Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расовые и этнические различия




 

Кон (1969) отметил, что, помимо классовых различий, на социализацию оказывали влияние религия и раса. Проведенное им исследование показало, что матери в семьях католиков в большей мере поощряют конформизм, чем в семьях протестантов; точно так же отцы в негритянских семьях придают более важное значение конформизму, чем белые.

Хотя негры-отцы высоко ценят конформизм, их дети с раннего возраста склонны проявлять независимость. Исследователи обнаружили у детей негритянского гетто удивительное неуважение к взрослым (Сильверстайн, Крэйт, 1975). Отсутствие позитивных отношений между детьми и взрослыми было причиной очень ранней самостоятельности негритянских детей: "Дети могли бродить по улицам квартала без присмотра взрослых; могли спокойно пробираться сквозь толпы наркоманов, пьяниц и уголовных элементов, их не пугало множество машин и мотоциклов; они сами ходили в магазины и выполняли некоторые обязанности по дому - готовили еду, присматривали за младшими братьями или сестрами, занимались уборкой квартиры. Они знали, что можно сказать и чего не следует говорить работникам социальной службы, полицейским и фининспекторам. Дети Гарлема делали все это самостоятельно, и довольно мало зависели от взрослых" (Сильверстайн, Крэйт, 1975. С.43).

Поскольку эти дети казались грубыми и проявляли недоверие к власти, их притесняли и игнорировали в школе, а они часто держались обособленными группами; отсюда возникали еще большие расовые различия в социализации негритянских и белых детей.

 

 

 


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 4 Социализация

 

 

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

 

Экологическое заблуждение

 

Явление нацизма давно уже стало предметом бесконечных споров между учеными, изучающими общество, и широкой общественностью. Какой тип личности увлекала фанатичная мечта Адольфа Гитлера о будущем Германии? Историк Питер Ловенберг (1971) попытался найти связь между детскими переживаниями сторонников Гитлера и притягательной силой нацистского движения. Он предположил, что поколение, которое выросло в мрачный период поражения Германии в Первой мировой войне, вероятно, вынесло из своего детства такой опыт, который лег в основу их готовности поддерживать авторитарного лидера.

Ловенберг проявил особый интерес к возрастной группе, которая поддерживала нацистскую партию в 20-е годы и нацистское правительство в 30-е Представители этой группы родились во время Первой мировой войны и росли в исключительно трудных экономических условиях. Союзная блокада препятствовала ввозу продовольствия на территорию Германии с 1914 по 1918 г. В те годы 750 тыс. немцев умерли от голода. В послевоенные годы народ Германии долго страдал от недоедания и болезней. Ловенберг предположил, что такие лишения причиняют не только физический вред, но и серьезные психологические травмы.

Ловенберг исследовал также условия жизни немецких семей, где воспитывались младенцы в период Первой мировой войны. В те годы миллионы детей росли без отцов. Многие из них остались без отцов и после войны. Женщины были мобилизованы на работу в военной промышленности, поэтому некоторые дети проводили мало времени даже с матерью. Ловенберг подчеркивает, что дети, выросшие в таких условиях, часто мечтают об "идеальном родителе", стремясь компенсировать отсутствие реального.

Наконец, Ловенберг изучал социальную среду, в которой воспитывались немецкие дети после войны. Германию поставили на колени. Послевоенные выплаты унизили, ослабили и разорили ее. Дети, ранние годы жизни которых были омрачены недоеданием и отсутствием родительской ласки, жили теперь в период Великой экономической депрессии, начавшейся в 1929 г. и продолжавшейся в течение многих лет Ловенберг сделал вывод, что обстоятельства, при которых росли эти молодые люди, способствовали тому, что они легко поддались влиянию авторитарного лидера, обещавшего возродить национальную гордость и могущество немцев.

