Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательство в области регулирования отношений в сфере образования.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(АНО ВО «Российский новый университет»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Краткий курс лекций по учебной дисциплине

Правовое обеспечение образования

Батколина Виктория Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент

Августа 2016 г.

 

Тема 2. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Учебные вопросы:

1. Цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования.

2. Законодательство в области регулирования отношений в сфере образования.

Введение

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

 

Цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования.

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» применяются нормы ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», если иное не установлено вышеупомянутым законом.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», применяются правила международного договора.

Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

Законодательство в области регулирования отношений в сфере образования.

Система российского законодательства об образовании призвана создать правовые условия реализации и защиты на территории Российской Федерации права каждого человека на образование, а также прав в образовании, что определяет ее значение как важного фактора обеспечения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования. В настоящее время данная система представляет собой огромный массив федеральных и региональных нормативных правовых актов, объединенных в отдельную отрасль законодательства.

К законодательным актам Российской Федерации, составляющим систему законодательства об образовании, относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Отдельные нормы, регламентирующие различные аспекты отношений в сфере образования, содержатся также в иных федеральных законах различной отраслевой принадлежности. Конституция Российской Федерации как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (ст. 43) и другие права, способствующие его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Последнее обусловлено тем, что вопросы образования и воспитания Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1. ст. 72).

Принимаемые на федеральном уровне законы определяют основные принципы и правила, регламентируют общие вопросы сферы образования. В свою очередь, субъекты Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты об образовании, не противоречащие федеральным законам, но развивающие и дополняющие их положения с учетом региональных особенностей и потребностей. При этом указанные акты не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации об образовании.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере образования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступившая в силу 25 декабря 1993 года и закрепляющая право человека на образование.

Основным законом в сфере регулирования отношений в сфере образования является Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016).

Главные цели Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

− создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

− расширение образовательных возможностей граждан;

− комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционального более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

− обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Основные особенности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Закон в большей мере регулирует содержание образования, в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, и более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

2. Закон вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Он вводит четкие определения терминов и понятий «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» др.

3. Закон меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

4. В соответствии с Федеральным Законом образование в РФ подразделяется на:

− общее образование;

− профессиональное образование;

− дополнительное образование;

− профессиональное обучение.

5. Отдельные главы Закона посвящены регламентации правового положения обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников.

6. Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст.5, 75, 77, 83 Закона), иностранным гражданам и лицам без гражданства и лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (ст.36, 55, 70, 78, 105 и др.).

Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья(ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).

7. В Законе об образовании закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения.

Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные:

− модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст.13);

− сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. 16, 34, 98);

− использованию дистанционных технологий в образовательном процессе

8. Введены нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. 8,99,108).

9. В Законе об образовании уточнены термины о формах получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятие формального, неформального, информального образования, это образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования − ст.17).

10. ФЗ ввел новое понятие: «организация, осуществляющая образовательную деятельность». К этой категории относятся не только образовательные организации (некоммерческие, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности), но и организации, осуществляющие обучение, то есть юридические лица, лицензированная образовательная деятельность которых не является

11. Одной из новаций ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является упорядочение типологии образовательных организаций: снято избыточное дробление на типы и виды, создававшие трудности при лицензировании и аккредитации.

12. Закон об образовании четко разделил полномочия органов власти в сфере образования (ст.108).

13. Глава 13 Закона об образовании посвящена экономической деятельности и финансовому обеспечению в сфере образования. Предусматривается, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себе затраты на оплату труда педагогических работников с учетом соотношения преподавательской и другой работы, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников.

14. Закон об образовании более полно раскрывает правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51). Изменения коснулись порядка назначения или избрания по руководящую должность.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 4 октября 2000г. №751

Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Цели и задачи образования:

Система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
преемственность уровней и ступеней образования;
создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

академическую мобильность обучающихся;

развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
противодействие негативным социальным процессам;

экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Основные задачи государства в сфере образования:
Государство в сфере образования призвано обеспечить:
реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;
сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;

формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; расширение участия общества в управлении образованием;

участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;
светский характер образования;

условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;
условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;
ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;

нормативное финансирование образовательных учреждений;
стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;
предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;
свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;
повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;
гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;
развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства;
качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;

создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;
создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;
создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;

поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;
активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

Педагогические кадры

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить:

дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;

условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения;

привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;

ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;

условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;

условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество образования

Государственная политика в области образования обеспечивает:
создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

обязательное и бесплатное основное общее образование;
общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;
общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;
бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

дополнительное образование, для детей - на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;
общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели основные нормативные правовые акты и подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования. К ним относятся, в первую очередь, Конституция Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также отраслевые законы, в частности, Трудовой кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и т.д.

 

Литература:

Основная:

1. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. В.В. Галкин и др.— М.: Дело, 2016

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51025.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Развитие системы оценки качества профессионального образования. Виноградов Б.А., Кукса И.Ю. – Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2013.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23875.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Ягофаров Д.А. Теоретико-правовые аспекты исследования юридических фактов в сфере образования / Ягофаров Д.А., Ягофарова И.Д.— Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2014

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49699.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

 

Дополнительная:

1. Дубровская И.Э. Права ребенка. – М.: ГроссМедиа, 2010

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1746. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Конституционное право. Колошинская Н.В., Бодунова О.Г. – Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2016

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40864. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Основы гражданского права. Под ред. Эриашвили Н.Д., Курбанова Р.А. – М.: Юнити-Дана, 2015

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34487. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Семейное право. Под ред. Беспалова Ю.Ф., Егоровой О.А., Ильиной О.Ю. – М.: Юнити-Дана, 2015

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34505. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

5.Трудовое право. Под ред. Гасанова К.К., Мышко Ф.Г. – М.: Юнити-Дана, 2014

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18167. — ЭБС «IPRbooks»,

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...