Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Методы государственного регулирования рынка труда в современных условиях в РФ.




Рынок труда относится к разряду наиболее регулируемых в современных условиях – со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Это объясняется спецификой фигурирующего на нем товара: купля-продажа рабочей силы производится в форме найма на более или менее продолжительный период времени.

Особое влияние на функционирование современного рынка труда оказывает государство. При этом следует учитывать, что забота государства в рыночной экономике вовсе не состоит в обеспечении рабочим местом каждого трудоспособного человека. В каждый данный момент существует некий естественный уровень безработицы. Вторгаясь в сферу занятости в рыночной экономике, государство должно постоянно осознавать, что сокращение безработицы чревато увеличением инфляции. А потому желательно применение не любых способов регулирования занятости, а лишь тех, которые, увеличивая число рабочих мест, одновременно являются нейтральными в инфляционном отношении или хотя бы вызывают минимальные инфляционные последствия.

Государственная политика занятости сводится к двум основным направлениям: регулированию уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости); социальной защите пострадавших от нее людей (пассивная политика занятости).

Активная политика занятости включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин, вызывающих к жизни вынужденную безработицу.

Под активной политикой занятости понимаются: меры по изменению структуры спроса на рабочую силу за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест; меры по регулированию предложения и повышению качества рабочей силы за счет ее подготовки; меры по поощрению мобильности рабочей силы за счет ее трудоустройства, профориентации и стимулирования.

Целью осуществления активной политики занятости является превращение реальной безработицы в естественную – и по уровню, и по продолжительности. Если эта цель достигнута, и текущая безработица не превышает ее естественного уровня, то правительство может бездействовать на рынке труда во избежание порождающей инфляционный эффект сверхзанятости: необходимо оставить рыночный механизм в покое.

Государство как субъект активной политики на рынке труда: предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики; регулирует спрос на рабочую силу в частном секторе (например, через налоговые льготы предпринимателям, принимающим на работу наименее защищенные социальные группы); ограничивает предложение рабочей силы (например, через регулирование численности армии и студенчества как некого резерва рабочей силы).

Меры государственного регулирования занятости:

- организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;

- подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров. постоянный контроль состояния рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация.

Главным монополистом на рынке труда в современной рыночной экономике являются профсоюзы. Они регулируют рынок труда, воздействуя и на спрос, и на предложение рабочей силы. Объекты регулирования: уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др. При этом безусловно главной задачей профсоюзов является повышение заработной платы, которое достигается через ограничение предложения труда путем: лоббирования в парламентах введения высоких иммиграционных барьеров (например, для работников из СНГ); содействия принятию законов о невысокой продолжительности рабочей недели; удлинения срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, а также срока службы в армии; запрещения принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе одновременно с повышением вступительных взносов; повышение спроса на труд (например, через лоббирование установления высоких таможенных тарифов, защищающих отрасли национальной экономики от иностранной конкуренции). Вопросы оплаты труда решаются через соглашения между руководством предприятий и соответствующими профсоюзами при посредничестве органов государственной власти или на двусторонней основе.

Согласно концепции действий на рынке труда на 2008-2010[3] годы государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются: содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда; содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Основные направления по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда:

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения. Оно осуществляться по следующим приоритетным направлениям: гармонизация законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с международными нормами; совершенствование законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений; совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей; нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов; реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

2. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда. Предполагается осуществление мониторинга ситуации на рынке труда по следующим направлениям: определение профессионально квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе; определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией стратегий социально-экономического развития, федеральных и региональных целевых программ, а также реализацией приоритетных национальных проектов; определение величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

3. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу. Для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми кадровыми ресурсами предусматривается сбалансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу путем реализации следующих мер: пересмотр направлений и уровней профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом прогноза спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с обеспечением соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда.

4. Развитие кадрового потенциала. Реализация инвестиционных и инновационных проектов, развитие отраслей экономики, а также реализация приоритетных национальных проектов потребуют скоординированных действий со стороны государства и бизнеса по созданию новых рабочих мест и их обеспечению кадровыми ресурсами.

Приоритетными направлениями, по которым будет осуществляться взаимовыгодное сотрудничество органов исполнительной власти всех уровней с работодателями в целях развития кадрового потенциала, являются привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций. Ключевым направлением взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса должно стать привлечение молодежи в учреждения начального профессионального образования в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства в организации, испытывающие нехватку квалифицированных рабочих.

5. Стимулирование экономической активности населения. В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте ключевое значение приобретает способность максимально эффективно использовать существующий в Российской Федерации человеческий потенциал, включая безработных граждан. Государство будет содействовать интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

В отношении указанных категорий безработных граждан предусматривается осуществление органами службы занятости специальных программ, предусматривающих: оказание услуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке и профессиональной ориентации; профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, основанные на процедуре профилирования безработных граждан; организацию временных (общественных) работ и стажировок в организациях, а также оказание материальной поддержки участникам временных (общественных) работ и стажировок; содействие в переезде безработных граждан в другую местность, в том числе сельскую местность, в целях трудоустройства.

