Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные характеристики рыночного механизма (цена, спрос, предложение, конкуренция).

Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Типы рынков: а) чистая конкуренция. б) монополия. в) олигополия. г) монополистическая конкуренция.

Спрос.

Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене.Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос. Кроме цены на спрос влияют и другие факторы: увеличение (или сокращение) доходов потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые и дефицитные ожидания; колебание расходов на рекламу; изменение цен на товары-заменители и дополнительные блага; число потребителей в отрасли и др. Для анализа функциональных зависимостей спроса в экономической теории используются понятия закона спроса и функции спроса.

Закон спроса показывает обратную связь между ценой и количеством покупаемого продукта.

Зависимость спроса от различных факторов может быть проиллюстрирована графически, для чего обычно строится кривая спроса (рис. 3.1).

Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество экономического блага покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент времени. Изменение цен означает движение по кривой спроса; воздействие неценовых факторов сдвигает кривую спроса вправо или влево.

Предложение. Предложение - количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества приобретенных благ от уровня цен графически иллюстрируется с помощью кривой предложения (рис. 3.2.). Кривая предложения - кривая, показывающая какое количество экономического блага производители готовы продать по разным ценам в данный производители готовы продать, но разным ценам в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения.

Кроме цены на предложение влияют и другие факторы:

1. изменение технологии производства (если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции);

2. изменение ресурсных цен (снижение цен на ресурсы ведет к увеличению предложения товара);

3. изменение налогов и субсидий (повышение налогов снижает величину предложения, а субсидии приводят к расширению производства);

4. изменение числа товаропроизводителей (чем больше их, тем больше количество предлагаемого товара);

5. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики.

Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения вправо или влево.

Равновесная цена. Рынки передают информацию в форме цен продавцам и покупателям товаров и услуг. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой цене люди планируют купить или продать определенное количество товара.

Если суммарное количество товара, предложенное производителями, совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить, то на рынке существует равновесие.

Рис. 3.3. Рыночное равновесие: Е - точка равновесия; РЕ - равновесная цена.

Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товара.

Как показано на рис. 3.3, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будут толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РE по которой будет продаваться (QE-товаров на рынке).

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и покупке взаимно соответствуют, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный товарный излишек у продавцов и не создавая; нехватки товаров для потенциальных покупателей.

Рис. 3.4. Равновесная цена при изменяющемся спросе и неизменном предложении (а) и при изменяющемся предложении и неизменном спросе (б)

Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем продаж товаров. И, наоборот, при снижении спроса, но при неизменном предложении кривая спроса смещается влево вниз, что ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема продаж (рис. 3.4).

Равновесие -- закон для каждого конкурентного рынка; благодаря нему поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Эластичность. Понятие эластичности играет важную роль в изучении возможных реакций продавцов и покупателей на изменение цен.

Эластичность спроса относительно цены (по цене) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:

Факторами, влияющими на ценовую эластичность спроса, являются:

1) наличие товаров-субститутов: чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос на товар;

2) качество товара: чем выше качество товара, тем менее эластичен спрос на него;

3) степень необходимости товара: спрос на большинство предметов первой необходимости неэластичен, на предметы роскоши - эластичен;

4) удельный вес блага в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем, как правило, выше ценовая эластичность спроса;

5) размеры запаса: чем он больше, тем более эластичен спрос;

6) ожидания потребителей;

7) размер дохода.

Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого блага рассчитывается показатель перекрестной эластичности спроса:

Для товаров-заменителей коэффициент перекрестной эластичности будет положительным, для дополнительных благ - отрицательным.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цен на 1%:

Так же, как спрос, предложение может быть абсолютно эластичным (график - прямая, параллельная горизонтальной оси) и абсолютно неэластичным (график - прямая, параллельная вертикальной оси).

Эластичность предложения зависит от ряда факторов:

1) от возможности длительного хранения товара и стоимости хранения товара. Для товара, который не может храниться длительное время (например, свежая рыба), эластичность предложения будет низкой. То же самое относится и к дорогостоящей продукции;

2) от особенностей производственного процесса. Если производитель товара может легко расширить его производство при повышении цены либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным;

3) от продолжительности периода существования изменившихся цен. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как ему требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье и т.д. (расширение производства) либо уволить рабочих, рассчитаться по банковскому кредиту и т.д. (сокращение производства).

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее реагирует на изменение цены, чем спрос. Поэтому в определении показателя эластичности фактор времени является определяющим.

С ростом протяженности периода эластичность предложения будет расти.

Конкуренция - соревнование экономических агентов за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Совершенная конкуренция:

а) большое число продавцов, конкурирующих друг с другом.

б) однородная стандартная продукция.

в) объемы производства и предложения отдельных производителей составляют малую долю общего выпуска — одна фирма не влияет на рыночную цену.

г) каждый участник рынка имеет равный доступ к информации.

д) свобода входа и выхода.

Несовершенная конкуренция - рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...