Реферат на тему «анализ эффективности применения информационных технологий в психологических исследованиях»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ. 2 СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ. 3 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ» 4 Введение 4 Глава 1. Сферы применения и виды информационных систем, используемых в психологических исследованиях. 5 Глава 2. Анализ эффективности применения информационных технологий в психологических исследованиях. 15 Заключение. 17 Список литературы к реферату. 18 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ. 19 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 20 ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ. 24 ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ. 25 ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ. 26 ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ. 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ. 28 ПРИЛОЖЕНИЯ. 29 Выдачи презентации магистерской диссертации 29
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ИС - информационные системы, совокупность технического, программного и организационного обеспечения, используемого для хранения, обработки и выдачи информации. SPSS — (Statistical Package for the Social Sciences - статистический пакет для социальных наук) компьютерная программа для статистической обработки данных, один из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках. РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ» Введение На современном этапе информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. А деятельность любого ученого тем более предполагает использование достижений в области информатики. Помимо этого, как утверждает Шафрин Ю.А., уровень развития информационных технологий, автоматизирующих информационные процессы в различных предметных областях, определяет степень прогресса общества в целом [4].
В настоящее время быстрое развитие информационных технологий влияет в частности и на методологию работы ученых-психологов, способствуя созданию и практическому использованию психодиагностического инструментария, разработке принципиально новых видов экспериментов и методик работы с психологической информацией на базе современной вычислительной техники. Исследовательская деятельность каждого магистранта, аспиранта, соискателя ученой степени по психологии неизбежно предполагает использование современных достижений в сфере информационных технологий. Написание диссертации представляет собой сложный процесс поиска, сбора, обработки и анализа информации, в котором средства информационных технологий являются основным подспорьем для ученого. На данный момент уже в типовых программах по подготовке специалистов-психологов введен ряд курсов (компьютер в работе психолога, SPSS для психолога и пр.), направленных на освоение ими достижений в области информатики и применения их в своей предметной области. И уже эффективность деятельности психолога становится тесно связанной с его образованностью в сфере информационных технологий, поскольку они позволяют решать поставленные задачи более оперативно, работать с большим массивом информации, применять сложнейшие математические процедуры для анализа, исключить фактор человеческих ошибок при таком анализе, оформлять и презентовать полученные результаты.
Глава 1. Сферы применения и виды информационных систем, используемых в психологических исследованиях. Каждое исследование, проводимое в психологической науке, предполагает несколько этапов. Условно можно выделить следующие четыре:
· Теоретико-методологический анализ и подготовка к проведению психологического исследования. Разработка инструментария. · Подбор испытуемых и проведение эмпирического исследования. · Анализ полученных данных. · Оформление и представление полученной информации. Приведенные этапы можно также разложить на включенные в них этапы, однако для данной работы это не представляется существенным. Важно отметить, что уже довольно длительное время и тем более в настоящее время ни на одном из этапов исследования ученый не может обойтись без применения информационных технологий. Рассмотрим более детально каждый этап. [3] Теоретико-методологический анализ и подготовка к проведению психологического исследования. Разработка инструментария. На этой стадии исследователь выбирает проблемную область для исследования, анализирует проработанность данной проблемы, определяется со своей методологической позицией, ставит гипотезу, выбирает методы и методики исследования, разрабатывает инструментарий исследования. Огромным подспорьем для психолога становятся возможности, предоставляемые информационными системами. Они в свою очередь облегчают, а зачастую, и полностью обеспечивают процесс ознакомления с теорией и историей проблемы исследования, позволяют изучить научные достижения в данной области. Поскольку этот процесс связан с изучением литературы: трудов классиков, общих и специальных работ по психологии; периодической психолого-педагогической печати; справочной психологической литературы и методических пособий по психологии и смежным наукам, ученый непременно обращается к таким информационным системам как Internet (в широком смысле), электронные каталоги, базы данных и другие информационные ресурсы. Поиск информации в Internet может осуществляться с помощью браузеров Opera, Internet Explorer, Netscape Navigator и с использованием различных поисковых машин и поисковых систем, таких как Google, Yandex, Rambler, Mail, Aport, Yahoo и многих других. Они позволяют проверить наличие информации в сети, ознакомиться с подходящей информацией, узнать о местах расположения и возможности приобретения тех или иных документов. На сегодняшний день через Internet доступны электронные версии многих журналов по психологии, базы рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари, виртуальные учебники, информация о некоторых важных событиях и мероприятиях в сфере психологической науки. Интерес представляют собой электронные библиотеки, как например Российская Государственная Библиотека www.rsl.ru, Электронная Библиотека Института Философии РАН www.philosophy.ru/library, Научная Электронная Библиотека www.elibrary.ru, а также системы поиска книг в электронных библиотеках www.gpntb.ru, www.sigla.ru. Internet предоставляет также возможность для общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах. Помимо этого, информационные технологии приходят на помощь исследователю при составлении плана исследования, составлении библиографии, необходимых конспектов, пометок, аналитических записей, аннотаций. Для этого часто используются текстовые редакторы.
