Текст № 2. Маврикий Стратег о славянах и антах, конец VI в.
Тема 1 ИСТОРИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. План 1. Исторические источники и их типология. 2. Точность и репрезентативность информации исторических источников. 3. Методы источниковедческого анализа: внешняя критика источника, внутренняя критика источника. 4. Библиография: принципы описания и поиска источников.
Основная литература 1. Кириллов, В.В. История России: учеб. пособие для академического бакалавриата / В.В. Кириллов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 9-15.
Дополнительная литература 1. Зуев, М.Н., Лавренов, С.Я. История России. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016. C. 8-14. 2. Дворниченко, А.Ю., Кащенко, С.Г., Флоринский, М.Ф. История России до 1917 г. Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016. Введение. 3. История России до конца XVII века. Учебник для академического бакалавриата. Отв. ред. Филюшкин А.И. - М.: Юрайт, 2015. Гл. 1, п. 1.5.
Задания I. Прочитайте Тексты № 1-3. II. Выберите один из текстов для источниковедческого анализа и заполните таблицу «Схема источниковедческого анализа исторического источника», анализируя выбранный текст. Дополнительную информацию найдите в сети Интернет. Схема источниковедческого анализа исторического источника:
Текст № 1. Прокопий Кессарийский о славянах и антах, VI в.
Эти племена славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства.
Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них… грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.
Источник: Прокопий из Кессарии. Война с готами / пер. с греч. С.П.Кондратьева. М., 1950. С. 297-298.
Текст № 2. Маврикий Стратег о славянах и антах, конец VI в.
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимавший его раньше начинает войну [против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую…
Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться… Источник: Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. // Вестн. древ. истории. 1941. № 1. С. 253–257.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|