Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Социальное неравенство.




Глава 10. Этническое и расовое неравенство

 

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Включённое наблюдение

В период с января 1962 г. до июля 1963 г. Эллиот Либоу жил в негритянском гетто в Вашингтоне. Он задался целью выяснить, какие виды работ выполняют негры, как они относились к труду, каковы их взаимоотношения с женами, любовницами и детьми; его также интересовали их проблемы в связи с нарушением законов. По мнению Либоу, ради наиболее успешного выполнения задачи следовало погрузиться непосредственно в эту атмосферу - сблизиться с людьми, беседовать с ними, расспрашивать их о том, как они себя ведут и что чувствуют. Короче говоря, он решил присоединиться к ним и участвовать в их повседневной жизни.

Такой метод исследования назван включенным наблюдением. Сторонники этого метода отмечают его преимущества по сравнению с другими (например, опросом), поскольку исследователи становятся свидетелями "реальной жизни" людей и глубже понимают их проблемы, что невозможно при других способах изучения. Оппоненты же указывают, что при сближении с людьми возникает пристрастное к ним отношение. По их мнению, трудно делать объективные обобщения на основе данных, полученных в результате слишком тесного личного контакта.

Как бы то ни было, Либоу провел очень глубокое исследование и показал реальное воздействие бедности на жизнь людей; он доказал, что экономические трудности и борьба за кусок хлеба являются причиной неустойчивости межличностных связей. Волнующий и откровенный доклад Либоу был опубликован в 1967 г. в книге под названием "Закоулок, где живет Тэлли: Исследование жизни негритянского квартала".

Очевидно, что самым большим препятствием на пути к успешному исследованию был тот факт, что Либоу - белый, живущий среди негров. Правда, он вырос в квартале, где преобладали негры, поэтому ему удалось ладить с ними и это в какой-то мере помогало в работе. Но все же вначале он столкнулся с сильным недоверием, пришлось упорно потрудиться, чтобы его преодолеть. Он особенно подружился с человеком по имени Тэлли, который оказывал помощь своему другу, обвиненному в убийстве жены (в конце концов этот человек был оправдан). Во время судебного процесса Либоу стал своего рода неформальным советником по вопросам права и представителем Тэлли и его друга. Тэлли поверил Либоу и познакомил его с другими членами общины, которые тоже стали его друзьями.

Когда Либоу был допущен в тесный круг "собутыльников", он понял, что стал признанным членом общности. Это было исключительно важно для исследования. Его уже не считали посторонним - ему доверяли как другу, с ним делились тем, что никогда не поведали бы незнакомцу.

Метод Либоу позволил ему осуществить глубокое и ценное исследование, однако он связан с некоторыми этическими проблемами. Иногда он одалживал кому-то деньги, разрешал пользоваться своим автомобилем. Время от времени он покупал для своих знакомых спиртное, но отказывался принимать выпивку от этих людей, зная, что у них мало денег. Возможно, некоторым цветным казалось, что он ведет себя высокомерно.

Следовало ли ему вести себя таким образом? Может быть, в том, что он одалживал деньги, а не брал их взаймы, "угощал" других, но редко принимал угощение, проявлялось его превосходство более состоятельного человека? Было ли этично "покупать" доверие Тэлли, одалживая ему деньги и консультируя по вопросам права, ведь подлинная цель этого заключалась в изучении жизни Телли и его друзей9 Имеем ли мы моральное право привязывать к себе людей, а потом бесследно исчезать из их жизни после завершения исследования. Другими словами, следует ли оправдывать потребительское отношение к людям, гуманно ли вторгаться в их жизнь в качестве друга, если в действительности вы всего лишь наблюдатель'' Эти проблемы все еще не решены, и, наверное, на основе социологических исследований мы никогда не сможем найти удовлетворительные ответы на эти вопросы

 

 

 


Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 10. Этническое и расовое неравенство

 

 

