Правовое обеспечение образования. Понятие образования. Система образования. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Понятием «правовое регулирование» в теоретико-правовой литературе характеризуется целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Данное понятие отличается от близких к нему по содержанию понятий «правовое воздействие» и «правовое обеспечение». Если в понятии «правовое воздействие» отражается вся совокупность воздействий (психологическое, идеологическое, нравственное, нормативное, управленческое, организационное и др.) права на сознание и волю участников общественных отношений, то понятие «правовое обеспечение» характеризует собой создание и поддержание в необходимых пределах организационно-функциональных характеристик систем управления с помощью упорядочивающего воздействия всего арсенала юридических средств (правовых норм, нормативно-правовых актов, правоотношений, юридических фактов и т.д.). Очевидно, что правовое регулирование есть один из важнейших элементов и правового воздействия, и правового обеспечения различных систем управления, к которым и относится, в частности, система образования. Кроме того, понятие правового регулирования отражает, что особенно существенно, государственно-властный характер регулирования общественных отношений посредством издания уполномоченными государственными и негосударственными органами и должностными лицами юридических нормативных или индивидуальных велений. Тем самым правовое регулирование есть особого рода комплексная юридическая деятельность по выработке и реализации именно таких правовых актов – нормативных и индивидуальных. В иерархии правовых актов ведущее место занимают, безусловно, нормативно-правовые акты. Поэтому при употреблении понятия «правовое регулирование» в первую очередь обычно имеют в виду именно выработку нормативных правовых актов.
Правовое регулирование как специфическая сложноорганизованная юридическая деятельность обладает рядом характеристик, к основным из которых в теоретико-правовой литературе обычно относят: а) предмет, б) метод, в) виды, г) способы, д) типы, е) стадии процесса и ж) механизм правового регулирования. Основным предметом правового регулирования следует признать систему образования как в целом, так и ее отдельные (группы) компоненты (институты), т.е. множество разнообразных образовательных подсистем и их составляющих, выражающихся в различного рода и вида образовательных отношениях. Такая трактовка обусловлена тем, что образовательные отношения в широком смысле внешне выражены в той или иной институциональной оболочке – подсистеме (участники образовательного процесса и их правовой статус, система органов управления образованием, система контроля за качеством обучения и т.д.). В узком же смысле, т.е. непосредственным предметом правового регулирования, в сфере образования выступают образовательные отношения в собственном смысле слова, т.е. процесс и результат осуществления людьми социальных актов по установлению между собой определенных образовательных связей. Иными словами, основным предметом правового регулирования в сфере образования выступают отношения, так или иначе связанные с главной целью образования как социального института – обеспечением посредством обучения и воспитания позитивной социализации. К предмету правого регулирования образования (В.М. Сырых, В.И. Шкатулла, М.Ф. Федорова) относят отношения:
- педагогические отношения, т.е. образовательные отношения в собствен- ном смысле слова. Это, прежде всего, отношения по обучению и воспитанию, складывающиеся между: а) образовательным учреждением в лице педагога (учителя) и обучающимся, б) отношения между лицом, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью и обучающимся и в) отношения между образовательным учреждением и педагогическим работником по поводу обучения и воспитания; - управленческие (административные) отношения, складывающиеся меж- ду: а) образовательным учреждением и органом управления образованием, б) органом местного самоуправления и органом государственной власти субъекта РФ по вопросам образования, в) органами управлениями различного уровня образовательного учреждения (ректорат и факультет, ректорат и ученый совет, факультет и кафедра, администрация школы и педагогический совет школы и т.п.); особую разновидность этих управленческих отношений представляют отношения учебно- и организационно-методического характера, содержание которых обусловлено уровнем образования, типом и видом образовательных учреждений, содержанием и характером управленческой компетенции органов управления образованием и др.; - трудовые отношения, складывающиеся между: а) образовательным учреждением, выступающим работодателем по отношению к педагогическому работнику и самим этим работником, б) органом управления образованием и его работниками; - гражданско-правовые отношения, в том числе и, прежде всего, имущественные отношения, складывающиеся: между: а) работниками образовательных учреждений, б) работниками и самим образовательным учреждением, в) образовательными учреждениями и другими организациями (органами управления образования различного уровня, общественными организациями и формированиями), г) образовательными учреждениями и гражданами; - финансовые отношения, которые складываются между: а) образовательным учреждением и учредителем, б) образовательным учреждением и бюджетом соответствующего уровня; в) образовательным учреждением и работником; - социальные отношения, складывающиеся по поводу установления и реализации социальных льгот, пособий, пенсий, стипендий участникам образовательных отношений;
- земельные отношения, складывающиеся между образовательным учреждением как землепользователем и собственником земельного участка; - семейные отношения, складывающиеся в семье в связи и по поводу образования членов семьи и др. Предметом регулирования правового обеспечения образования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации). Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. 2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет».
Заключение Таким образом, мы рассмотрели основные понятия в области правового обеспечения образования, систему образования в Российской Федерации, а также основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Литература: Основная: 1. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. В.В. Галкин и др.— М.: Дело, 2016 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51025.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Развитие системы оценки качества профессионального образования. Виноградов Б.А., Кукса И.Ю. – Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2013. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23875.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Ягофаров Д.А. Теоретико-правовые аспекты исследования юридических фактов в сфере образования / Ягофаров Д.А., Ягофарова И.Д.— Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2014 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49699.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная: 1. Дубровская И.Э. Права ребенка. – М.: ГроссМедиа, 2010 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1746. — ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Конституционное право. Колошинская Н.В., Бодунова О.Г. – Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2016 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40864. — ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Основы гражданского права. Под ред. Эриашвили Н.Д., Курбанова Р.А. – М.: Юнити-Дана, 2015 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34487. — ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Семейное право. Под ред. Беспалова Ю.Ф., Егоровой О.А., Ильиной О.Ю. – М.: Юнити-Дана, 2015 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34505. — ЭБС «IPRbooks», по паролю 5.Трудовое право. Под ред. Гасанова К.К., Мышко Ф.Г. – М.: Юнити-Дана, 2014 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18167. — ЭБС «IPRbooks», Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) 3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|