Тара и упаковка – понятие и функции
Упаковка – это процесс подготовки товаров к транспортировке, хранению и продаже, обеспечивающий сохранность количества и качества товаров. Упаковка включает в себя: 1) потребительскую тару (флаконы и т.д.), 2) транспортную тару (ящики, бочки, мешки), 3) прокладочные материалы (картон, бумага), 4) вспомогательные материалы. Тара – особый вид промышленных изделий, предназначены для перемещения, хранения и частично продажи товаров. Значение тары в народном хозяйстве определяется ее функциями: 1) предохранение товаров от физических, механических, биологических воздействий 2) предохранение внешней среды от вредных воздействий товара 3) сохранение количества и качества товара в процессе хранения 4) создание надлежащих условий для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, перевозки товаров 5) обеспечение условий для укладки и хранения товаров 6) более эффективное использование площадей складов, транспортных средств 7) обеспечение надлежащих условий труда работников 8) выполняет роль торговой информации и рекламы продукции 9) средство выкладки и продажи товаров
требования, предъявляемые к таре: 1) экономические – она должна быть дешевой в изготовлении, компактной, удобной 2) технические – прочность, обеспечение сохранности товаров, легкость 3) санитарно-гигиенические – обеспечение соответствия свойств материала тары потребительским, физико-химический свойствам товаров 4) эстетические – привлекательность, должна быть красочно оформлена 5) экологические – обеспечение экологической безопасности населения, должна легко утилизироваться и не наносить вреда природе
61.КЛАССИФИКАЦИЯ ТАРЫ
1) по функциональному признаку · транспортная - для перевозки (ящики, мешки) · потребительская – поступает покупателю вместе с товаром и переходит в его собственность. Цена этой тары полностью включается в цену товара · производственная – при транспортировке товаров м\у производственными цехами · тара-оборудование – малотоннажные контейнеры, предназначенные для перевозки, хранения, продажи товаров 2) по материалу изготовления: · деревянная (ящики, решетки, бочки, барабаны, катушки), · картонная и бумажная (дешевая, легкая, изотермичная, экономически эффективная, легко подвергается вторичной переработке), · полимерная (санитарно-гигиенические преимущества), · металлическая (обычно для затаривания легко воспламеняющихся, летучих товаров; прочная, экономичная, дорогая), · текстильная (тканевые мешки и паковочные ткани), · стеклянная и керамическая (для пищевой, химической, молочной, винно-водочной продукции), · комбинированная 3) по назначению: универсальная, специальная 4) по кратности использования: многократного использования – стеклянная, полимерная, разового использования – картонная, бумажная 5) по конструкционным особенностям: сборная/разборная, плотная/решетчатая 6) по жесткости: жесткая, полужесткая 7) по специфическим свойствам: герметичная, изотермическая, изобарическая, пыле-, водо-, газонепроницаемая 8) по способу изготовления: литая –пластмассовая, металлическая; клееная, штампованная, бондарная 9) общего пользования / индивидуального пользования
70.СТАНДАРТ-Я, МАРКИРОВКА И УНИФИКАЦИЯ ТАРЫ Стандартизация – процесс установления наиболее рациональных типов тары по размерам, форме, весу, конструктивным особенностям. На тару действуют 2 вида стандартов: 1) нормативные – определяются общие технические требования к таре, ее типы, параметры, методы испытаний 2) предметные – разработаны на тару для упаковки конкретных видов товаров
