Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплина «Основы теории коммуникации»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

(ФЖ-103, ФЖ-104, ФЖ-105)

Преподаватель: Алия Ануваровна Добрикова

[email protected]

+79028620399

1. Подходы к пониманию коммуникации. Коммуникация и общение.

Основные значения термина «коммуникация»:

-Универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира.

-Техническое, соответствующее представлению о коммуникации, как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствами передачи информации и других материальных и духовных …….?

- Биологическое, широко используемое в биологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц и др.

- Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного, группового и массового общения на основе использования различных каналов и средств.

Коммуникация и общение.

Первый подход состоит в отожествлении двух понятий, т.е. «коммуникация» и «общение» – синонимичные понятия.

Исследователи: Л.С. Выготский, Т. Парсонс, К. Черри и др.

Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение»

М.С. Каган

Коммуникация есть субъектно-объектная связь, где субъект передает информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя информации.

В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они равно активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный харатктер.

Г.М. Андреева

Общение – категория более широкая, нежели коммуникация.

А.В. Соколов

Общение - это одна из форм коммуникационной деятельности

Три варианта отношений участников коммуникации:

-субъектно-субъектное отношение (общение)

-субъектно-объектное (характерно для управления)

-объект-субъектное (коммуникационная деятельность в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а субъект при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникативном акте (Пр. звезда-фанат))

Третий подход. Самым общим понятием становится «коммуникация», менее широким, «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, более узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляется на вербальном уровне обмена информацией в обществе – «общение»

2. Междисциплинарные связи теории коммуникации.

Теория коммуникации (ТК) связана с такими науками как: философия, психология, культурология, биология, технические науки, лингвистика, политология, социология и др.

ТК и лингвистика.

В последние годы в лингвистике наметилась тенденция рассматривать язык не просто как систему знаков «в самой себе и для себя», но и как систему человеческих действий со знаками, соответствующих потребностям и выражающих намерения коммуникантов

ТК и социология.

Социология показывает, как различные социальные группы проявляют особенности своих коммуникативных практик, а также различия между культурами.

Социологические методы: опросные методы (количественный метод), фокус-группа (качественных метод) и т.д.

ТК и культурология:

Культурология изучает типы культуры, в которой действуют коммуникативные личности.

В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и распредмечивания – от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями разных культур.

ТК и политология:

Политология изучает типы политической организации социумов, в которых действуют коммуникативные личности.

Научное направление – коммуникативно-кибернетическое, изучающее политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.

ТК и биология:

Этология – направление в биологии, изучающее поведение и коммуникацию животных.

Сигналы животных:

-сигналы половым партнерам и возможным половым конкурентам

-сигналы, обеспечивающие обмен информацией между родителями и потомством

-крики тревоги

-сообщения о наличие пищи и т.д.

3. Типы коммуникации.

Отправитель: индивидуальный, коллегиальный

Получатель: индивидуальный, коллегиальный

В зависимости от направления потока информации:

Коммуникация: горизонтальная, вертикальная: нисходящая, восходящая.

По способу установления и поддержания контакта:

Коммуникация: непосредственная, опосредованная

По инициативности коммуникатора:

Коммуникация: пассивная, активная

В зависимости от длительности коммуникативного процесса:

Коммуникация: краткая, продолжительная

По степени организованности коммуникации:

Коммуникация: случайная, неслучайная

По масштабности процесса коммуникации (по Конецкой):

Коммуникация: массовая, внутриличностная, ограниченная (коммуникация в рамках социальных групп – компаний, организаций (В.П. Конецкая)), межличностная, внутригрупповая.

Внутриличностная коммуникация – коммуникация между индивидом и электронными средствами передачи информации. (В.П. Конецкая)

«Внутриличностные коммуникации возникают внутри индивида в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них» (Ф.И. Шарков)

Сообщения: вербальные (устные, письменные), креализованные (вербальные + невербальные), невербальные (первичные-язык жестов, вторичные-язык программирования)

Креализованные сообщения: иконический компонент текста сожет быть представлен иллюстрациями, схемами, таблицами, формулами.