6. Повышение качества рабочих мест. Решение задач по повышению качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.

Перспективной задачей государства, решение которой будет способствовать росту заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, является переход к отраслевым системам оплаты труда, предполагающим объединение профессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования по каждому виду деятельности. Для каждой профессионально-квалификационной группы будет установлен гарантированный уровень оплаты труда.

Ожидаемые результаты реализации Концепции: реализация положений, предусмотренных Концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5 - 6 процентов экономически активного населения; повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве; предусмотренное Концепцией повышение эффективности контроля и надзора в сфере труда и занятости обеспечит существенное сокращение нарушений прав трудящихся в области охраны и оплаты труда, а также предотвращение дискриминации в сфере труда; развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и, в конечном счете, повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

 

 

Заключение.

В последнее время СМИ не устают сообщать о массовых увольнениях российских граждан в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране. Так, по данным Роструда, о возможном сокращении штатов в конце прошлого месяца заявили 1137 предприятий. При этом Минздравсоцразвития не находит в этом факте ничего экстраординарного и называет это явление "обычным фоном". А между тем, по приблизительным подсчетам, планируемые сокращения затронут 45-46 тыс. человек. [4]

Казалось бы, цифры не столь пугающе, как те, что озвучивают представители СМИ, рассказывая, что ждет россиян в обозримом будущем и к каким массовым сокращениям им стоит приготовиться. Однако не исключено, что в ближайшее время помимо упоминаемой тысячи предприятий о сокращении штатов могут заявить еще сотни различных организаций. Так, согласно прогнозу Института народно-хозяйственного планирования РАН, к середине 2009 года число безработных в России может вырасти на 270-340 тыс. человек. По прогнозам экспертов, увольнения коснутся офисных работников и чиновников, и в меньшей степени людей рабочих профессий.

Впрочем, некоторые прогнозы в министерстве есть. Так, в бюджете на 2009 год заложены деньги на 1,6 млн безработных. Значит, правительство предполагает, что работу могут потерять примерно 350 тысяч человек. В связи с этим увеличится и финансирование активной политики занятости населения. Речь идет в первую очередь об усилении такого направления, как обучение, переподготовка и повышение квалификации людей, потерявших работу.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

 

Список использованной литературы.

1. Закон Российской Федерации 19 апр. 1991 № 1032-1 (ред. от 18 окт. 2007) «О занятости населения в Российской Федерации».

2. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям/В. З. Баликоев. – 10-е изд. – М.: Омега-Л, 2007. – 732 с.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебник для вузов/Е. Ф. Борисов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 535 с.

4. Экономическая теория: учебник/под общ. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672.

5. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2. Мезоэкономика: учебник для ВУЗов/ред. Г. П. Журавлева. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Дашков и К', 2007. - 933 с.

6. Одегов Ю. Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учебник/Ю. Г. Одегов; Г. Г. Руденко; Н. К. Лунева. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 899 с.

7. Салихов Б. В. Экономическая теория: учебник/Б. В. Салихов. - М.: Дашков и К', 2006. - 701 с.

8. Симкина Л. Г. Экономическая теория: учебник для вузов/Л. Г. Симкина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 381 с.

9. Из-за финансового кризиса в России могут уволить примерно 45 тыс. человек/Информационной агентство «Regnum» // - 2008. – 11 ноябрь (www.regnum.ru).

10. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы/Клинский институт охраны и условий труда // - 2008. – 15 августа (www.ols-komplekt.ru).

11. Тревожные новости. Ищу работу/Новости и статьи по поиску работы // - 2008. 10 октябрь (www.zryaplata.ru).

12.  Рябова И. Российские компании борются с кризисом сокращением персонала и зарплаты./Lenta.ru: Бизнес // - 2008. – 9 октября (www.lenta.ru).

13.  Занятость и безработица// Федеральная служба государственной статистики - 2008. – сентябрь (www.gks.ru).

14. Государственная служба занятости. Безработным добавили денег//Редакция ИА «Финмаркет» - 2008. – 14 ноябрь (www.finmarket.ru).

15.  Филь М. С. Рынок труда в России: новый объект государственной политики?/Работа, вакансии, резюме, поиск работы// - 2007. – 13 апрель (www.superjob.ru).


[1]Государственная служба занятости. Безработным добавили денег//Редакция ИА «Финмаркет» - 2008.-14 ноябрь (http://finmarket.ru/z/nws)

[2] Занятость и безработица// Федеральная служба государственной статистики - 2008.-сентябрь (http://www.gks.ru)

[3] Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы// Клинский институт охраны и условий труда- 2008. – 15 августа (http://www.ols-komplekt.ru)

[4] Государственная служба занятости. Штат готовы сократить более 1000 предприятий//Редакция ИА «Финмаркет» - 2008.-6 ноябрь (http://finmarket.ru/z/nws)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...