Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню усвоения дисциплины

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

для студентов специальности «Юриспруденция»

(заочная форма обучения)

Ростов-на-Дону


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, краткий план лекций, перечень тем для рефератов, описание модулей.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Государственно-правовых и дисциплин Института управления, бизнеса и права, протокол № 1 от 31.08.2012 года, и рекомендован к печати Учебно-Методическим советом образовательного проекта «Юриспруденция», протокол №1, от 2.09.2012

 

Составитель: к.ф.н. Хмель И.В. (ИУБиП)

 

Рецензенты: д.ф.н., профессор Тазаян А.Б.,

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая программа………………………………………………3

1.1 Учебно-тематический план дисциплины………………………3

1.2. Цели изучения дисциплины……………………………………4

1.3. Содержание дисциплины………………………………………5

1.4 Информационно-методическое обеспечение дисциплины…..8

1.4.1. Обязательная литература

1.4.2. Дополнительная литература

1.4.3. Документы

1.4.4. Информационные ресурсы

1.5 Требования к уровню усвоения дисциплины………………10

2. Конспекты лекций ………………………………………………10

3. Практика………………………………………………………...21

3.1. Планы проведения семинарских занятий…………………..21

4. План самостоятельной работы студентов……………………..23

5. Контрольные работы…………………………………………..24

5.1. Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ……………………………………………………...24

5.2. Темы контрольных работ…………………………..……….26

6. Контроль…….………………………………………………….28

6.1. Вопросы на зачет…………………………………………….28

6.2 Примеры итоговых тестовых заданий…..…………………..31

6.3. Примеры практических задач для оценки приобретенных студентами компетенций………………………………………………..36

7. Контактная информация преподавателя……………………..37

1.1. Учебно-тематический план дисциплины

 

Наименование тем Лекции Семинары
  Понятие о профессиональной этике 2 часа  
  Этикет юриста   2 часа
  Конфликт как социальный феномен   2 часа
  Профессиональная деформация   2 часа
  ИТОГО: 2 часа 6 часов

1.2. Цели изучения дисциплины:

Целью дисциплины является целенаправленное формирование представления о психологических и нравственных особенностях деятельности юриста.

 

Задачи дисциплины:

 

- дать общее представление об этических особенностях и специфике профессионального общения юриста

- обеспечить знаниями о методах разрешения конфликтов

- предоставить знания в области профессиональной этики юриста

- способствовать гармоничному сочетанию юридических и психолого-этических знаний.

- изучение международных и российских правовых актов, являющихся источниками как служебного, так и морального долженствования в сфере деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- воспитание у специалистов правоохранительной системы важнейших нравственных качеств: гуманизма, справедливости, высокой гражданской ответственности, чувства долга, чести, верности слову и т.п.;

- формирование потребности систематического нравственного самовоспитания и способности к предупреждению негативных явлений в правоохранительной практике.

 

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Понятие о профессиональной этике

Основные категории этики. Понятие профессиональной правовой этики. Сущность и задачи. Система профессиональной этики юриста. Правовая этика и другие правовые дисциплины

 

 

Тема 2. Этикет юриста

Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности. Этика делового общения. Служебный этикет: основные принципы и формы. Проведение переговоров. Деловое общение в экстремальных условиях

 

Тема 3. Конфликт как социальный феномен

Типология конфликтов. Этапы развития конфликтов. Факторы и механизмы разрешения конфликтов. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Тема 4. Профессиональная деформация

Понятие профессиональной деформации. Профессиональное и личное общение. Барьеры общения. Нейтрализация барьеров общения. Факторы-показатели профессиональной деформации и ее основные причины. Профессиональная непригодность. Профессиональное «выгорание».

 

1.4 Информационно-методическое обеспечение дисциплины

 

1.4.1 Обязательная литература

 

1. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум. Мн.-1997.

2. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра- М, 1999.

3. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М.: “Кодекс”, 1994.

4. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебно-методическое пособие. /Сост. Чирикин В.А., Пояркова О.И. Владимир: ВЮИ.-1998.

5. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие/ Под ред. Г.В. Дубова и А.В.Опалева. М.: «Щит-М», 2000.

6. Словарь по этике/ Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1989.

7. Бакуменко В.П., Бублик С.А. Особенности правоохранительной деятельности сотрудников ОВД и требования к их культуре. Киев, 1990.

8. Федоренко Е.П. Профессиональная этика. Киев, 1983.

9. Куличенко В.В., Съедин Б.Р. Основы профессиональной морали сотрудников ОВД. Киев, 1986.

10. Основы профессиональной деятельности правоохранительных органов и требования к нравственно-эстетической культуре сотрудников ОВД Киев, 1989.

 

1.4.2 Дополнительная литература

1. Гусейнов АА. Введение в этику. М., 1985.

2. Кропоткин П.А. Этика. М.: Просвещение. 1991.

3. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс// Вопросы философии. 1992. №3.

4. Обновление морали и перспективы этики М., 1990.

5. Общечеловеческое и классовое в морали. Сб. ст. М.: МГУ.- 1990.

