Роль витаминов в питании человека
РЕФЕРАТ Тема: «Витамины и здоровье школьника»
Введение
Каждому хочется быть ученым, сильным, красивым здоровым. Но часто мы не задумываемся над тем, какое значение для нашего здоровья и трудоспособности имеет правильный образ жизни. Одним из основных требований здорового образа жизни является формирование привычек, обеспечивающих высокий уровень здоровья на раннем этапе развития человека: от того, насколько успешно удается закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем. Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определение цели в жизни, потом выбор путей, с помощью которых можно реализовать сои замыслы. Это спортивные секции, утренняя зарядка и самое важное – рациональное питание. Особое значение сегодня приобретает формирование привычек здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных школ подросткового возраста, ибо в этом возрасте закладываются основные черты личности взрослого человека. Здоровый образ жизни – показатель, указывающий как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Здоровый образ жизни – это универсальное средство профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья. Компоненты здорового образа жизни: - достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях; - закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; - рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов.
- Соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда; - Личная гигиена; - Грамотное экологическое поведение, обеспечение экологической безопасности; - Психогигиена, направленная на формирование умений управлять своими эмоциями; - Отказ от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков; - Безопасное поведение во всех сферах деятельности; - Сексуальное воспитание. В формировании здорового образа жизни значительную роль играет рациональная система питания. Она должна удовлетворять все потребности организма, обеспечивать деятельность всех его систем и органов. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людей с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Основной упор в рационе питания надо делать на натуральную пищу, на витамины. Этой актуальной теме и посвящен данный реферат.
История развития витаминов
Витамины. С этим термином мы знакомы давно. И с малых лет мы усвоили: витамины – это полезно. И все-таки, что такое витамины и какова история их открытия? Витамины – биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Они играют чрезвычайно важную роль в защите человека от неблагоприятных воздействий, усиливают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, повышают его устойчивость к действию некоторых промышленных ядов, лучевому воздействию и влиянию некоторых других вредных факторов внешней среды. Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н.И. Лукина, который в 1880 экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни. На протяжении нескольких столетий медики мира боролись с болезнью под названием бери-бери, которая косила жителей Азии, возделывающих плантации риса и употребляющих в пищу этот продукт. В 1897 году в Ботавии, сегодняшней Джакарте, врач Кристиан Эйман провел специальный эксперимент на домашних птицах и выяснил, что болезнь бери-бери связана с дефицитом витамина – вещества, которого в очищенном рисе нет. Однако, как показало время, Кристиан Эйман ошибался. Истиной причиной возникновения бери-бери был плесневый грибок, который плодился на плохо высушенном рисе и отравлял его токсином. Понадобилось целое столетие, чтобы найти причину этой болезни. Ясность с болезнью наступила только в наше время, когда ученые открыли витамин В1.
Термин «витамины» в 1912 году предложил польский ученый биохимик К. Функ. Ему удалось выделить препарат из отрубей риса, обладавший терапевтическими свойствами и быстро излечивающий голубей, больных полиневритом. Поскольку в нем содержалась аминогруппа, Функ назвал его витамином (жизненным омином). Он считал, что помимо выделенного витамина, существуют и другие. Вначале витамины обозначали буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, P и т.д. Позже были приняты единые международные названия, отражающие химическую структуру этих веществ. В дальнейшем наука о витаминах резко продвинулась вперед. В настоящее время изучено значительное их число. За короткий срок современная витаминология в нашей стране шагнула далеко вперед и заняла ведущее место в мировом ее развитии. Значительный вклад в витаминологию внесли Б.Л. Лавров, В.В. Ефремов, открывшие ряд новых витаминов. В настоящее время известны биологические действия около 20 витаминов. Параллельно развивалась и витаминная промышленность. Существует ряд синтетических витаминных препаратов.
Роль витаминов в питании человека
Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Многие пищевые вещества не в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей (например, витамины), иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием. Поэтому велика роль витаминов в жизнедеятельности человека.
Все жизненные процессы, связанные с нормальным обменом веществ в организме происходят при самом непосредственном участии витаминов. Кроме того, они входят в состав более 100 ферментов и катализируют огромное количество реакций в организме. Витамины участвуют в поддержании защитных сил организма, в повышении его устойчивости к действию различных неблагоприятных факторов – к охлаждению, интоксикации и другим. Установлена важная роль их иммунобиологического значения в поддержании высокой устойчивости организма к болезням. Важен разнообразный витаминный состав пищи. Основными источниками витаминов служат овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыбопродукты, жиры, хлебобулочные изделия. Суточное потребление витаминов для школьников прилагается в таблице.
Таблица 1. Рекомендуемое потребление витаминов для школьников (в день)
Витамины | |||||||||||||||||||||
В1, тиамин, мг | В2, рибофливин, мг | В6, пиридоксин, мг | В12, цианокобаламин, мкг | В9, фолацин, мкг | РР, ниацин, мкг | С, аскорбиновая кислота, мкг | А, ретинол, мкг | Е, токоферолы | D, кальциферолы | ||||||||||||
11–13 лет, девочки | 1,5 | 1,7 | 1,7 | 3,0 | 200 | 16 | 60 | 1000 | 10 | 100 | |||||||||||
11–13 лет, мальчики | 1,6 | 1,9 | 1,9 | 3,0 | 200 | 18 | 70 | 1000 | 12 | 100 | |||||||||||
4–17 лет, девушки | 1,6 | 1,8 | 1,8 | 3,0 | 200 | 17 | 65 | 1000 | 12 | 100 | |||||||||||
14–17 лет, юноши | 1,7 | 2,0 | 2,0 | 3,0 | 200 | 19 | 75 | 1000 | 15 | 100 |
Классификация витаминов
Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые (витамины группы В, С) и жирорастворимые (А, D, Е, К).