Важнейшие показатели стандартов на тару: 1) показатели качества тары: · Назначения – исходный материал, влажность, физико-химические показатели и т.д. · надежности, · технологичности · транспортабельности – коэффициент складирования (отношение сложенного ящика к габаритному размеру ящика) и коэффициент пакетирования (отношение площади, занятой тарой на поддоне, к общей площади поддона) Маркировка тары – обычно наносится изготовителем. Маркировка содержит знак изготовителя и обозначения стандарта или ТУ. Клеймение – маркировка мешкотары. Осуществляется несмываемой краской. Клеймо содержит буквы и цифры (буква – материал изготовления, цифра – категория (всего 3)) Виды маркировки тары: 1) товарная – наименование производителя, сорт, качество товара 2) отправительская маркировка – станция отправления, станция назначения, конкретный получатель товара 3) ж\д грузовая - количество мест и масса груза 4) специальная – рекомендации по сохранности товара в процессе транспортировки 5) международная – определенные рисунки Унификация тары – процесс сведения множества разнообразных по видам, конструкциям видов тары к относительно небольшому количеству типоразмеров. Унификация производится на основе единого модуля для тары, для транспортных средств, для оборудования и складского хозяйства – размеры международного плоского поддона (800\1200). 71.ОРГАНИЗАЦИЯ ТАРООБОРОТА И ПУТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ И ПОТЕРЬ ПО ТАРЕ Тарооборот – совокупность операций, связанных с приемкой, вскрытием и высвобождение, хранением и возвратом тары. Приемка тары по количеству и качеству, как и приемка товаров, осуществляется материально ответственным лицом. При качественной приемке обращается внимание на соответствие требованиям стандартов и ценам в договоре поставки. При несоответствии согласно Положению о приемке составляется акт о предъявлении санкций поставщику. Вскрытие и хранение тары - осуществляется при помощи инструментов для вскрытия тары. Тара должная вскрываться только с определенной стороны. Освобожденная тара размещается в места хранения. Возврат тары – регулируется договорами поставки. Деревянная тара подлежит обязательному возврату специальным тарным базам концерна по материальным ресурсам. Мешкотара должная возвращаться базам бакалеи или мелькомбинатам. Картонная и бумажная – подлежит возврату в виде макулатуры. Оборот стеклотары регулируется специальным Постановлением СМ и Положение о порядке приема от населения стандартной возвратной тары из-под пищевых продуктов (в соответствии с этими документами возврату подлежит стеклотара белорусского производства). Не подлежит приему тара, имеющая дефекты, неснятые крышки, маркированная несмываемой краской, со знаком «техтара», нестандартная тара. Прием от населения этой тары может осуществляться в виде стеклоотходов.
Особое значение в процессе тарооборота имеет порядок оплаты тары. Деревянная и картонная тара оплачивается товарополучателем (40% по деревянной и 20% по картонной таре) сверх цены товара. Мешкотара – мешки поступают по залоговым ценам, и их возврат чаще всего дает отрицательный результат. Пути снижения потерь и расходов по таре - строгое соблюдение стандартов при изготовлении тары; утилизация отходов, сбор и реализация тары, цена которой полностью включена в цену товаров; экономическая заинтересованность работников в использовании и сдаче тары; своевременный возврат тары; расширение использования многооборотной тары; расширение применения тары-оборудования вместо тары; обеспечение условий хранения, сохранности и сдачи тары.
