Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы бывают общие и специальные.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ»

 

1. Наука как процесс получения нового знания.

Слово «наука» имеет целый ряд значений:

  1. это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация научной деятельности.
  2. одна из форм общественного сознания
  3. отдельные отрасли знания
  4. особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку обоснованных знаний о мире.

Цели науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

С 16-17 столетий наука стала интенсивно развиваться, хотя зародилась в древности. Как социальный институт, наука является ведущим компонентом структуры общества.

Наука способна выходить за рамки эпохи и открывать новые предметные миры. Наука предполагает применение особых средств и методов деятельности (язык, стиль)

В развитии науки выделяют стадии:

1. преднауки – реальные объекты, связи и отношения

2. собственно наука

Первый переход от преднауки к науке совершила математика, вторым – естествознание.

В настоящее время система наук делится на:

- естеств.

-обществ.

-гуманит.

-технич.

Социология – общественная наука, но иногда ее включают в число гуманитарных наук.

Основу любой науки составляет терминология – система терминов, слов и словосочетаний, употребляемых с оттенком научного значения.

 

2. Особенности научной работы в социологии.

Социология имеет собственную дисциплинарную область. Она исследует базисные характеристики человеческого общества в локальных и групповых масштабах, изучает социальное взаимодействие и групповое поведение, основанное на анализе социальных фактов.

Сфера деятельности социолога – научная работа.

В процессе деятельности вырабатывает новые знания, устанавливает новые факты.

Вырабатываются объективные знания о социальной действительности.

Особенность научной деятельности: целенаправленность.

Процесс научной работы предполагает научное общение (обсуждение с коллегами своих идей) – так можно избежать заблуждений.

Результаты научного общения предоставляются в виде научной продукции.

Основная задача научной работы: доведение научного знания до широких кругов.

Накопление фактов – творческий процесс.

Научный стиль – особый тип речи, хар-ся в предельной четкости выражения мысли, точности и однозначности формулировок.

3. Основные категории научного исследования.

За последние несколько столетий язык науки не претерпел существенных изменений. Это говорит об известном консерватизме формы научного произведения. Форма научного произведения не зависит от его вида. Это значит, что курсовая, дипломная, диссертационная работы имеют единый язык и различаются лишь объемом выполняемой научной работы.

Чтобы лучше понять язык науки, акцент целесообразно сделать на кандидатской диссертации, которая представляет собой наиболее регламентированный и массовидный продукт научной деятельности и ближе всего к исследовательским студенческим работам. При оформлении кандидатской диссертации перечисление элементов понятийного аппарата является необходимым требованием.

Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость.

Наиболее важные ключевые понятия-категории. В социологии выделяют несколько групп категорий:

1) общество, общественные отношения и их виды, общественное сознание, соц процессы, соц структура,соц классы, социальная интеграция,социальная мобильность, соц изменения.

2) Определенные общественные изменения на определенном этапе развития: традиционное,индустриальное, постиндустриальное общество, общество модерна, постмодерна.

4. Методы, используемые в теоретической социологии.

Социальное знание на 2-х уровнях:1.теоретическом(исходный уровень) и эмпирическом.

1.Теоретический: теория+метод. Уточнение и определение объекта и предмета, понятийного аппарата.

2.Эмпирическое знание: проверять,уточнять исходные положения общей и специальной теории,определить их методическую эффективность(оперируем данными в ходе кси).

Различие 1 и 2 в способах воспроизведения объективных реалий,подходах и методах построения системного занания.

МЕТОД – (от греческого методос) способ познания, сознательно,последовательно применяемый способ достижения цели. Наука:спосою познания и исследования явлений природы и общественной жизни с цель построения и обоснования системного знания. Умение выбрать эффективные и адекватные методы – одно из важнейших.

Методы бывают общие и специальные.

Общие используются на протяжении всего исследовательского процесса и в разных науках.

1.метод теоретического исследования

2.метод исследования на эмпирическом и на теоретическом уровне

3.метод эмпирического исследования

Метод теоретического исследования-восхждение от абстрактных к конкретным категориям-идеализаци,формализация и аксиоматический метод как 1 из способовдедуктивного построения теории.В основе аксиомы-предположения без доказательств.Все остальные теории выводятся из аксиом.

Метод социологии – конкретные ориентации,приемы,способы и инструменты в социальном исследовании.микро- и макроанализ,формальные опрос,свободное интервью.