Креализация: частичная (вербальная часть сравнительно автономна, изобразительные элементы факультативны), полная (вербальный текст зависит от изобразительного ряда, изображение является обязательным).

 

4. Коммуникативное пространство и коммуникативное время. Процессно-информационный подход к коммуникации.

Коммуникативное пространство - это система многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации.

Г.Г. Почепцов

Коммуникативное пространство структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами.

Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу. Только тот первичный коммуникативный процесс имеет успех, который продолжается во вторичных процессах. (Пр. Жириновский и Немцов - первичный процесс, т.к. является публичной коммуникацией, к которой потом идет отсылка.)

Коммуникативное время – длительность и последовательность коммуникативных актов.

Основные элементы коммуникационного процесса:

-источник (отправитель) сообщение

-сообщение

-канал

-получатель

-обратная связь

Процессно-информационный подход был исторически первым

Он позволяет:

1. Анализировать характеристики прохождения информации в сложно организованных социальных системах

2. Различать источников и получателей, выявлять потери информации и минимизировать их.

В рамках проц.-инф. подхода коммуникация рассматривается как процесс обработки информации.

Коммуникация – намеренное действие источника, выполняемое с целью достижения определенного результата.

Проблемы коммуникации рассматриваются как шум, перегрузка, недогрузка, нарушение функционирования или «вирус» в системе.

 

5. Математическая модель коммуникации Шеннона-Уивера.

Шеннон и Уивер определяют 3 уровня проблем в исследовании коммуникаций

Уровень А (технические проблемы) – насколько точно можно передать коммуникативные знаки?

Уровень В (семантические проблемы) – насколько точно передаваемые знаки выражают желаемое значение?

Уровень С (проблемы эффективности) – насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на поведение в желаемом направлении?

Линейная модель коммуникации

Энтропия–>субъект-источник–>кодирование(–>семантический шум источника) –>передатчик–>канал(–>механический шум канала) –>приемник–>декодирование(–>семантический шум получателя) –>субъект получатель

Элементы модели Шеннона-Уивера

1.Энтропия – мера внутренней неупорядоченности системы или мера неопределенности ситуации с конечным количеством исходов.

Источник информации выбирает сообщение из набора доступных ему возможных сообщений – пространства информационных выборов.

Цель коммуникации – уменьшение неопределенности, или энтропии у получателя.

Когда энтропия высокая, получателю трудно определить, какое конкретное сообщение из множества возможных поступит от источника, поскольку последний может отправить любое из них.

Высокая энтропия влечет за собой большую неопределенность для получателя. Именно эта неопределенность и снижает результаты коммуникативного взаимодействия.

2.Избыточность - результат высокой предсказуемости. Избыточность противоположна энтропии.

Избыточность содействует точности декодирования и обеспечивает контроль, который дает возможность определять ошибки.

3.Кодировние – процесс преобразования идеального смысла сообщения, с определенными целями возникшего в сознании коммуникатора, в форму, необходимую и достаточную для того, чтобы это сообщение смогло достигнуть реципиента по заданному каналу, и было интерпретировано реципиентом в виде, адекватном исходному смыслу.

4.Декодирование – процесс восстановления смысла сообщения из полученного сигнала, выявление исходного замысла отправителя.

Рассматривая модель Шеннона-Уивера и выявляя соотношение введенных в ней понятий канала и кода, Д.Файск ввел дополнительную категорию – посредника

Д.Файск добавил:

5. Посредник – технические или физические средства преобразования сообщения в сигнал, который можно передавать по каналу.

Посредники делятся на 3 группы:

- презентационные средства (голос, лицо, тело человека) – требуют участия коммуникатора, ограничены во времени и пространстве и функционируют непосредственно во время коммуникативного акта (невербальный элемент)

- репрезентационные средства (произведения живописи, фотографии, литературные произведения, архитектура) создают текст, который может существовать независимо от коммуникатора и самостоятельно осуществлять коммуникативную миссию.

- механические посредники (телефон,радио, ТВ, комп. Сети) подвержены воздействию коммуникативных шумов.