Торговля — это предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъекты торговли — это торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь. Объектами торговли называют товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров. Организационное построение торговли определяется несколькими признаками: • административно-территориальным (управление торговыми организациями осуществляется как соответствующими министерствами, иными республиканскими органами управления, так и местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами); • товарно-отраслевым (деятельность торговых организаций может ограничиваться отдельными группами и даже видами товаров); • ведомственным (торговлю осуществляет множество министерств, промышленных объединений и предприятий); • организационным (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание). Благодаря коммерческим процессам обеспечивается рациональное осуществление операций купли-продажи в сфере товарного обращения (изучение спроса и формирование ассортимента, организация оптовых закупок и продажа товаров, коммерческая реклама и др.). В условиях перехода к рыночной экономике торговля получила мощные импульсы развития, существенно улучшив и расширив поле деятельности. В торговлю пришло много новых людей с коммерческим мышлением, но не имеющих знаний организационного и экономического характера и решающих многие коммерческие вопросы интуитивно. Вместе с тем процесс насыщения рынка товарами и возрастающая конкуренция требуют более глубоких и всесторонних знаний в области торгового бизнеса. Современный специалист торговли должен уметь анализировать торговые процессы и проблемы в стране и за рубежом, знать особенности развития отрасли в целом и конкретного предприятия и на этой основе уметь прогнозировать деятельность, направленную на повышение эффективности торговли и уровня ее культуры. 2. Основные функции торговли: § реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Выполнение этой функции создает экономическую предпосылку для воспроизводства совокупного общественного продукта и связывает производство с потреблением; § доведение предметов потребления до потребителей. Именно за счет торговли происходит пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, причем в торговле продолжаются процессы производства в сфере обращения (а именно — транспортировка, хранение);
§ поддержание баланса между предложением и спросом. Одновременно торговля активно воздействует на производство в вопросах объема и ассортимента производимых товаров; § сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и т.п.; § функции, связанные с внедрением маркетинга, а именно: рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, разработка товара и т.п. Торговля подразделяется на два вида: Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговлетовар закупается крупными партиями и в больших объемах. Розничная торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров конечным потребителям. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. 4. Для выполнения своих функций по обслуживанию населения торговля как отрасль хозяйства нуждается в определенной Организации с государственной формой собственности (государственная торговля) базируются на общественной собственности и сроят свою работу, но принципу непосредственного подчинения торговых звеньев органам государственного аппарата. Организации с частной формой собственности: • организации с коллективными формами собственности (потребительская кооперация, акционерные общества, концерны, кооперативы и др.); • организации с индивидуальной формой собственности (единоличные владельцы магазинов, кафе, оптовых баз и т.п.); • физические лица; • организации — иностранные собственники. Организационно-правовая форма торговых организаций определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с ним юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. В торговле получили развитие следующие виды хозяйственных товариществ и обществ: • полное товарищество; • товарищество на вере (коммандитное); • акционерное общество; • общество с ограниченной ответственностью. Унитарные торговые предприятия — это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных в Республике Беларусь созданы государственные (республиканские или коммунальные) и множество частных унитарных предприятий. Характерный признак торговой системы — однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения. К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся Министерство 6. В основу Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция) положен проект Программы развития внутренней торговли и общественного питания на 2011 - 2015 годы, разработанной государственным научным учреждением "Институт экономики Национальной академии наук Беларуси" в соответствии с подпунктом 3.3.1 пункта 3 протокола заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. N 13, а также концепцией, одобренной Премьер-министром Республики Беларусь 30 ноября 2010 г. N 32/221-938. В настоящей Концепции определены цели, задачи и приоритетные направления развития розничного товарооборота торговли и общественного питания, потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, расширения и совершенствования инфраструктуры розничной и оптовой торговли, общественного питания, совершенствования технической и технологической политики, финансово-кредитного обеспечения торговых организаций, а также принципы государственного регулирования в сфере торговли и общественного питания. При этом определены важнейшие параметры развития торговли и общественного питания, разработаны мероприятия по выполнению концепции, утвержденные приказом Министра торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. N 178 (далее - Мероприятия на 2011 - 2015 годы). Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период будет являться создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг. Основными источниками финансирования программных мероприятий являются собственные и привлеченные средства торговых организаций, инвесторов. Реализация мероприятий по выполнению Концепции не требует дополнительного привлечения средств республиканского и местных бюджетов.Реализация Концепции позволит обеспечить:увеличение розничного товарооборота торговли в 1,7 - 1,8 раза, оборота общественного питания почти в 1,6 раза;рост показателя обеспеченности торговыми площадями до 600 кв. метров на 1000 человек, обеспеченности местами в объектах общественного питания - до 40 мест на 1000 человек;в торговле и общественном питании будет дополнительно создано более 38 тыс. рабочих мест.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|