Методы- генетический,гипотетико-дедуктивный,сравнительно-исторический.-общие методы теоретического исследования.

Генетический- способ исследования социальных явлений и процессов, основанный на анализе их происхождения и развития.Начальные условия-этапы-тенденции.

Гипотетико-дедуктивный – система дедуктивных гипотез, из которых выводятся утверждения(цель – создать теоретическую модель,истинность которой установлена в в процессе социальных практик и кси).

Сравнительно-исторический – общее и историческое путем сравнения в исторических явлениях,познание исторических ступеней.Методы:

· Анализ-выделение признаков, целое разложить на элементы

· Абстрагирование – универсальный характер, мысленно отвлекаемся от несущественнх свойств и связей

· Синтез- соединения и выделение главного

· Индукция- от частного к общему

· Дедукция – от общего к частному,вывод на основе общих свойств множества.

Джон Стюарт Мид вывел систему логиик для социологии.

Основные методы научных работ. Современная эмпирическая социология по орг структуре и характеру решаемых задач отличается от теоретической.

Теоретические исследования-исследуем первоисточники,а эпирические представляют собой большую пачку таблиц. Исследования соответсвенно бывают фундаментальными(пересмотрение,построение теории) и прикладными(выработка рекомендаций)

+ наблюдение,эксперимент,фокус-группа,интерью…

5. Основные исследовательские подходы в социологии.

В социологии выработаны два основных исследовательских подхода и, соответственно, два подхода к определению предмета этой науки. Один получил название социоцентрического, поскольку исходит из приоритета целого (общества, группы) над индивидом. В теоретических моделях, построенных на методологической основе социоцентризма, поведение индивидов рассматривается как производное от социальной структуры. Второй подход отправляется от индивида и объясняет социальную реальность как производную от осмысленных социальных действий индивидов. Он получил название человекоцентрического, или гуманистического. Различные методологические подходы – это различные "языки" описания и понимания социальной реальности. Им соответствуют и различные типы эмпирических социологических исследований - так называемые "количественные" и "качественные". Однако при любом исследовательском подходе проявляется тот особый взгляд на общество, который отличает социологию от других общественных наук. Его специфика состоит в том, что в социологии общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп, а значит не как независимое, но как представляющее какую-то группу, воспроизводящее определенные групповые границы, выражающее определенную групповую позицию по отношению к другим социальным группам, т.е. осуществляющееся в рамках определенных социальных ограничений – структурных, культурных, нормативных и т.п. – и в этом смысле социальное. Поэтому исходными и основными понятиями в социологии являются понятия социальная группа и социальная структура, социальное действие и социальное взаимодействие, социальная стратификация и социальный статус. Причем чем более сложным является общество, тем более упорядоченным и организованным оказывается индивидуальное поведение, тем сложнее механизмы этой упорядоченности и организованности. Социология изучает, как (каким образом) система упорядоченности и организованности, которая в социологии называется социальный порядок, формируется и воспроизводится в ходе социальной практики, как она закрепляется в системе социальных норм и социальных ролей и усваивается индивидами в процессе социализации таким образом, что индивидуальное поведение становится социально типичным и достаточно предсказуемым.

Пример. Социокультурный и институциональный подходы. Социокультурный подход в данной статье анализируется на основе работ А. С. Ахиезера и Н. И. Лапина, а институциональный - на основе трудов коллектива Новосибирской социологической школы (НСШ) и работ В. В. Радаева и его коллег. Социокультурного подхода придерживаются социологи-философы,которы больше внимания обращали на теоретико-методологические вопросы, критический анализ зарубежных концепций, социокультурный и политический контекст функционирования социума. Социологи-экономисты отличались вниманием в микро-процессам, материальным условиям жизни населения, конкретному воплощению общесоциологических закономерностей в условиях нашей страны.