Шум – все, что добавляется к сигналу без намерения источника в процессе передачи.

Типы шумов:

- механические шумы (шум канала) возникают из-за технических параметров среды, по которым движется сигнал (Пр. шумы в телефоне, треск и шипение в радио, мелькание и помехи в телевизоре)

- семантические шумы порождаются содержательными ошибками, искажениями сообщения при его кодировании, декодировании. Они возникают за счет культурных факторов, неправильного использования языка, фильтров восприятия, связанных с социальной спецификой кодовых систем, применяемых для передачи смыслов источником и получателем сообщения.

Выделяют 2 группы семантический шумов: шум источника, шум получателя.

Математическая модель К.

-Безупречно четкая коммуникация происходит тогда, когда объем информации, переданный источником равен объему информации, полученной адресатом.

-Когда эти объемы не равны, возможны две ситуации: либо присутствует шум, либо канал не способен передавать информацию.

-Модель предназначена прежде всего для анализа технических аспектов коммуникации и работает на уровне технических параметров передаваемой информации, но не на уровне ее содержания

-Процесс коммуникации рассматривается как линейный и односторонний – в нем не предусмотрена обратная связь, взаимодействие имеет начальную и конечную точки.

Достоинства линейной модели:

1. Выделение факторов, позитивно и негативно воздействующих на процесс и результат коммуникации

2. Функциональное разделение коммуникатора и передатчика, приемника и реципиента, позволяющие более точно оценить эффективность и качество коммуникации.

3. Обоснование понятия коммуникативных шумов построение их универсальной типологии, разработка методов расчета шумов на первом уровне.

4. Обоснование значимости фактора избыточности сообщения для повышения эффективности коммуникации.

Теория Шеннона-Уивера является примером модели коммуникации, построенной в рамках процессно-информационного подхода.

 

6. Модель коммуникации Г. Лассуэлла.

«Пятивопросная» модель Г.Лассуэлла:

Кто? Сообщает что? По какому каналу? Кому? С каким эффектом?

1.Кто?

Типы источников:

-субъект, преследующий определенные политические цели и стремящийся привлечь массовую аудиторию к участию в их достижении

-субъект, желающий придать эстетическим или познавательным объектам статус общепризнанной культурной ценности

-субъект оформляющий коммуникативные намерения лиц или групп, порождающих процесс, на улице, соответствующем средствам массовой информации

-субъект отвечающий за техническую обеспеченность адекватного функционирования каналов массовых коммуникаций.

2.По какому каналу?

Канал – это маршрут, используемый для передачи сообщения

Канал – определенный путь передачи информации, естественный или искусственный.

Естественные каналы возникают в сфере непосредственного взаимодействия человека с другим человеком, когда между источником и получателем отсутствует предметный посредник.

Искусственные (технические) каналы выступают в качестве значимых предметных посредников, имеющих материальную форму.

Формула Ласуэлла одновременно представляет собой модель отражающую структуру коммуникационного процесса и модель исследования коммуникационного процесса.

Интерпретация формулы Лассуэлла:

1.Кто? –коммуникатор –>исследование процессов управления

2.Говорит что? – сообщение –> исследование содержания сообщения

3.По какому каналу? – канал –> исследование среды/средств общения

4.Кому?- получатель –> исследование аудитории

5.С каким эффектом? – воздействие –> исследование результатов воздействия

В 1968 г. Лассуэлл предложил дополнительную версию своей модели

1.Кто? – источник информации не всегда совпадает с коммуникатором, который непосредственно сообщение передает.

2.С каким намерением? – четкое осознание цени определяет подбор остальных компонентов

3.В какой ситуации? – в благоприятной, неблагоприятной или нейтральной ситуации осуществляется коммуникация. Необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией.

4.С какими ресурсами? – человеческие, финансовые, информационные и др.

5.Использую какую стратегию? Стратегия-наиболее эффективный способ достижения цели.

6.Оказывает влияние на какую аудиторию?

7. С каким результатом?