6. Очерк истории этики / Под ред. Б.А.Чагина и др. - М.: Мысль, 1969.

7. Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ.М., 1993.

8. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993

9. Маслихин А.В. Принцип гуманизма в исполнении наказания в виде лишения свободы. Учеб. пособие. Рязань, 1978.

10. Ницше Ф. Злая мудрость. По ту сторону добра и зла.

11. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М., 1991.

12. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1991.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

14. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

1.4.3. Документы:

1. Всеобщая декларация прав человека (1948г.).

2. Деонтологические кодексы полиции европейских государств и США.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.).

4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.)

5. Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД Российской Федерации (1993г.).

6. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.).

7. Конституция Российской Федерации (1993г.).

8. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.).

9. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1984г.).

10. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон Российской Федерации (1995г.).

11.О милиции. Закон Российской Федерации (1991г.).

12.Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Информационные ресурсы

1.Сервер ИУБиП: F:/ Методические материалы / Учебно-методическое обеспечения по кафедрам / Гум дисципл/ Хмель

2. www.petrovka-38.ru

3. www.notariat.u

4. www.notary.ru

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

 

Иметь представление: о принципах и категориях этической теории, понимать роль моральных и нравственных ценностей в демократизации общества

 

Знать: основные этические категории, основные морально-нравственные требования к деятельности юриста.

 

Уметь: оценивать свою деятельность исходя из кодекса профессиональной этики

 

Овладеть компетенциями: производить позитивное первое впечатление, разрешать служебные конфликты, вести телефонные и личные переговоры.

 

Конспекты лекций

Тема 1. Этика как наука

Этика -наука о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

Мораль -это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в обществе.

Мораль -это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер.

Нравственность – практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними

Моральное сознание - это осознание человеком тех требований, которые общество предъявляет ему. Моральное сознание опирается на совокупность моральных норм, принципов, идеалов и содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей. Моральное сознание представляет собой идеальную субъективную сторону морали и носит обязательный характер.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т.е. присущие данному обществу, социальной группе нравы.

Нравы - реально практикуемые, наиболее удобные и выгодные формы поведения, устоявшиеся общественные привычки, вытекающие из фактического образа жизни определенных групп людей.

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Моральная деятельность - важнейший и определяющий элемент морали, проявляющийся в поступках. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека, как единственный объективный показатель дает представление о его моральных качествах, нравственном облике. Таким образом, моральная деятельность представляет собой объективную сторону морали.

Моральные (нравственные) отношения - те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки.

Сущность морали раскрывается во взаимодействии ее функций (регулятивной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, познавательной, воспитательной, коммуникативной, идеологической, мировоззренческой). Одной из главных функций морали является регулятивная, поскольку сама мораль вызывается к жизни необходимостью согласования поведения индивидов в коллективной жизни.

Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель.

Их различие сводится к следующему. Они прежде всего различаются по способу существования. Нормы права содержатся в законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях, кодексах, уставах, приказах и других правовых предписаниях органов государства. Нравственные нормы передаются из поколения в поколение в виде общепринятых представлений о добре, зле, о благородстве, безнравственности и т.д. и существуют в сознании людей либо находят воплощение в произведениях искусства.

Моральные нормы отличаются от правовых и по сфере действия. Они охватывают гораздо более широкую область отношений, нежели правовые нормы. Так, всякое нарушение норм права является одновременно аморальным поступком, но не всякое посягательство на моральные нормы является непременно противоправным. Более того, многие нормы права наполнены нравственным содержанием, что также свидетельствует о более широкой сфере действия моральных норм. Так, например, подобным совмещением характеризуется статья 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство призвано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. С принципом гуманизма связаны и многие нормы уголовного права. Таковой будет, например, норма права, предусматривающая уголовную ответственность за неоказание помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути.

Можно привести много и других примеров из различных отраслей действующего законодательства, в которых содержатся нормы права, основанные на моральных ценностях общества.

По способу привлечения к ответственности нормы права также обнаруживают свою особенность. Их нарушение предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Например, уголовно – процессуальное законодательство содержит нормы права, регламентирующие процедуру привлечения лица, совершившего преступление, к ответственности. Они закрепляют порядок возбуждения уголовного дела, указывают поводы и основания такого возбуждения, инстанции, куда направляется уголовное дело и т.д.

Нарушение же моральных норм подобного порядка привлечения к ответственности не предполагает.

По способам обеспечения различие между моральными и правовыми нормами сводится к следующему. Если осуществление нравственных норм обеспечивается силой общественного мнения, то правовых норм – государственным принуждением, применяемым правоохранительными органами.

По формам ответственности их различия заключаются в том, что нарушение норм морали влечет за собой применение общественного порицания, а норм права – штраф, лишение свободы, конфискацию имущества и т.п.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Этикет юриста

1. Этика делового общения.

2. Служебный этикет: основные принципы и формы.

3. Правила проведения переговоров.

4. Деловое общение в экстремальных условиях

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...