномоченным представителям;

- информировать указанных лиц о начале выездной проверки;

- предъявить указанным лицам служебные удостоверения и предписание на проведение проверки для ознакомления с ним под подпись;

- внести необходимые сведения в книгу учета проверок и скрепить их подписью.

Исключение составляет случай, когда рейдовая проверка начинается с контрольной закупки. В этом случае предписание и служебное удостоверение предъявляются после ее проведения.

Под контрольной закупкой понимаются искусственно созданные должностными лицами налоговых органов ситуации: контрольные приобретения ТМЦ, оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации.

Как и прежде, в районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т.д.), проверяющие вправе проверять деятельность плательщиков (иных обязанных лиц) независимо от места постановки их на учет в налоговом органе.

Рейдовая проверка может проводиться:

- одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих одному плательщику, в том числе расположенных на территориях разных административных районов;

- на территории одного административного района в группе торговых объектов и иных местах независимо от специализации торговой или иной деятельности либо в торговых объектах и иных местах, специализирующихся на одном виде торговой или иной деятельности (например, продажа плодоовощной продукции, продажа цветочной продукции и т.д.).

В ходе рейдовой проверки проверяющие осуществляют:

- установление личности представителей плательщика (иного обязанного лица), физических лиц, осуществляющих деятельность в местах проверки;

- проверку наличия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и иных разрешений, предусмотренных законодательством;

- снятие остатков товара на момент проверки для сверки с данными товарно-транспортных накладных, иных документов и суммы денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров либо отрывных талонов, приходных кассовых ордеров, других первичных учетных документов;

- проверку наличия документов, подтверждающих уплату налогов индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг);

- другие действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений.

В Инструкции предусмотрены следующие действия при возникновении тех или иных ситуаций.

1. При отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) (его представителя) документов, удостоверяющих его личность, и установлении нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве плательщик (его представитель) должен быть приглашен в помещение ближайшего налогового органа или органа внутренних дел для установления личности и составления акта проверки.

В случае отказа проследовать в помещение налогового органа или органа внутренних дел для препровождения нарушителя привлекаются работники Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь или органов внутренних дел.

2. Проверяющие вправе требовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) представление документов, подтверждающих приобретение (поступление) перевозимых, находящихся в местах реализации или хранения ТМЦ. Если плательщику (иному обязанному лицу) необходимо время для представления истребуемых документов, то проверяющие оформляют письменное требование о представлении документов.

Срок предъявления запрашиваемых документов, подтверждающих факт приобретения (поступления, отпуска в места реализации) ТМЦ, которые в соответствии с законодательством должны находиться в местах их реализации (хранения), согласуется должностным лицом налогового органа, производящим проверку, с лицом, которому адресовано требование, о чем делается соответствующая запись в требовании. Этот срок должен быть максимально коротким и способствовать завершению проверки в течение того же календарного дня.

3. Если в ходе проверки проверяемое лицо отказывается открыть сейф и (или) подсобное помещение, сейф и (или) помещение опечатываются проверяющими для проведения дальнейшей проверки, а при необходимости - назначения инвентаризации.

По результатам рейдовой проверки, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства, составляется акт. Если нарушений не установлено, то проверяющими составляется справка рейдовой проверки либо сводная справка рейдовых проверок.

Постановлением № 67 упрощена процедура оформления результатов проверок, усовершенствованы сами формы актов и справок, составляемых по результатам проверок.

Вместо четырех форм итоговых документов (акта проверки соблюдения порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет и других вопросов по налоговому и иному законодательству; акта налоговой проверки соблюдения законодательства, регулирующего уплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме; сводной справки рейдовых проверок, в ходе которых не установлено нарушений налогового и иного законодательства, справки налоговой проверки соблюдения законодательства, регулирующего уплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме) утверждены формы акта (справки) рейдовой проверки и сводной справки рейдовых проверок, в ходе которых не установлено нарушений налогового и иного законодательства.

Вместе с тем предусмотрено, что ранее изготовленные бланки вышеперечисленных актов могут применяться до 1 июля 2009 г.

Форма акта (справки) рейдовой проверки (далее - акт) предусматривает: указание времени начала и окончания рейдовой проверки; наименование налогового органа, выдавшего предписание, дату, номер предписания; должность, фамилию, имя, отчество проверяющих; фамилию, имя, отчество, документы, удостоверяющие личность, место жительства представителей плательщика, а также иных лиц, привлекаемых к проверке; полное наименование или фамилию, имя, отчество плательщика; вид торгового объекта, иное место (производственное или складское помещение и др.), место нахождения.

В акте обозначается, проводилась ли контрольная закупка, предъявлена ли книга учета проверок (ревизий) и ее номер, проставляется дата и номер записи о проводимой проверке в книге учета проверок (ревизий). Кроме того, в акте в обязательном порядке указываются документы, к нему прилагаемые, адрес места, дата и время его рассмотрения.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается проверяющими и представителями плательщика. Первый из экземпляров остается у проверяющих, а второй - передается плательщику (его представителям)

Представителем плательщика (иного обязанного лица) может являться продавец (при осуществлении розничной торговли), другой работник (при выполнении работ, оказании услуг), работник, выполняющий функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера (при его наличии).

Сводная справка рейдовых проверок, в ходе которых не установлено нарушений налогового и иного законодательства, составляется в одном экземпляре, который остается у проверяющих, и может содержать сведения о результатах проверок нескольких проверенных плательщиков. При этом представитель плательщика (иного обязанного лица) знакомится с записью относительно проведенной проверки данного плательщика и проставляет подпись в соответствующей строке.

Выписка из сводной справки проверок направляется в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) для приобщения к делу в 5-дневный срок с даты проведения проверки.

В случае выявления в ходе рейдовой проверки бесхозяйного имущества проверяющие (с привлечением свидетелей) составляют акт обнаружения бесхозяйного имущества с описью имущества, денежных средств и других ценностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...