Лассуэлл о массовых коммуникациях

Для обозначения прямого, недиффиринцированного воздействия пропаганды на индивида Лассуэлл исполоьзовал образ «инъекции». Медиа и пропаганда всесильны, могут делать с индивидом что угодно, вводя некий символ (стимул), они вызывают определенные последствия(реакции)

Основное содержание теории массовой коммуникации Г. Лассуэлла:

1.возможности воздействия массовой коммуникации на индивида безграничны

2.индивид полностью уязвим перед пропагандистскими манипуляциями

3. «мишенью» СМИ является изолированный индивид, управляемый по принципу «подкожного впрыскивания»

 

7. Циркулярная модель коммуникации Осгуда-Шрамма. Модель коммуникации Р. Якобсона.

Циркулярная модель коммуникации Осгуда-Шрамма

Коммуникация –двусторонний процесс связи, когда и отправитель и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами)

Сообщениекодирование, интерпретатор B,декодированиесообщениекодирование, интерпретатор А, декодирование

Источник и получатель поочередно меняются ролями и в результате его коммуникация превращается в диалог.

Основной акцент в модели переносится на интерпретацию сообщения.

Лингвистическая модель Р. Якобсона

Контекст(референтная,когнитивная)

 
 


Адресант Сообщение(поэтическая ф.) Адресат(конативная)

       
   
 


Код(металингвистическая) Контакт(фатическая)

Функции:

- Экспрессивная (эмотивная) функция сосредоточена на адресанте, который выражает свое отношение к теме и ситуации

- Конативная функция сосредоточена на адресанте, линвистическим выражением чего служит, к примеру, повествовательная форма.

- Фатическая функция направлена на контакт, при ее использовании центральным становится не передача информации, а поддержание контакта (рамочные элементы- байлайнер, поздравление, письмо)

-Поэтическая (эстетическая) – сообщение стремится привлечь внимание адресата к тому, как оно построено

- металингвистическая – связана с кодом, ею мы пользуемся когда спрашиваем что означает слово. Предметом сообщения является другое сообщение.

-Референтная – связана с контекстом. Внимание на объкете, теме, содержании. Восприятие и интерпретация сообщений осуществляется в разных контекстуальных рамках.

Контекст: социальный, исторический, художественный

Его связь с текстом может быть непосредственной или опосредованной.

В одном сообщении могут быть все функции, но можно выделить доминимующую.

Недостатки модели (по Кашкину)

-незначительно исследована роль адресата

-рассматриваются 2 минимальных участника

-модель носит однонаправленный характер

 

8. Социально-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба.

Модель Ньюкомба отвечает на вопросы:

1. Что побуждает субъектов к вступлению в коммуникацию?

2. Каким образом влияют на коммуникацию отношения между субъектами?

3. Какими могут быть все возможные эффекты коммуникации между объектами?

Х

Ах Вх

 
 


А В

Два субъекта (А и В) вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешного по отношению к ним объекта Х

А и В – индивиды, соц. группы, соц. организации и др.

Субъекты коммуникации рассмотрены и связаны как взаимными …..? и установками, так и общим интересом к предмету общения.

Потребность к ориентации побуждает субъекта вступать в коммуникацию.

Ориентация -эмоциональная оценка опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте.

Когнитивная осведомленность - освоенная субъектами информация об объекте

Понятие ориентации может быть описано в терминах позитивных (стремление к объекту) и негативных (избежание объекта) аттитюдов.

Коммуникация в своем элементарном виде возможна в том случае, когда два субъекта А и В испытывают потребность в ориентации и выработке аттитюдов по отношению к внешнему объекту Х и друг относительно друга.

Ориентации в коммуникационной системе могут быть:

1.Симметричными ( симметрия - ориентации А и В совпадают по направленности)

2. Ассиметричными (асимметрия –противостояние аттитюдов по отношению к объекту)

Ньюкомб считал, что любая коммуникативная ситуация имеет устойчивую тенденцию к симметрии. Субъекты стремятся сформировать сходные ориентации относительно объекта Х.