С одной стороны, специфической его чертой является определенный универсализм, позволяющий обозреть и культурные, и политические, и хозяйственные, и прочие элементы общественного целого [4, с. 32]. Одновременно сущность социокультурного подхода, по определению Лапина, состоит в рассмотрении общества как единства культуры и социальности [5, с. 24]. Под культурой в данном случае понимается совокупность способов и результатов деятельности человека, в том числе идеи, ценности, нормы, образцы, а под социальностью – совокупность взаимоотношений социальных субъектов. Кроме того, специфика социокультурного подхода состоит в том, что он имеет многомерный характер, объединяя в единое целое, например, цивилизационный и формационный подходы [5, с. 25], или же историософское и социологическое рассмотрение общества [4, с. 32]. Это позволяет, как отмечают сами представители социокультурного подхода, принимать во внимание «всю сложность и реалистическое многоцветье палитры социальной жизни» [5, с. 18], исследовать российское общество как противоречивое единство, «содержащее сложные напряжения отношения личности, групп и общества во всех возможных их комбинациях и взаимосвязях» [4, с. 32].

При социокультурном подходе в центре внимания исследователя находится человек активный (homo activus), являющийся многомерным био-социо-культурным существом и субъектом действия [5, с. 27], его нравственность, составляющая основание любой культуры [4, с. 32]. Тем самым предпринимается попытка выявить сущностные ценностные и этические характеристики социальных субъектов, определяемые культурным долговременным контекстом, поскольку культура, как справедливо замечают сторонники данного подхода, пронизывает все без исключения состояния социальной жизни. При этом авторы концентрируются на рассмотрении, прежде всего, основополагающих ценностей социальных групп, наиболее значимых для характеристики социокультурного типа общества

Социокультурный подход оперирует с определенной моделью общества. Общество здесь понимается как социокультурная система, возникающая и изменяющаяся в результате действий и взаимодействий людей. По Лапину, характер общества определяется «типом антропосоциетального соответствия», то есть типом совместимости личностных характеристик членов общества с типом самого общества [5, с. 27-28]. При этом он выделяет два возможных типа общества – с господством традиционных или либеральных ценностей.

Институциональный подход представлен двумя школами в россии-московским крылом и новосибирской школой. Развивая характерные для западных концепций предпосылки методологического индивидуализма, исследователи в данном случае концентрируют свое внимание на анализе хозяйственных процессов на микро-уровне, на локальных порядках, «оставив в стороне макромодели, описывающие институциональное устройство в масштабах всего общества» [7, с. 113]. Институты при таком подходе понимаются, прежде всего, как правила, регулирующие практики повседневной деятельности и, одновременно, получающие импульсы для своего развития из такой практики. Институты образуют «не жесткий каркас, а гибкую поддерживающую структуру, изменяющуюся под влиянием практического действия» [7, с. 113]. Поскольку в данном случае институты тесно связываются с практикой повседневного действия, то в качестве теоретической модели для их описания используется понимаемое в веберовском духе действие – как внутренне осмысленная деятельность, ориентированная на действия других [9]. Ориентация на методологические схемы западных институционалистов, использование разработанных ими категорий позволяет исследователям «московского крыла» сосредоточиться на изучении тех сфер и видов деятельности, прежде всего, экономической, которые «схватываются» этими категориями. В первую очередь к ним относятся рыночные отношения и связанный с ними комплекс прав собственности, структур управления и правил обмена. Поэтому при анализе социальных изменений российского общества в фокусе исследований находятся новые, возникающие в практике отношения [10], составляющие одну из доминант современного трансформационного процесса.

 

В то же время используемые исследовательские схемы, спроектированные под данные задачи, не позволяют в полной мере анализировать те составляющие трансформации российского общества, которые связаны с развертыванием сложившихся, исторически присущих стране социальных институтов. В данном случае меньше внимания уделяется тем феноменам, которые исследуются представителями социокультурного подхода – долговременным программам массового воспроизводства, сложившимся в культуре и обеспечивающим выживание отечественного социума на протяжении его истории.

6. Объект, предмет, цель и задачи научного исследования.

Объект и предмет исследования – это системообразующий раздел.

Объект - процесс,явление,порождающе проблемную ситуацию, избранную для изучения. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования.

В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, обшее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Предмет -аспект, точка зрения,с которой исследователь познает целостный объект. При этом выделяет его сам.

Другой подход к определению объекта и предмета исследова-

ния предполагает объект определять через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучается.

Цель -то,чего хочет достигнуть исследователь в самом общем виде. Нельзя писать главная уель, тогда какие неглавные?

Формулировка начинается словами: «Цель настоящей работы провести детальный анализ объекта..»Цель исследования на базе теоретическо-методологического анализа основных подходов к процессу глобального рассмотрения

Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Проблема. Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема- это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема.

Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему- значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация,

требующая разрешения.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Достижение поставленной цели путем решения конкретных задач,данной целью обусловленных.Задачи могут быть в 1 из 2-х вариантов:

1.относительно самостоятельные,законченные этапы исследования,но при этом четко определена временная структура этих задач,т е каждая последующая задача решается на основе предыдущей. (ЭТАПЫ)

2. Относительно самостоятельные этапы исследования,но жесткой временной последовательности нет.Задачи-это подцели к общей цели.Изучить,обощить,охарактеризовать..

Диплом- 1-2 задачи к каждому из подразделов,а в кандидатской в ранжированном виде в соответствии со структурой.

7. Правила представления результатов эмпирического исследования.

Эмпирическое исследование - представляет большой интерес, оно всегда обладает определенными элементами новизны.

Требует знания и умения применения конкретной методики и процедуры, решать организационные проблемы.

Большие материальные затраты и организационные трудности. Включает элементы теоретического знания, которые нужны для предварительного анализа.

Если цель: выработка рекомендаций, исследование прикладное.

Сначала итоги соц. исследования представляются в виде научного отчета (он включает пояснительную записку, основную часть и приложение).

В пояснительной записке — последовательность ряда оснований для процедур исследования.

В основной части — интерпретация результатов исследования и выводы.

В приложении — цифровые, графические материалы.

 

Результаты научного исследования могут быть представлены в виде:

Научного доклада (тезисное представление на научном мероприятии на базе научного отчета)

Аналитической записки (краткое изложение научного исследования, которое имеет практическое применение. 5 машинописных страниц. Представляется в органы гос. управления или научному заказчику).

 

Наиболее значимые результаты научного исследования сдержаться в научной публикации. Получение тиража в научном издании — научная публикация.

Есть гриф научной организации или высшего учебного заведения;

Наличие научных рецензентов (профессор…, доцент…)

 

Результаты эмпирического исследования должны быть оформлены по правилам социологического сообщества. Должны быть: гипотеза, методы ее проверки, набор методик, характеристика параметров совокупности.

8. Принципы построения научной работы.

Весь процесс работы разбит на этапы:

1. Подготовительный

2. Основной (собранную научную информацию обрабатываем и группируем. Работаем над методологическим аппаратом, его структурными разделами.)

3. Заключительный (оформляем рукопись в соответствии с ГОСТами.)

Подготовительный - Выбор направления научного поиска. Потом начало обзора литературы. Затем формулируется тема. Здесь важны функции научного руководителя:

Помогает в выборе и утверждении темы; рекомендует литру; систематические беседы.

Затем делается план-проспект исследования = короткий документ, где конкретизируется план исследования (рубрикаторы по исследованию, календарный план).

На этом завершается подготовительный этап.

 

Основной этап – Сбор научной информации. Источники: справочные издания, энциклопедии, словари, учебные пособия; материалы, опубликованные в отечественных и зарубежных изданиях; официальные документы; диссертации, авторефереты; отчеты о научных исследованиях; депонированные рукописи; библиографические источники; реферативные (обзорные).

Потом изучаем их, анализируем научные публикации (просматриваем содержание, читаем отобранные разделы в порядке последовательности расположения материала, выписываем интересующие материалы). Отбираем научные факты (научные монографии, сборники научных конференций).

9. Способы конструирования научной новизны.

Важная составляющая научной работы — конструирование научной новизны.

2 типа развития знания (научной новизны):

· Научное предвидение;

· Научное открытие.

 

Новизна новация. Первичное внедрение новых идей в науку или практику.

Внедрение новых понятий, концепций.

Новизна может быть представлена по-разному:

· Новый уровень обобщения накопленного научного материала;

· Описание новых явлений, процессов, эмпирических данных;

· Успешное использование новых методов, инструментов исследования уже исследованной проблемы.

 

К новым научным результатам могут быть отнесены:

1. новые или усовершенствованные критерии оценки исследования соц. процессов, основанных на индикаторах полученных эмпирическим путем;

2. новые или усовершенствованные методики анализа, синтеза или расчета основных характеристик предмета;

3. впервые поставленные социальные проблемы и их практические решения;

4. впервые привлекаемые для решения теоретических задач классические и современные, зарубежные и отечественные концепции;

5. разработка самим автором методики и процессы соц. исследований.

10. Порядок поиска научных источников.