С учетом важности международного обмена опытом, необходимости ориентироваться в зарубежных исследования по какой-либо проблематике актуальным становится аспект применения компьютера при работе с зарубежной литературой. Сюда можно отнести разнообразные возможности автоматического перевода текстов с помощью Promt и других подобных программ или с использованием электронных словарей типа Abby Lingvo. Таким образом, на данном этапе исследования компьютер заменяет современному учёному огромное количество книг, справочную литературу, словари, которые бы физически просто не поместились в шкафу или на книжной полке, а также бумагу, ручку и печатную машинку, избавляя его от неизбежного многократного переписывания материала при его упорядочивании, перекомпоновке и редактировании. Он также может использоваться в планировании процесса исследования, хранить и вовремя предоставлять информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции, встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию. Следующий этап - подбор испытуемых и проведение эмпирического исследования. Здесь можно говорить о таких важных составляющих этого этапа как поиск и установление связи с испытуемыми, сбор данных, диагностика, эксперимент, коррекционная и развивающая работа с людьми при формирующем эксперименте и т.д. Сейчас Internet предоставляет ученому обширные возможности по поиску испытуемых для своего эмпирического исследования, позволяет сориентироваться, где и каким образом можно организовать встречу с испытуемыми, договориться о личной встрече либо договориться с руководителями организаций, в которых планируется провести исследование, собрать нужную информацию об организациях закрытого типа и многое другое. В настоящее время проводятся Internet-анкетирования и компьютерная диагностика. Для психологических исследований это имеет свои преимущества: позволяет сократить время исследования, дает респонденту дополнительную уверенность в конфиденциальности информации, способствует самораскрытию испытуемого, позволяет опросить большое количество респондентов, позволяет собрать информацию у респондентов, которых невозможно собрать в одном месте (например, проживающих в разных городах), позволяет стандартизировать сбор данных.[3] Исследования В.Л. Рихмана и его коллег показали, что способ представления данных влияет на степень категоричности ответов: при компьютерном самозаполнении респонденты чаще сообщают об общем ощущении беспокойства, выбирают крайние позиции шкалы, чем когда пишут или произносят ответы. Эта особенность поведения респондентов, однако, проявляется в меньшей степени, если они работают над компьютерной версией вопросника в одиночестве, уверены в анонимности и могут возвращаться назад по тексту, делая исправления.[5] Помимо преимуществ в качестве получаемой информации исследователь упрощает работу по вводу полученных данных в базу, оперативности сбора информации. По данным зарубежного исследования, проведенного Шефером Д. и Диллманом Д., различия между электронной и бумажной версиями вопросников отразились на оперативности возврата и полноте ответов. В среднем заполненные электронные версии были получены через 9,16 дней, а бумажные потребовали 14,4 дня; 18% электронных вопросников вернулись в день посылки, половина - прежде, чем первый заполненный бумажный вопросник. Наблюдается разница в полноте ответов на открытые вопросы: их в электронной версии было получено на 12 %. пунктов больше, чем в бумажной, есть различия и в развернутости этих свободно формулируемых ответов. [6] Бутенко И.А. отмечает, что приложив весьма незначительные усилия, мы получаем более "умную" версию вопросника. Она позволяет автоматически разводить ответы на вопросы, основанные на предыдущем ответе респондента и тем самым уменьшать их взаимовлияние. Она ограничивает возможность фиксации респондентом нелогичного ответа, т.е. противоречащего ответу на предыдущий вопрос, поскольку дает выбрать только определенные, логически обоснованные варианты из всех предложенных. Без ухудшения общего впечатления от ответов она позволяет возвращаться назад и делать исправления, если респонденту это понадобилось. Можно предусмотреть лексику открытых ответов, и т.п. Иными словами, мы можем по ходу интервью программными средствами индивидуализировать вопросник, исходя из некоторых ответов каждого данного респондента. Тем самым значительные усилия, которые тратятся на тренировку и инструктаж интервьюеров, можно не прилагать, переложив на компьютер многие человеческие функции и уменьшая шансы на ошибки интервьюеров, а также описки, опечатки, неточности, неразборчивость почерка и т.п. Снимается и ряд вопросов, связанных с ответами не по существу, с ошибками ввода данных, кодировкой и т.п.[1] Вместе с тем, что касается психодиагностики при исследовании, необходимо отметить, что весомая часть психодиагностического инструментария уже представлена в виде компьютерных программ, которые в некоторых случаях способны выдавать исследователю результат уже в некотором обобщенном и проанализированном виде.
