Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и функции философии. Определение мировоззрения

Тема 1.1. Черты философского знания. Мировоззрение

Выступая как критик, философ полностью не порывает с культурной традицией, с нравами и обычаями той социальной общности, к которой сам принадлежит. Весь драматизм истории философии (а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична) коренится в отношении философа к традиции – религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни своей эпохи. Философ ставит всё это под сомнение, но делает это для того, чтобы «докопаться» до подлинных корней, из которых растёт сама данная традиция. В этом и состоит смысл его вопросов: «Что значит – быть?», «Что такое "бытие"?». А «ухватившись» за эти корни, ответив на поставленный фундаментальный вопрос и начиная развертывать положительное решение других вопросов, философ (в той или иной форме, в той или иной мере) опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа и времени. Какие-то из традиционных жизненных ориентиров он поддерживает, углубляет и обосновывает, другие изменяет, корректирует, третьи отбрасывает, как вредные заблуждения и предрассудки. Но всё это, тем не менее, разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры. Философия, таким образом, с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека. И какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности. И это не случайно, потому что с этих жизненно непреложных вопросов, в сущности, и начинается философское размышление.

Философия – это система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, которая возникла из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям – направленность. Целью философии, в современном понимании, является стремление научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает её в основу для понимания человеком смысла и целей своей индивидуальной жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире. Но такое понимание цели философии и её назначения сложилось далеко не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что собой представляет сама философия. Согласно Платону (V век до н.э.) философия – это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания о мире, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля (IV век до н.э.) философия – это исследование причин и принципов существования вещей, то есть её целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики (III век до н.э.) рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Целью философии становится следование долгу. Эпикурейцы (III век до н.э.) видели в философии руководство к достижению счастья. Для Фомы Аквинского (XIII век) философия – это знание истины, относящейся к первому началу бытия. В понимании Рене Декарта и Томаса Гоббса (XVII век) философия – не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек, а целью философии является руководство познанием мира.

В современной российской философии существует множество определений философского мировоззрения. Одни мыслители определяют его как высший вид миросозерцания. Другими оно отождествляется с мировоззренческой рефлексией (осмыслением) или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих философия обозначает учение о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Во всех этих определениях обращается внимание на такие существенные свойства философии, как:

Ø возможность быть основой мировоззрения;

Ø выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении;

Ø быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей.

Многогранность философии выражается в многообразии её функций:

1. Мировоззренческая функция – философия формирует и систематизирует взгляды человека на мир.

2. Критическая функция – философия постоянно ставит под сомнение все, казалось бы, навечно установленные истины. Тем самым она вскрывает самые насущные проблемы мира и человека.

3. Гносеологическая функция – философия разрабатывает принципы и законы познания человека, мира и общества.

4. Социальная функция – философия в каждую историческую эпоху осмысливает главные проблемы общества и перспективы его дальнейшего развития.

5. Методологическая функция – философия формирует методы для других наук. Такие научные методы, как синтез, анализ, обобщение были когда-то разработаны именно философией.

6. Аксиологическая функция – философия вырабатывает духовные нормы и ценности как для отдельного человека, так и для общества в целом.

7. Эвристическая функция – философия содействует приросту научных знаний и создаёт предпосылки для новых научных открытий.

8. Интегративная функция – философия объединяет и обобщает результаты всех частных наук.

9. Культурно-воспитательная функция – философия активно способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту.

Специфика философского знания и основные функции философии позволяют заключить, что философия является высшей формой мировоззрения. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Мировоззрение это сложное явление духовного мира человека, вбирающее в себя все грани взаимодействия объективного мира и отдельного индивида. Компонентами мировоззрения являются: знания, навыки, ценности, идеалы и принципы. Механизмами выработки мировоззрения выступают: разум и рассудок, вера, воля. Мировоззрение неотделимо от человека вследствие его разумности и активного отношения к окружающей среде. Но человек – существо общественное, социальное. Поэтому наряду с индивидуальным (личностным, присущим только конкретному человеку мировоззрением), выделяют мировоззрение объективированное. Объективированное мировоззрение – это система взглядов, содержание которой независимо от сознания отдельного конкретного человека, но существуют исключительно через это сознание. К объективированному мировоззрению относятся: мифология, религия и философия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...