Причины стремления к симметрии:

-симметрия позволяет каждому участнику коммуникации прогнозировать поведение другого

-симметрия усиливает и укрепляет исходную ориентацию субъекта относительно Х повышая его самооценку и создавая положительные эмоции.

Результаты коммуникации:

Вариант №1

Если исходные аттитюды Ах и Вх совпадают, то следует ожидать закрепления симметричной ситуации к усилению

Вариант №2

Если исходные аттитюды Ах и Вх не совпадают и существуют антипатия между субъектами то это предельная асимметрия

Вариант №3

Если исходные аттитюды Ах и Вх не совпадают, но субъекты относятся друг к другу с симпатией, то возможны различные эффекты (переубеждение, толерантное согласие с фактом асимметрии и противоречие оценок объекта, изменение атитюдов)

Модель не объясняет как происходит сам процесс коммуникации.

 

 

9. Характеристика семиотического подхода к рассмотрению коммуникации.

Коммуникация - своеобразная социально обусловленная «история жизни и трансформации сообщения», некоего смысла, который зародился в сознании коммуникатора, приобрел кодированную форму и декодировался в сознании реципиента.

Фундамент подхода семиотика – комплекс научных теорий, исследующих природу, виды, функции знаков, свойства знаковых систем и знаковую деятельность человека.

Семиотика включает:

1. Синтактику, изучающую отношения между знаками, т.е. внутренние свойства систем знаков.

2. Семантику, изучающую отношения между знаками обозначаемым предметом, т.е. содержание знаков.

3. Прагматику, изучающую отношения между знаком и человеком.

В качестве знаковых систем семиотика рассматривает: (А.В. Соколов)

-естественные языки

-формальные языки логики и математики

-искусственные языки

-системы сигнализации в природе и обществе

-языки изобразительного искусства, театра, кино, музыки.

Отличия семиотического подхода от процессно-информационного:

1. Если в процессном подходе центральным понятием является информация (процесс прохождения информации) то в семиотическом – знак

2. Особое внимание уделяется тексту и реципиенту; гораздо более значимая роль чем в процессных моделях отводится процессу декодирования

3. Семиотические модели нелинейные; они показывают не шаги и этапы перемещения информации, а отношения, возникающие в процессе коммуникативного акта

4. Большое значение при интерпретации особенностей взаимодействия придается культурному контексту коммуникативного акта.

 

 

10. Основные положения концепции знака Ф. де Соссюра. Логический треугольник Г. Фреге.

Фердинанд де Соссюр разграничил понятия речь и язык:

Речь - продукт использования языка при индивидуальной вербальной коммуникации

Язык – взаимосвязанная знаковая система

Языковой знак – двуединая сущность, единство означаемого, некоторого смысла, связанного в сознании человека с каким-либо объектом, и означающего (звуки, буквы, изображения)

Вещественный носитель(означающее)+значение, смысл(означаемое)=знак

Конвенция – договоренность между людьми по поводу обозначения, выбора имени для того или иного объекта.

Языковой знак имеет конвенциональный характер.

Логический треугольник Готлоба Фреге

Концепт (десигнат)


Объект(денотат) знак(слово)

 

Денотат – объект, вступающий в семиотические отношения с обозначающим его знаком

Логический треугольник Фреге моделирует несколько процессов:

1. Возникновение, функционирование и трансформацию знаков в коммуникативных взаимодействиях

2. Использование знака в различных ситуациях коммуникации

 

11. Свойства и типы знаков.

Знак – это материальный объект, который для не некоего интерпретатора выступает в качестве представителя некоего предмета.

Свойства знаков (Е.Елина)

1. Способность замещать, что-либо обозначая

2. Коммуникативность, т.е. способность выступать средством связи между людьми, средством общения

3. Знак социален, т.е. существует только в обществе и для общества.