Важной частью работы исследователя на этом этапе является ввод данных с целью их последующего хранения, возможностью использовать в нужный момент. Разнообразные информационные системы обеспечивают легкость разнообразных манипуляций с данными на любой из ступеней исследования. Данные фиксируются в виде протоколов, записей, в базах данных. Иногда возникает необходимость хранения фотографий, кино- и видеодокументов, фонограмм (записей бесед, интервью и т.д.). Благодаря развитию мультимедийных технологий компьютер может осуществлять сегодня сбор и хранение не только текстовой, но и графической и звуковой информации об исследованиях. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры, микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и воспроизведения графики и звука (например, Microsoft Звукозапись, Media Player Classic, ACD See, PhotoShop и др.). Запись и хранение информации может осуществляться как на съемные носители, так и на жесткий диск компьютера. Хранение фотодокументов исследования в цифровом варианте позволяет без особых трудностей использовать их в качестве иллюстраций к статьям в периодических изданиях или к докладам на научных конференциях, симпозиумах и т.д. Анализ полученных данных.- одна из самых сложных и в тоже время основных операций во всем психологическом исследовании, поскольку оно и направлено на выявление и интерпретацию некоторой психологической реальности. Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и эксперимента часто применяются математические методы исследования с использованием компьютера. В процессе развития программного обеспечения появились мощные пакеты, позволяющие применять богатый арсенал математических методов для анализа данных. Кроме элементарных операций регистрации, ранжирования и шкалирования, методы статистического анализа позволяют вычислять так называемые элементарные математические статистики, характеризующие выборочное распределение данных, например, выборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана и ряд других. Другие методы математической статистики, например дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о динамике изменения отдельных показателей выборки. С помощью корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами, которые изучаются в данном исследовании. Применение методов математической или статистической обработки информации психологических исследований требует проведения большого числа арифметических операций над большим числом исходных данных. Практика показывает, что ручные расчёты (с использованием только записей на бумаге) занимают неимоверно много времени и неизбежно содержат множество ошибок. Сократить трудоёмкость расчётов и уменьшить число ошибок можно за счет использования специальных программ. Одной из наиболее доступных является табличный редактор Microsoft Excel. Данный редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления. Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм также даёт возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные диаграммы, которые можно впоследствии использовать на других этапах исследования. Однако наиболее востребованной и адекватной целям именно психологического исследования является программа SPSS. SPSS - одна из старейших систем статистического анализа и управления данными. Пакет SPSS построен как традиционная база данных: накопление массива информации, его формализация и представление результатов статистической обработки массива в виде отчета. Но так как пакет предназначен для выполнения специализированной функции - обработки результатов опросов - он имеет структурное отличие от традиционных баз данных, выраженное в принципах формализации накопляемого массива исходной информации, принципах статистической обработки и представления результатов информации. Но внешних отличий интерфейса от традиционных баз данных или электронных таблиц (MS Access, MS Excel и т.п.) нет, что значительно упрощает первое знакомство с пакетом и позволяет достаточно быстро начать процедуру ввода или импорта данных, кроме того, пакет включает справочник и глоссарий статистических терминов. Накопление результатов опроса в данном пакете ведется в редакторе SPSS Data Editor (рис. 1.1), данные сохраняются в формате этого редактора (*.sav). Каждому наблюдению в таблице соответствует определенная строка, а каждой переменной - определенный столбец. Использование SPSS весьма удобно еще и потому, что массив данных для обработки может быть экспортирован из текстового файла, из файла формата MS Excel или перенесен через буфер обмена. Результат статистической обработки представляется в отдельном окне SPSS Output Navigator (рис. 1.2), который устроен так же, как стандартный Проводник системы Windows, базовые статистики выводятся в левой части окна, а полная информация - в правой.
