Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1 Основные составляющие общества.




Глава 5. Социальное взаимодействие

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других. Социологи изучают этот процесс на двух уровнях: микро - и макроуровне.

Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие крупные структуры, как правительство и торговля, и такие институты, как религия и семья. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на обоих уровнях.

2. Основой теории обмена стало представление Хоуманса о социальном взаимодействии; он уделил главное внимание воздействию вознаграждений и затрат на поведение людей. Согласно этой теории, поведение человека обусловлено четырьмя следующими принципами: а) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; б) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию; в) если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий; г) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится прилагать усилия ради их удовлетворения.

3. Согласно теории взаимодействия, сформулированной Мидом и Блумером, известной под названием символического интеракционизма, все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации. В соответствии с этой теорией, существуют два вида действий: незначимые, или автоматические рефлексы, и значимые действия, основанные на интерпретации стимулов. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом и выборе ответной реакции благодаря осмыслению этого символа. Коммуникация становится возможной именно благодаря тому, что люди придают одинаковые значение данному символу.

4. Этнометодология - это изучение правил, регулирующих контакты между людьми и обычно принимаемых на веру. Исследования в этой области свидетельствуют о том, что на общение оказывают глубокое воздействие невысказанные предположения и сложные цепочки значений.

5. Термин "управление впечатлением" введен Гоффманом для обозначения способа регулирования взаимодействий между людьми, основывающегося на выражении выгодных для них символических значений. Теория взаимодействия, сформулированная Гоффманом, иногда называемая драматургическим подходом, трактует социальные ситуации как драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создавать определенные впечатления. Люди, отмеченные дурным клеймом, могут испытывать трудности в процессе управления впечатлениями.

6. Фрейд считал, что индивиды образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Согласно Фрейду, это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, но обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с могущественными, богоподобными личностями, какими в детстве казались нам наши отцы.

7. Неформальные роли или совокупности ожиданий, определяющие, как должен вести себя тот или иной человек, могут сформироваться на основе поведения этого индивида в определенной ситуации. Очень часто, когда мы лучше узнаем друг друга, эти роли могут закрепляться и становятся неотъемлемыми от индивида.

8. Группой называется совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом определенным образом, чувствуют свою принадлежность к данной группе и воспринимаются другими как члены этой группы. Мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обосновано ли это мнение.

9. Первичная группа состоит из небольшого количества людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Примерами первичных групп являются семьи, группы друзей или любая группа, между членами которой сложились глубокие эмоциональные отношения. В отличие от нее вторичная группа образована из людей, между которыми сложились лишь слабо выраженные эмоциональные отношения; их взаимодействие подчинено достижению определенной цели. Индивидуальные, неповторимые черты личности не имеют значения для функционирования вторичной группы. Иногда первичные группы формируются из индивидов внутри вторичной группы.

10. Несмотря на господство вторичной группы в современном обществе, первичная группа продолжает оставаться важным связующим звеном между человеком и более формальной, организационной стороной жизни. На основе глубоких исследований ученые открыли так называемый хоторнский эффект, заключающийся в том, что сам факт исследования группы, возможно, оказывает влияние на поведение ее членов. На основе этого и других открытий они сделали вывод, что "человеческие факторы" в сфере труда играют важную роль.

11. Группа - основа выживания самых высокоорганизованных приматов, включая людей. Помимо социализации, группы осуществляют много других функций. Инструментальная группа образуется ради выполнения определенной работы, в то время как экспрессивная группа создается для удовлетворения эмоциональных потребностей ее членов.

12. Важную роль играет размер группы. Диады (группы из двух человек), триады (группы из трех), группы с четным числом членов и с нечетным составом функционируют по-разному, характерными для них способами. Группы, состоящие из пяти человек, обычно не сталкиваются с проблемами, которые отравляют жизнь других групп.

13. В больших и малых группах способы распределения власти тесно переплетаются со способами коммуникации. В больших группах обычно центром коммуникации является лидер. Такие динамические процессы, как давление на членов группы, способствующее их конформизму, исключение из группы и формирование ролей, периодически повторяются в группах.

 

 

 


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 6. Организации

 

Структура главы

 

Введение

Организации повсюду

Группы и организации

Харизматические группы

Добровольные ассоциации

Учреждения тотального типа

Бюрократии

Исторические предпосылки

Почему бюрократия?

Продуктивность

Власть

Функции правил

Недостатки организаций

Неопределенность

Размер, сложность и неэффективность

Патология организаций

Подчинение, конфликт и влияние извне

Подчинение

Конфликт

"Иррациональный" конфликт

"Рациональный" конфликт

Урегулирование конфликта

Влияние извне

Будущее: дальнейшее расширение бюрократии

Краткое содержание

 


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 6. Организации

 

 

Глава 6.

ОРГАНИЗАЦИИ

 

Вот какие слова "определения" можно собрать из разговоров с управленческим персоналом авиационного завода "Дуглас" в Лос-Анджелесе. Но, наверное, такой "словарь" характерен для любой современной организации.

"Программа? - любое задание, которое нельзя выполнить с помощью лишь одного телефонного звонка.

"Источники информации" - туман, напущенный учрежденческими бумагами.

"Консультант" (или "эксперт") - любой заурядный субъект с портфелем, работающий на расстоянии свыше 50 миль от дома.

"Усовершенствовать деятельность" - печатать больше копий ненужных документов и включать в бумаги побольше фамилий.

"На рассмотрении" - никогда об этом не слышал.

"Срочно рассматривается" - мы все еще ищем эту справку в кипе документов.

"Переговоры" - стремление к встрече умов без надежды пробиться через черепную коробку.

"Служащий, на которого можно положиться" - парень, которого вы только что впервые увидели.

"Осведомленный служащий" - парень, беседовавший с тем, которого вы только что впервые встретили.

"Служащий с безупречной репутацией" - тот, кто первым распускает слухи.

"Мы готовим отчет" - нам нужно больше времени для ответа.

"Зайдите ко мне" или "Давайте обсудим" - зайдите ко мне в кабинет, потому что я скучаю в одиночестве.

"Направлено на ваше рассмотрение" - пусть эта кипа документов полежит у вас (Дундес, Пэтжер, 1975).

В приведенном отрывке высмеиваются современные организации, где господствуют бумажная волокита, демагогия, жульничество, некомпетентность и глупость. Это смешно, потому что похоже на правду. Но в какой мере такая пародия соответствует действительности? Это одна из тем, которые мы рассмотрим в данной главе, - эффективность и неэффективность деятельности организации. Мы также попытаемся точно определить, что представляет собой бюрократия, и сравнить ее с другими видами организаций. Кроме того, мы выясним, почему организации играют такую важную роль в современной жизни, и покажем, что в будущем, вероятно, их сущность не изменится.

 

 

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...