Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос о правовом статусе Конституции




Сторонники расширительного толкования прав штатов, не располагая достаточными конституционными средствами для противодействия положениям Конституции, ставили вопрос о ее правовом статусе. Они предлагали считать Конституцию договором между штатами и федеральным правительством. Юристы и политики южных штатов, например, заявляли, что любой штат может расторгнуть договор, если сочтет, что федеральные власти его нарушили. В 1830 г. Д. Уэбстер объявил Конституцию актом высшего волеизъявления народа, в результате которого была образована единая нация, а штаты, сохранив второстепенные атрибуты власти, отказались от важнейшего права — выхода из США. После Гражданской войны (1865 г.) такое толкование Конституции стало общепризнанным. Принятие Конституции стало возможным в результате компромиссов, что запечатлелось в основном ее тексте. Умалчивая о существовании системы рабства, Конституция содержала лишь упоминание о рабах в описательной форме. В разные периоды истории различные положения Конституции толковались применительно к условиям времени.

Значение Конституции США

Более 200 лет она остается основным законом успешно развивающегося государства, территория и население которого увеличились во много раз, а общественно-политическая и экономическая жизнь изменилась кардинальным образом. Неоднократно предпринимались попытки пересмотреть Конституцию США и выработать новый основной закон. Однако ни одна из них не увенчалась успехом. Для пересмотра и принятия новой Конституции необходимо согласие трех четвертей штатов. Пока еще никому не удавалось получить необходимое количество голосов. Каждое поколение американцев рассматривает Конституцию не как исторический, а как современный документ, потенциально содержащий все юридические нормы, необходимые для разрешения текущих проблем. Благодаря гибкости политико-правовой системы США Конституция действительно до сих пор выполняет эту роль. Вопрос о заложенных Конституцией нормах — источник бесчисленных споров. В 1907 г. основатель прогрессистского движения Дж. А. Смит назвал Конституцию «реакционным документом», т. к. создаваемое на ее основе правительство не имеет права вмешиваться в имущественные отношения и добиваться благосостояния народа. При Ф. Д. Рузвельте такое вмешательство стало нормой, получив одобрение Верховного суда, который констатировал, что «социальный прогресс может быть достигнут с помощью все более расширяющегося и усиливающегося правительственного контроля». При толковании Конституции США обычно пытаются выяснить «исходные намерения» ее авторов, используя материалы Конституционного конвента 1787 г., письма и заметки Дж. Медисона, Дж. Вашингтона, А. Гамильтона, Дж. Джея и др., а также вышедшую из-под их пера публикацию «Федералист», в которой объяснялись принципы основного закона США. Американская Конституция оказала влияние на законотворчество многих стран мира (особенно федеративных), ее нормы использовались при составлении конституций Мексики, Бразилии, Аргентины, ФРГ, Японии, России и др. Подлинник Конституции США хранится в Национальном архиве США в Вашингтоне, где он выставлен для обозрения в специально оборудованной витрине вместе с Декларацией.

Права человека в США

провозглашены Конституцией США, поправками к ней, федеральными законами и законами штатов.В Декларации независимости, по которой американские колонии в 1776 году вышли из состава Британской империи, говорилось: «все люди сотворены равными и все они наделены Творцом неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых…»[1].

Первые десять поправок к Конституции, составляющие Билль о правах, были добавлены в Конституцию в 1791 году. Поправки провозглашали свободу вероисповедания, свободу слова, свободу печати, право людей на мирные собрания, право людей обращаться в правительство с ходатайствами о возмещении ущерба, право людей не подвергаться необоснованным обыскам и конфискациям, право на надлежащие судебные процедуры, быстрое и публичное рассмотрение их дел беспристрастным судом присяжных.Несмотря на принятие Конституции США и Билля о правах, в США долгое время на законодательном уровне действовало рабство и дискриминация этнических групп (в частности, индейцев и чернокожих).

США являются участником МПГПП (с оговорками), но не являются участником МПЭСКП. США — одна из 3 стран-членов ООН, не являющихся участником Конвенции о правах ребёнка.

Избирательная система США

Верхняя палата: (Сенат) прямые выборы, каждые 2 года обновляется на треть, по два сенатора от штата.
Нижняя палата: (Палата представителей) прямые выборы, каждые 2 года, 435 человек по одномандатным округам.
Глава государства: (Президент) косвенные выборы (Коллегия выборщиков), каждые 4 года, не более 2 сроков.
Избирательная система: мажоритарная (относительное большинство).

Федеральные выборы (выборы в Конгресс и президентские выборы) проводятся по всей стране в один день (Election Day) в начале ноября. Выборы проходят каждый чётный год: каждые четыре года проводятся президентские выборы и выборы в Конгресс, а в чётный год между ними - только (промежуточные) выборы в Конгресс (off-year / midterm election). Конкретная процедура выборов устанавливается каждым отдельным штатом.

Палата представителей

Каждые два года Палата полностью переизбирается, хотя на деле в результате выборов в неё попадают те же люди. Территория страны разделена на 435 одномандатных избирательных округов (по количеству избираемых членов Палаты). Каждому штату причитается определённое число избирательных округов, а затем сам штат определяет границы отдельных округов и процедуру выборов. Понятно, что наиболее населённые штаты получают наибольшее число избирательных округов. Количество этих округов пересматривается каждые десять лет по результатам переписи населения.

Федеральный округ Колумбия (District of Columbia) не является штатом, поэтому ему не выделяется избирательных округов, а значит он не может избирать конгрессменов.

Как правило, победителем в избирательном округе считается кандидат, набравший простое (относительное) большинство голосов (simple majority / plurality of votes). Такая система называется first-past-the-post или winner-take-all ("победитель получает всё").

Сенат

В Сенат избираются по два представителя от каждого штата.

Срок полномочий сенатора составляет шесть лет, но чтобы обеспечить преемственность состава палаты и ее консервативность, каждые два года переизбирается только треть состава Сената. По этой причине уже в самом первом Сенате (1789) его члены были разделены на 3 класса, так что полномочия сенаторов 1-го класса истекали уже в 1791, а 3-го класса - только в 1795, то есть через полные 6 лет. После этого все сенаторы стали избираться на шесть лет.

Первоначально сенаторов избирали законодательные собрания штатов, но 17-я поправка к Конституции (1913) ввела прямые выборы в Сенат, так что теперь сенаторов избирают рядовые жители штатов.

Сенаторы от одного штата никогда не переизбираются одновременно и поэтому всегда относятся к разным классам. При этом тот, кто заседает в Сенате дольше, называется старшим (senior senator), а второй сенатор того же штата - младшим (junior senator).

Победителем на выборах в Сенат становится кандидат, набравший простое большинство голосов (first-past-the-post). Однако в некоторых южных штатах (Луизиана и Джорджия) для победы необходимо набрать более 50% голосов избирателей (absolute majority of votes), что иногда заставляет проводить 2-й тур выборов (run-off).

Праймериз

Накануне всеобщих выборов в Конгресс (general election) партии проводят первичные выборы (primary election), на которых избиратели определяют, кто станет партийным кандидатом на пост конгрессмена. Это делается для того, чтобы разные кандидаты одной партии не отбирали голоса друг у друга и тем самым не играли на руку партии-противнице. Иногда праймериз не проводятся, а кандидата определяет на политическом съезде (political convention) руководство партии.

Первичные выборы могут быть открытыми и закрытыми. На закрытые праймериз конкретной партии допускаются только избиратели, которые состоят в этой партии. На открытые праймериз могут прийти все изиратели, независимо от партийной принадлежности. Обе системы считаются неконституционными: открытые, потому что они нарушают свободу объединений (ведь кандидата от партии может выбрать любой, в том числе не состоящий в партии человек), а закрытые - потому что не допускают беспартийных к первичным выборам.

Президент

Президент США избирается Коллегией выборщиков (Electoral college), а выборщики избираются населением отдельных штатов, причём порядок избрания выборщиков каждый штат определяет самостоятельно. Каждый штат имеет право избрать столько выборщиков, сколько человек он избирает в Конгресс (членов Палаты и сенаторов). Таким образом в Коллегию избирается 538 выборщиков (= 435 членов Палаты + 100 сенаторов + 3 выборщика от округа Колумбия - в соответствии 23-й поправкой 1961 года).

В каждом отдельном штате партии составляют свои списки выборщиков. При этом предполагается, что выборщики будут голосовать за кандидата в Президенты, выдвинутого своей партией. Когда избиратель хочет поддержать того или иного кандидата, он голосует за соответствующий список выборщиков. При избрании выборщиков используется система winner-take-all.

Через полтора месяца после всеобщих выборов выборщики от каждого штата собираются в столице своего штата и заполняют бюллетени, голосуя за кандидатов в Президенты и Вице-президенты. Как правило, все выборщики от одного штата голосуют сообща. Теоретически выборщик может проголосовать за любого кандидата, в том числе и от чужой партии, но в 24 штатах закон карает таких "бесчестных" выборщиков (faithless electors). Запечатанные, бюллетени направляются в Вашингтон.

В январе вновь избранные палаты Конгресса собираются на объединённое заседание, на котором проводится подсчёт голосов выборщиков и происходит официальное определение победителя президентских выборов. Избранным считается кандидат, набравший простое большинство голосов выборщиков, а если этого не происходит, то Президента из числа кандидатов избирает Палата представителей. Если же и это невозможно, то Сенат избирает из числа кандидатов Вице-президента, который затем исполняет обязанности Президента.

Палата только дважды избирала Президента: в 1800 она проголосовала за Томаса Джефферсона, а в 1824 - за Джона Куинси Адамса. До избрания Президента Сенатом дело не доходило ни разу.

Президент может занимать свой пост только два срока. Эти правила был установлены 22-й поправкой (1951) после того, как Франклин Рузвельт (1933-45) был избран Президентом четыре раза. Если Вице-президент исполнял обязанности Президента более двух лет, то это засчитывается как первый срок полномочий, и он может переизбраться только один раз. В противном случае Вице-президент может быть избран Президентом дважды. Так, Джонсон 14 месяцев исполнял обязанности Президента в 1963-65 (после убийства Кеннеди), был избран в 1965 и снова баллотировался (неудачно) в 1969.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...