Рисунок 1.1 ‑ Редактор SPSS Data Editor SPSS Output Navigator представляет результаты обработки либо в виде таблиц, либо в виде графиков (диаграмм). В рамках одной формы SPSS Output Navigator возможно размещение всех материалов - результатов статистической обработки исходного массива. Пакет также обладает огромными возможностями построения графиков. Стандартные средства включают в себя столбчатые диаграммы, закрашенные графики, круговые диаграммы, графики минимальных/максимальных значений, диаграммы дисперсий и дисперсионные матрицы (с перекрытием линий регрессии или без), а также гистограммы. Более специализированные графики - это столбчатые диаграммы ошибок, графики контроля качества и графики временных рядов. Получив диаграмму или график, можно перейти в окно редактирования. В нем выводится новый инструментальный комплект, позволяющий изменять цвета графика/диаграммы, добавлять линии и типы закраски, менять форматы осей, линии сетки и другие характеристики. [2;7]
Рисунок 1.2 ‑ SPSS Output Navigator
Наряду с пакетом SPSS весьма распространенным, однако не столь популярным в среде психологов, является также пакет STATISTICA. STATISTICA позволяет проводить исчерпывающий, всесторонний анализ данных, представлять результаты анализа в виде таблиц и графиков, автоматически создавать отчеты о проделанной работе. С помощью удобной системы подсказок в данном пакете можно обучаться не только работе с самим пакетом, но и современным методам статистического анализа. Уже с момента анализа исследователь начинает задумываться об оформлении и представление полученной информации. Как уже было отмечено, многие программы обладают широкими возможностями не только анализа, но и презентации полученных результатов: таблицы и различного рода диаграммы (Excel, SPSS, STATISTICA). В стремлении представить результаты в наиболее выгодной форме исследователь может воспользоваться разнообразными графическими редакторами: Microsoft Paint, Adobe Photoshop, Corel Draw и др. Для выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах компьютер можно применить в качестве средства презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад. В этом случае может использоваться программа для создания презентаций и деловой графики Microsoft Power Point и другие подобные программные средства. С помощью компьютера также возможно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т.д. Несмотря на наличие весьма разнообразных ИС, применяемых в ходе психологического исследования нельзя забывать о том, что основной программой, которая используется с момента начала исследования и до завершения написания отчета является текстовый редактор, преимущественно Microsoft Word. Таким образом, на всех этапах психологического исследования компьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работу исследователя по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмов информации, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов исследовательской работы. Это позволяет исследователю сэкономить время, избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы из экспериментальной части работе. На этапе оформления результатов исследования в виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования компьютер также незаменим. Глава 2. Анализ эффективности применения информационных технологий в психологических исследованиях. В связи со всеми перечисленными выше достоинствами применения информационных технологий в психологических исследованиях, казалось бы, нет сомнения в их эффективности. Однако следует обратить внимание на ряд существующих недостатков. Продолжая логику этапов исследования, рассмотрим их по очереди. Теоретико-методологический анализ и подготовка к проведению психологического исследования. Разработка инструментария. В ходе работы по сбору необходимой информации ученый сталкивается с некоторыми трудностями. так, чаще всего в сети Internet научная информация, результаты научных и научно-практических конференций, семинаров представлены не в первоначальном виде. Искажение носит популяризующий характер, и уже информация чисто научного плана становится информацией научно-популярной: исключаются принципиально важные для исследователя данные, описания, закономерности и тому подобное. Поиск информации в конкретной предметной области может превратиться в бесконечную фильтрацию информации научной и ненаучной, подменяется сама цель деятельности. И несмотря на некоторые попытки российских ученых по созданию «Научного сервиса в сети Internet» до сих пор это является неразрешенным вопросом. В связи с этим актуальной задачей для ученых и в области психологии и в области информационных технологий становится создание сугубо научных ресурсов, порталов и баз данных. Желательно не на основе каких-либо зарубежных проектов, переведенных на русский или белорусский язык, а именно отечественных, созданных для целей ученых-психологов Беларуси. Параллельно с этим встает вопрос о труднодоступности работ именно белорусских специалистов. Так, например, ознакомиться с диссертациями кандидатов и докторов наук можно лишь в одном зале Национальной Библиотеки Республики Беларусь. Приведение данной системы в электронный режим, пусть и с ограниченным допуском, облегчило бы работу многих, в особенности молодых, ученых. Подбор испытуемых и проведение эмпирического исследования. Что касается работы на данном этапе, то проведение компьютерного и Internet-исследования остается прерогативой ученых на западе. В нашей же стране такие явления широко не распространены. Причин этому множество: часть ученых-психологов не приемлет данного вида сбора данных, многие просто привыкли работать в рамках более традиционных форм проведения эмпирических исследований, ну и вместе с тем, еще не создано полноценных программ позволяющих, проводить дистанционный сбор психологических данных. Единственный способ для этого – отправка и сбор анкет через почтовые службы. Однако в перспективе хотелось бы видеть созданные для этой цели специализированные программы с возможностью видоизменять, дополнять, заменять и всячески корректировать содержащиеся в них методики. Анализ полученных данных. На этом этапе разнообразные ИС позволяют проводить множество видов и типов анализа. Однако встает вопрос, насколько они являются «психологичными», т.е. созданы ли они для самих психологов. Ответ на этот вопрос отрицательный. Подавляющее большинство используемых на этом этапе программ вообще не имеют никакого отношения к психологии, ну а наиболее распространенные в среде психологов – социологические. В связи со спецификой психологии как науки зачастую возникает необходимость проведения качественного анализа в исследовании, в то время как существующие программы обеспечивают лишь количественный. Тот же контент-анализ в психологии - весьма трудоемкая процедура для исследователя, однако разложимая на более мелкие этапы, казалось бы легко поддающиеся обработке ИС (такие как поиск и вычленение отдельных категорий, их подсчет и т.д.). Написание такой программы для психолога было бы огромным подспорьем при проведении исследования, т.к. в большинстве случаев львиную долю работы ему приходится делать просто с обработкой данных, вместо того, чтобы провести это время за интерпретацией полученной информации и уже обработанных ИС результатов. Оформление и представление полученной информации. Опять же существует проблема в наличии тех программ, которые удовлетворяли бы именно специфике психологического исследования. Предоставление результатов проведенного исследования становится основным способом сообщения ученого всему научному миру о своем достижении. Каждая конференция, научный семинар и другие формы работы имеют свои собственные форматы, свои требования. Оформление их в определенные шаблоны позволило бы исследователю упростить процесс подготовки своего доклада, выступления или тезисов. Поскольку обычно он обречен на многократное переписывание своей работы под тот или иной формат. Заключение. В настоящее время труд каждого исследователя в той или иной области психологической науки тесно связан с использованием достижений информационных технологий. Начиная от планирования своего исследования и заканчивая презентацией его результатов ученый постоянно и тесно взаимодействует с различными информационными системами. Для исследователя в области психологии подспорьем являются Internet, пакет MS Office, Abbyy Fine Reader, Abbyy Lingvo, специализированные программы SPSS, STATISTICA, различные графические редакторы и многие другие программы. Тем не менее, огромные области в психологической науке и непосредственно в проведении психологического исследования остаются открытыми для новых достижений в области информационных технологий. Некоторые из них - создание научных порталов, информационных ресурсов, баз данных, сайтов для ученых-психологов; создание программ дистанционного анкетирования и опроса испытуемых; создание шаблонов программ с возможностью редактирования, дополнения и замены содержащихся в них методик, создание программ для качественной обработки данных, полученных в ходе психологического исследования.
Список литературы к реферату. 1. Бутенко И.А.. Использование новых технологий при опросах // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 118-124. 2. Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.; 3. Пушкин В.Н. Психология и кибернетика. – М.: Наука, 1971. 4. Шафрин ЮА. Информационные технологии. - М.: Наука, 1998. 5. Richman W.L., Kiesler S., Weishand S., Drasgow F. A meta-analytic study of social desirability distortion in computer-administered questionnaires, traditional questionnaires, and interviews // Journal of Applied Psychology. 1999. Vol. 84. № 5. 6. Schaefer D., Dillman D. Development of a standard e-mail methodology // Public Opinion Quarterly. 1998. Vol. 60. № 4 7. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. — М.: СПСС Русь, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|