Водорастворимые витамины
Витамин С (аскорбиновая кислота) – важнейший водорастворимый витамин, играет важную роль в обменных процессах, особенно в усвоении белков, повышает устойчивость организма к заболеваниям.
К витаминам группы В относятся витамины В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), витамин РР (никотиновая кислота), В6 (пиридоксин), В9 (фолиевая кислота), витамин В 12 (цианокобаламин) и другие.
Витамин В1 (тиамин). Играет активную в обмене углеводов, участвует в белковом и жировом обмене, является стимулятором нервной и мышечной деятельности, оказывает благоприятное влияние на функции органов пищеварения.
|
|
Рибофлавин (Витами В2). Оказывает значительное влияние на функцию органов зрения: повышает его остроту, способность различать цвета, улучшает ночное зрение.
Никотиновая кислота (витамин РР, витамин В3). Участвует в обмене веществ, оказывает благотворное влияние на нервную систему, на состояние кожи.
Пиридоксин (витамин В6) Играет большую роль в обмене белков и жиров, оказывает регулирующее влияние на нервную систему.
Фолиевая кислота (витамин В9). Участвует в синтезе некоторых аминокислот, оказывает стимулирующее влияние на кроветворение, способствует лучшему усвоению витамина В 12.
Витамин В 12 (цианокобаламин) Принадлежит к веществам с высокой биологической активностью, он участвует в процессах кроветворения.
Жирорастворимые витамины
Витамин А. (ретинол). Ретинол и каротин участвуют в различных видах обмена веществ, оказывают влияние на состояние слизистых оболочек и кожи. Особое значение витамин имеет для обеспечения нормальных процессов зрения.
Витамин D (кальциферолы) Оказывает влияние на минеральный обмен, обеспечивает всасывание кальция и фосфора в кишечнике, влияет на отложение кальция в костной ткани. D необходим для профилактики рахита у детей.
Витамин Е (токоферолы) Нормализует мышечную деятельность, предотвращая развитие мышечной слабости и утомления. Этот витамин тесно связан с функцией эндокринной системы, щитовидной железы.
Витамин К (филлохиноны) Является одним из факторов, обеспечивающим свертываемость крови.
Содержание витаминов в основных пищевых продуктах
Таблица 2. Содержание витамина в пищевых продуктах
Витамины | Содержат | Благотворно влияют и регулируют |
Витамин А | Морковь, броколли, шпинат, печень, яйца | Зрение, кожу, слизистую |
Витамин В1 | Рис., яичный желток, мясо, рыба, птица | Иммунную систему, кровеносную систему |
Витамин В3 | Печень, постное мясо, рыба, птица, бобовые, салат, картофель | Обмен веществ, пищеварительную систему, кожу |
Витамин В6 | Мясо, рыба, птица, бобовые, салат, картофель | Обмен веществ, переработку жиров, образование красных кровеносных телец |
Витамин В 12 | Мясо, рыба, субпродукты, яйца, сыр | Обмен веществ, образование красных кровеносных телец, нервную систему |
Пантотен-кислота | Печень, почки, корнеплоды, яйца, орехи | Обмен веществ, переработку жиров, формирование гормонов |
Биотин | Яичный желток, печень, почки, рис, зеленая фасоль, овощи листовые | Обмен веществ, нервную систему, кожу |
Хамен | Яичный желток, печень, почки, рыба, соевые бобы, бобовые | Содержание крови |
Фолиевая кислота | Овощи – листья, печень, почки, проросшая пшеница, молоко | Белковый обмен, образование клеток |
Инозит | Цитрусовые, мясо, молоко, орехи, овощи | Пищеварительную систему, переработку жиров, нервную систему, рост волос |
Паралмино-бензокислота | Печень, почки, проросшая пшеница, йогурты, овощи-листья | Белковый обмен, образование красных кровяных телец, нервную систему, пищеварительную систему, обмене веществ |
Витамин С | Свежие овощи и фрукты | Иммунную систему, заживление ран, образование соединительной ткани, пищеварительную систему, обмен веществ |
Витамин D | Яичный желток, печень, лосось, сельдь, тунец, рыбий жир | Образование костной ткани, нервную систему, функции сердца |
Витамин Е | Растительные масла, проросшая пшеница, овощи-листья | Дыхание клеток, снижает распад клеток, способствует образованию красных кровяных телец |
Витамин К | Овощи-листья, яичный желток, капуста кочанная, соевые бобы | Процесс свертывания крови |
Кальций | Молоко, сыр, творог, овощи-листья | Формирование костей, деятельность мышц, нервную систему |
Фтор | Чай, морские продукты | Зубы |
|
|
|
|