4. Системность (знаки являются элементами знаковой системы)

5. Ситуативность значения (замечаем знак в определенной ситуации)

6. Воспроизводимость

Типы знаков: (по Пирсу)

1. Иконические знаки (карта,фото,рисунок) имеют естественно сходство с обозначаемым объектом и функционируют в качестве знаков именно на основании факта подобия между означающим и означаемым. Иконический знак не способен передавать информацию, и пользование им возможно только на основе прошлого опыта субъекта

2. Индексальные знаки – (кашель-грипп) выражают функциональную связь между обозначающим и обозначаемым. Они функционируют на основании реальной смежности между знаком и объектом, который они обозначают

Свойства индексальных знаков

-доступность для непосредственного восприятия со стороны субъекта коммуникации

-невозможность непосредственной коммуникации субъекта с обозначаемым объектом

-важность для процесса взаимодействия не самого индекса, признака, а того феномена, показателем которого он является.

3. Символические знаки (светофор,нотный стан) выражают условную, являющуюся результатом договоренности между членами данного общества связь между обозначаемым и означающим

Они конвенциональны, т.е. функционируют как знаки именно на основании социальной конвенции)

По критерию характера используемых коммуникативных средств В.П. Конецкая выделяет:

-вербальные знаки – знаки, опирающиеся на вербальные коммуникативные средства – слова, словосочетания, которые в совокупности образуют вербальные системы

-невербальные знаки – знаки, опирающиеся на невербальные коммуникативные средства – жесты, мимику, тембр и модуляцию голоса, интонацию и т.п.

-синтетические знаки – образы, которые соединяют в себе вербальные и невербальные знаки и образуют синтетические системы в определенных видах искусств.

 

12. Трансакционная модель коммуникативной личности.

Коммуникативная личность – (в узком смысле) – устойчивая система социально значимых свойств и качеств характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора)

Универсальная модель поведения человека

Личность= («хочу»+ «могу» + «знаю» + «умею») + «действую»

Подсистемы коммуникативной личности:

1)Внутренняя подсистема

- целемотивационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («хочу»). Данный компонент отражает характеристики наличия, интенсивности и обусловленности установок личности на вступление в коммуникацию и ее поддержание. Он составляет ядро коммуникативной личности, поскольку превращение личности в коммуникативного актора начинается с появления соответствующей потребности, цели и далее мотива.

Коммуникативная цель – стратегический результат на который направлен коммуникативный акт.

Коммуникативная цель носит обеспечивающий вспомогательный характер по отношению к целям личности, связанным с осуществлением ее жизнедеятельности.

Цели: ориентация во внешней среде, контроль среды, адаптация к среде, управление внешней средой.

- абилитационный компонент – коммуникативные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состояние («могу»)

Абилитационный компонент:

1. перцептивность – способность перцептивной системы (органов чувств) субъекта воспринимать сигналы внешней среды

2. рефлективность – способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации

3. способность концентрировать внимание

4. кратковременная и долговременная память

5. способность к обработке массивов информации различного объема

6. обаяние – способность вызывать позитивные эмоции у партнера по коммуникации

7. способность к наблюдению за своим коммуникативным поведением и его анализу

- когнитивный компонент – знания, освоенная информация («знаю»)

Ресурсно-когнитивный компонент:

1. знания, полученные субъектом в ходе обучения и самообразования

2. знание правил кодирования, кодов и кодовых систем, обеспечивающие адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного воздействия

3. знание норм и правил применения знаков и знаковых систем в различных коммуникативных случаях

4. знание правил согласования знаков

5. знание основных элементов культуры/субкультуры социума, в пределах которой осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков.

6. Знание характеристики основных каналов коммуникации, по которым может передаваться сообщение

7. Знание критериев и методов оценки собственной коммуникативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров.

- операционный компонент – коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными ресурсами («умею»)

2)Внешняя подсистема – коммуникативное поведение

Коммуникативная личность реализуется через коммуникативное поведение, которое представляет собой осмысленную последовательность каких-либо действий субъекта в качестве источника и получателя сообщений.

Компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать свое авторитетное мнение.

Виды компетентности:

-общая (социальная) – способность социального субъекта нормально функционировать в обществе.