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ БЕЛЫХ

В период с 1820 г по 1936 г в США прибыли два огромных потока бельм иммигрантов из Европы общей численностью более 38 млн. человек (Браун, Русек, 1939)

Первая волна иммигрантов в 1820 г из Северной и Западной Европы (из Англии, Ирландии, Германии и Скандинавии) была незначительной, но число иммигрантов неуклонно возрастало примерно до 1880 г. В 80-х годах прошлого столетия имел место второй, более крупный поток иммигрантов из Южной и Восточной Европы - из Польши, Италии, России, стран Балканского полуострова В период с 1905 по 1914 г иммиграция была наибольшей Но именно тогда в стране усилились враждебность к пришельцам и сопротивление иммиграции, это привело к яростным антикатолическим выступлениям со стороны большинства протестантов англосаксонского происхождения Произошли изменения в иммиграционной политике США, был резко ограничен приток иммигрантов из разных стран мира

Культурные традиции иммигрантов первой волны, прибывших из Северной Европы (англичан, шотландцев и уэльсцев) почти не отличались от господствующих традиций англосаксонского большинства Поэтому пришельцы довольно быстро ассимилировались и без особых усилий приспособились к новой жизни Но чем больше отличались группы иммигрантов от господствующего большинства, тем труднее происходил процесс ассимиляции Особенно самобытными были этнические традиции среди иммигрантов второй волны, выходцев из стран Южной и Восточной Европы итальянцев, греков и поляков. Поскольку они прибыли позднее и часто были неграмотны, возникали серьезные трудности в процессе их адаптации к новым условиям Однако расцвет экономики американских городов в конце 80-х и начале 1900-х вызвал огромный спрос на рабочую силу в промышленности Масса иммигрантов поселялась в самых крупных городах и находила работу на промышленных предприятиях Им быстро удавалось знакомиться с теми, кто находился в таком же положении. Устроившись на работу и поселившись в кварталах, где жили этнически сходные иммигранты, члены группы обычно помогали соотечественникам найти свое место в новой жизни Так сложилось, что итальянцы были заняты в строительной промышленности, греки работали в ресторанах, а ирландцы - в службе полиции (Шэннон, 1966, Глэйзер, Мойнихэн, 1963)

Эта тенденция ярко проявляется на примере ирландцев В середине XIX в более 4 млн. ирландцев эмигрировали в США, спасаясь от свирепствовавшего в Ирландии голода Хотя ирландцы во многих отношениях сходны с большинством англосаксов, к ним относились враждебно, поскольку они исповедовали католицизм и претендовали на рабочие места Ирландцы селились в крупных городах на восточном побережье, главным образом в Бостоне Их не допускали на многие выгодные должности и в престижные районы Но в конечном итоге они получили значительное политическое влияние не только в Бостоне, но и в американской политической жизни вообще (Шеннон, 1966)

К середине XX в огромное число представителей "белых этнических групп" добились значительных успехов в экономической и политической жизни Америки, и их мировоззрение стало более или менее соответствовать господствующему мировоззрению. В конце 60-х - начале 70-х годов небольшая часть белых иммигрантов (главным образом потомки славян, итальянцев и евреев) развернула своего рода борьбу против любых программ помощи неграм, коренным американцам и испанцам, поскольку белым иммигрантам казалось, что это ущемляет их собственные интересы. Кроме того, представители "белых этнических групп" выступили против "либералов, разъезжающих в роскошных лимузинах" - белых из высшего класса, которые якобы навязывали расовую и этническую интеграцию вопреки интересам нижестоящих белых, поскольку она не затрагивала их самих Таким образом, "белые этнические группы" проявляли антагонизм по отношению к тем, кто находился выше и ниже их в системе этнической и расовой стратификации. В некоторых крупных американских городах (Ньюарк и Филадельфия) движение за права "белых этнических групп" стало важной политической силой (Диннерстайн и др., 1979, Вид, 1973)

 

 

 

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...