Анализ Ловенберга представляет интерес, и его исследование основано на важных исторических фактах, но оно обнаруживает один методологический изъян. Ловенберг сделал выводы о психологических свойствах индивидов на основе данных, характеризующих все общество в целом. Такой подход, названный экологическим заблуждением, предполагает, что мы понимаем человека, если понимаем окружающую его социальную среду Ловенберг утверждал, что поскольку множество немецких детей страдали из-за недостатка внимания, отсутствия родителей и недоедания и поскольку многих молодых немцев в дальнейшем привлек нацизм, то существует причинная связь между этими двумя явлениями. Но такая связь вовсе не обязательна. Вполне возможно, что Гитлера поддерживали те люди, которые не голодали и не были лишены родителей в детстве. Представляют интерес личностные черты молодых людей, вовлеченных в нацистское движение. Данные, приведенные Ловенбергом, не дают об этом ясного представления. Его исследование полезно и заставляет думать, но для выявления психологических причин определенных типов поведения необходимо знать все о людях как личностях, но не как статистических единицах.

 

 

 


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 4 Социализация

 

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

 

Нет ничего удивительного в том, что на основе различных культур сформировались своеобразные подходы к социализации. Это можно пояснить на одном примере.

Во время второй мировой войны, когда США находились в состоянии войны с Японией, известный антрополог Рут Бенедикт изучала способы воспитания детей в США и Японии. Ее исследование было основано на материале, почерпнутом из художественной литературы, учебников по воспитанию детей, опубликованных дневников и пр. (конечно, она не могла поехать в Японию, чтобы непосредственно брать интервью и наблюдать родителей и детей в ситуациях реальной жизни), но тем не менее ей удалось сделать интересные выводы.

В США младенца приучают к более или менее строгой дисциплине почти с самого момента рождения. Четко устанавливается режим сна и кормления ребенка; проснувшись до назначенного времени кормления, младенец вынужден ждать, пока родители начнут кормить его. Часто они даже не подходят к ребенку до положенного времени. В определенном возрасте (установленном родителями) ребенка отрывают от груди или бутылки и приучают употреблять другую пищу. В Японии же, напротив, младенца кормят грудью в любое время, когда он голоден. Уже через месяц после рождения мать всюду берет его с собой, он бывает с ней, даже когда она моется в ванной. Младенца обычно отрывают от груди лишь незадолго до рождения другого ребенка. Только в вопросе физиологических отправлений обе культуры как бы менялись местами. В США ребенку разрешают пачкать пеленки в течение всего первого года жизни, иногда значительно дольше. А в Японии детей приучают проситься уже в первые месяцы, после рождения. Если же он не выполнял требования, его отлучали от матери до тех пор, пока не достигали желаемого результата (Бенедикт, 1946).

Важным аспектом социализации является освоение сексуальных ролей. Как мы узнаем в 11-й главе, содержание сексуальных ролей различно в разных культурах. Хотя в большинстве культур девочки должны быть благовоспитанными, послушными и обязательными, а мальчики должны стремиться к самостоятельности и успеху, в действительности сексуальные роли отличаются многообразием. Различия между ними обусловлены такими факторами, как экономическая структура общества, размер семьи, идеалы культуры (Бэрри, Бэйкон и Чайлд, 1973).

В экономически неразвитых обществах, где все держится на физическом труде и люди занимаются, главным образом охотой или разведением крупного скота, возделыванием зерновых культур или ведут кочевой образ жизни, разделение труда между мужчинами и женщинами вполне соответствует традиционным стандартам. В не кочевых обществах, основой экономической жизни которых являются охота, разведение мелкого скота и выращивание корнеплодов, сексуальные роли менее устойчивы.

В обществах, где семьи представляют собой большие группы, роли мужчин и женщин строго определены. Это особенно ярко проявляется в обществах, где муж имеет несколько жен. Если одна из них больна или отсутствует по тем или иным причинам, ее обязанности может взять на себя другая женщина. Поэтому мужчинам не надо уметь выполнять так называемую женскую работу. В нашем же обществе преобладают небольшие, нуклеарные семьи, поэтому мужчины и женщины должны помогать друг другу, хотя бы в какой-то мере, так как заменить одного из членов семьи некому (Бэрри, Бэйкон и Чайлд, 1973).

 

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...