Просматриваются все виды источников:

  1. справочные издания, энциклопедии, учебные пособия;
  2. материалы отечественных и зарубежных изданий;
  3. официальные документы;
  4. диссертации и авторефераты диссертаций;
  5. отчеты о научных исследованиях;
  6. депонированные рукописи.

 

3 вида изданий:

· библиографические (информационное издание, осн. материалом которого является упорядоченный перечень библиографических записей или текст со связной характеристикой изданий (произведений). Это любое библиографическое пособие, изданное отдельно: библиографический каталог, библиографический обзор, библиографический список, библиографический указатель);

· реферативные (непериодическое или периодическое издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений, упорядоченную совокупность библиографических описаний, включающих рефераты);

· обзорные (информационное издание, в котором опубликован один или несколько обзоров, анализирующих и обобщающих материалы обозреваемых источников. ГОСТ 7.23—96 рекомендует включать во вводную часть О. и. краткое обоснование выбора темы, временные границы материала, подвергнутого анализу, виды используемых документов, связь обзора с другими ранее выполненными обзорами на такую же тему. Содержание основной, аналитической части по стандарту — сведения о фактическом содержании проблемы, основные характеристики, анализ и оценка проблемы. В выводах ГОСТ 7.23—96 рекомендует помещать сведения о новых выявленных направлениях, тенденциях и перспективах).

11. Правила изучения научной литературы и отбора научного материала.

12. Принципы научного подхода к познанию социальной реальности.

принцип эмпиризма – использование эмпирических процедур, с целью установления истинности фактов и отношений.

Данный принцип – решающий показатель научности.

20-30е гг. ХХ столетия – был принят в Америке, а затем и в других странах.

Критерием истинности фактов может служить только опытная проверка.

принцип объяснения – теоретическое обоснование получения данных.

Позволяет раскрыть причины и включить факты в систему теоретического знания.

Важной характеристикой теоретического построения является полнота; внутренняя логическая связность и непротиворечивость положений.

Теоретические обоснования, базирующиеся на основах (законах) логики.

Законы:

• закон тождества

• закон противоречия

• закон исключенного третьего

• закон достаточного обоснования

Если их не учитывать, возникают логические ошибки.

В научном тексте используются различные понятия и суждения, очевидно, что эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности.

А=А – в ходе научного изложения исключается двусмысленность понятия (А-мысль)

Логическая ошибка – отождествление понятий, ведущее к подмене понятия. Сущность этой ошибки – под одним понятием употребляется другое понятие (подмена может быть осознанной и не осознанной)

Закон противоречия – очень важен. Его использование позволяет обнаруживать и устранять противоречия, причины неточностей. Используется в научных доказательствах.

Пример: 1 – истина

2 – ложно

=> в основе лежит качественная определенность вещей и явлений, устойчивость их свойств.

А – определенное свойство; мы должны его утверждать, а не отрицать его.

Нельзя приписывать объекту то, чего в нем нет.

В научной работе нельзя игнорировать закон исключенного третьего. Он утверждает противоположность суждений 1 – ложно

2 – истина

третьего не дано

А – есть либо Б, либо не Б.

Значимость: соблюдение последовательности и не допускает противоречий.

Требование: нельзя уклоняться от признания истинности одного из 2х, нельзя искать третье.

Соблюдение этого закона предполагает ясные ответы на поставленные вопросы.

Закон достаточного основания – всякая истинная мысль имеет достаточное основание.

Требует: чтобы суждение было обосновано.

Во всех случаях необходимо доказать суждения, приводить основания.

принцип беспристрастности или «свободы от оценки» - независимость выводов социолога от моральных воздействий.

В естественных науках целостность является само собой разумеющ.

Макс Вебер на рубеже ХХ столетия обосновал принцип «свободы от оценки».

Цель: укрепление статуса социологии как объективной науки об обществе.

В настоящее время для соблюдения принципа нужно:

- быть беспристрастным исследователем и преодолевать личные вкусы и симпатии

- разграничивать роль ученого и гражданина

Как ученый социолог должен следовать требованиям: получение объективной научной истины!!!

Социолог может симпатизировать партиям, отстаивать свое мнение, НО не должен включать свои интересы в процесс научного исследования, т.к. могут быть искажены результаты (!!!к получению точных и достоверных данных стремится социолог!!!)