-специальная (профессиональная) – способность субъекта нормально функционировать в спец. сфере деятельности и в профессиональном сообществе, эффективно реализовывать специализированную компетенцию

Коммуникативная компетентность – способность личности нормально функционировать в качестве коммуникативного актора. (ком.комп.=общ+спец.)

Физиологические барьеры – результат каких-либо физиологических нарушений: артикуляция, глухота, проблемы со зрением, потеря чувствительности кожи и др.

Психологические барьеры – соц.психологические барьеры деятельности, соц.псих. барьеры общения, нервное напряжение, психическое состояние, психические свойства личности.

Культурные барьеры: лингвистические, семантические.

Коммуникативные барьеры порождают социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям.

13. Коммуникативная компетентность личности. Психофизиологические и социокультурные барьеры коммуникации.

Коммуникативная личность реализуется через коммуникативное поведение, которое представляет собой осмысленную последовательность каких-либо действий субъекта в качестве источника и получателя сообщений.

Компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать свое авторитетное мнение.

Виды компетентности:

-общая (социальная) – способность социального субъекта нормально функционировать в обществе.

-специальная (профессиональная) – способность субъекта нормально функционировать в спец. сфере деятельности и в профессиональном сообществе, эффективно реализовывать специализированную компетенцию

Коммуникативная компетентность – способность личности нормально функционировать в качестве коммуникативного актора. (ком.комп.=общ+спец.)

Физиологические барьеры – результат каких-либо физиологических нарушений: артикуляция, глухота, проблемы со зрением, потеря чувствительности кожи и др.

Психологические барьеры – соц.психологические барьеры деятельности(барьеры познавательной, трудовой, управленческой, рекреативной, творческой деятельности), соц.псих. барьеры общения, нервное напряжение, психическое состояние, психические свойства личности.

Культурные барьеры: лингвистические, семантические.

Коммуникативные барьеры порождают социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям.

 

14. Невербальная коммуникация: определение и средства. Зоны и дистанции, мимика и взгляд.

Невербальная коммуникация - это социально обусловленная система взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные неосознанные комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Средства невербальной коммуникации:

1. Дистанция между общающимися

2. Выражение лица (мимика) и взгляд

3. Жесты

4. Телесный контакт

5. Ориентация

6. Поза тела

7. Кивок головой

8. Паравербальные и экстравербальные сигналы (А.П. Панфилова)

Зоны и дистанции в коммуникации:

Проксемика – область изучения индивидуального поведения, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

ЗОНЫ:

- интимная зона (15-46см). Нарушение зоны сопровождается беспокойным ерзанием, закидыванием ноги на ногу, постукиванием пальцами, опорой на руки с намерением подняться, зажмуривание глаз и т.д.

- личная зона (46-120см). Характерна для беседы, деловых переговоров, дружественных встреч, приема посетителей, консультирования

- социальная зона (1,2-3,6 м). Это расстояние на которое мы держимся от людей которых не очень хорошо знаем или вовсе не знакомы, а также при взаимодействии с малой группой

- публичная зона (от 3, 6). Характерна для таких форм делового общения как собрание, пресс-конференция с большой группой журналистов, презентации, публичные лекции, доклады и др.

Деление лица на зоны:

1. Верхняя зона (область лба, включая брови)

2. Средняя зона (область глаз, носа, щек, верхней губы)

3. Нижняя зона (область нижней губы, подбородка)

Взгляд:

1. Прямой взгляд означает интерес, уважение, открытую позицию, уверенность, готовность к контакту

2. Взгляд направленный вдаль говорит о задумчивости партнера, сосредоточенности, сомнении и колебании

3. Взгляд сбоку – выражает скепсис, цинизм, недоверие, озабоченность

4. Взгляд мимо партнера - …..?

15. Невербальная коммуникация: жесты и рукопожатия.

Жесты – внешнее проявление внутреннего состояния человека

Жесты: естественные (спонтанные), искусственные (жесты глухонемых, дирижера и др.)

Классификация жестов Н.И Смирновой:

1. Коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка:

-жесты приветствия и прощания

-подзывающие

-вопросительные

-выражение благодарнос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...