В социологическом исследовании принцип «свободы от оценки» дополняется понятием «отнесение к ценности» (ввел Риккерт, конкретизировано Вебером)

По Веберу: - это научный интерес, определяющий выбор и формирование объекта культурно-исторического и социологического исследования, это согласование ценностей с ценностями, кот приним. исслед-ми объектами.

Социолог для Вебера – исследователь культуры; его интересуют принципиально важные признаки.

Для соблюдения принципов используют приемы:

- для надежности прием триангуляции

Триангуляция предполагает рассмотрение изучения предмета под разными углами – исследовательская триангуляция (включение в исследовательский процесс как можно большего числа исследователей), триангуляция данных (сбор данных в различное время и из различных источников)

2 формы триангуляции:

• внутри 1го метода – используется множество технических приемов в рамках одного метода

• между методами – используются комбинации из числа различных исследовательских методов, опирающихся на сравнение

- методологический плюрализм (похож на триангуляцию) – комбинация различных подходов.

В результате привлечения различных подходов можно составить точную картину исследования. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, НО вместе – четкая картина соц.действительности.

13. Принцип беспристрастности или «свободы от оценки».

принцип беспристрастности или «свободы от оценки» - независимость выводов социолога от моральных воздействий.

В естественных науках целостность является само собой разумеющ.

Макс Вебер на рубеже ХХ столетия обосновал принцип «свободы от оценки».

Цель: укрепление статуса социологии как объективной науки об обществе.

 

В настоящее время для соблюдения принципа нужно:

- быть беспристрастным исследователем и преодолевать личные вкусы и симпатии

- разграничивать роль ученого и гражданина

Как ученый социолог должен следовать требованиям: получение объективной научной истины!!!

Социолог может симпатизировать партиям, отстаивать свое мнение, НО не должен включать свои интересы в процесс научного исследования, т.к. могут быть искажены результаты (!!!к получению точных и достоверных данных стремится социолог!!!)

В социологическом исследовании принцип «свободы от оценки» дополняется понятием «отнесение к ценности» (ввел Риккерт, конкретизировано Вебером)

По Веберу: - это научный интерес, определяющий выбор и формирование объекта культурно-исторического и социологического исследования, это согласование ценностей с ценностями, кот приним. исслед-ми объектами.

Социолог для Вебера – исследователь культуры; его интересуют принципиально важные признаки.

14. Общие и специальные методы научного познания.

Процесс научного познания в самом общем виде представ­ляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых прие­мов (методов), позволяющих перейти от того, что уже извест­но, к новому знанию. Такая система приемов обычно и назы­вается методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Методы, применяемые в теоретическом исследовании:

восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод.

Методы, применяемые в теоретической социологии:

генетический, гипотетико-дедуктиктивный, сравнительно-исторический.

Методы, используемые как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях:

анализ и синтез, абстрагирование, индукция, дедукция.

Методы естествознания могут быть подразделены на сле­дующие группы:

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к кон­кретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изу­чаемого предмета или же определенного приема исследования:

анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных мето­дов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и экс­перимент.

В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс вос­приятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланирован­ному образцу.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого яв­ления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмеша­тельством в исследуемый объект, то есть активностью по от­ношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ог­раничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непо­средственного воздействия на изучаемый процесс или измене­ния условий, в которых проходит этот процесс.

Аналогия - метод познания, при котором происходит пере­нос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо од­ного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предме­тов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появ­ление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмеша­тельства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на дру­гой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моде­лью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.

Анализ - метод научного познания, в основу которого положе­на процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изу­чения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстра­гирования от связи частей друг с другом.

Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предме­та в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.

Индукция - метод научного познания, представляющий со­бой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результа­там-следствиям.

Частные методы - это специальные методы, действую­щие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод коль­цевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Не­редко применяется комплекс взаимосвязанных частных мето­дов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, матема­тики, химии, кибернетики.

15. Основные виды научных работ.

Все работы можно разделить по функциям. Каждый из типов имеет свои преимущества и недостатки. Современное эмпирическое отличается от теоретического.

Эмпирическое исследование - представляет большой интерес, оно всегда обладает определенными элементами новизны.

Требует знания и умения применения конкретной методики и процедуры, решать организационные проблемы.

Большие материальные затраты и организационные трудности. Включает элементы теоретического знания, которые нужны для предварительного ана

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...