Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы общественного сознания




Обычно называют шесть форм общественного сознания:

1. Искусство (Художественное сознание)

2. Наука (в т.ч. философия)

3. Мораль

4. Правосознание (Право)

5. Религия — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся ок. 40-50 тыс. лет назад

6. Идеология (Политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания[нет в источнике]

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания

 

80. Объяснить смысл терминов «антропология», «метафизика», «альтруизм», «волюнтаризм», «гносеология», «дуализм», «эмпиризм», «рационализм».

Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «слово, речь») — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.Содержание

Этимология

Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после (μετά τά) Аристотелевой «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название.

Николай Дамасский, перипатетик I в. н. э., цитирует их под этим названием. Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Этот смысл термина и остался в общем сознании.

Впервые этот термин был употреблен неоплатоником Симплицием в V веке, а в средние века получил широкое распространение, став синонимом философии, рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными, духовными и недоступными чувственному опыту началами.

Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:

Античную (древнюю) метафизику

Классическую (эпоха Нового времени) метафизику

Современную метафизику

О содержании метафизики говорить всегда затруднительно, потому что термин, проживший более 2.5 тысяч лет, оброс многими значениями и невозможно принять какое-то одно из них в качестве основного[источник?], и, опираясь на него, описать «предмет метафизики». Разумнее указать на те вопросы, которые всегда выражали содержание метафизики.

Метафизические вопросы

Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?

Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»?

Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на эти вопросы? Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют)?

Альтруи́зм (лат. Alter — другой) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.

Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом — это «нравственная солидарность с другими человеческими существами»

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — воля) — направление идеалистической философии, сторонники к-рого отрицают законы природы и общества, видят сущность действительности, а также деятельности человека в ничем не обусловленной воле. Одна из характерных особенностей В.— противопоставление и подчинение разума «свободной», «автономной» воле. Подобная идея встречается уже у средневекового философа Дунса Скота. Однако В. как развитое учение сформировался в новое время. Его типичный представитель — Шопенгауэр. Для него мир, в к-ром мы живем, «во всем существе своем насквозь воля», понимаемая как бессознательное, слепое влечение. Разум же — слуга воли, «простая случайность нашего существа». Ницше, следуя за Шопенгауэром, пытался обосновать мысль о том, что «глубочайшая сущность бытия есть воля к власти». Иллюстрацией к этому тезису может служить ницшеанский образ сверхчеловека, жестоко попирающего нормы нравственности. Идеи Ницше послужили одним из источников самой бесчеловечной идеологии буржуазного общества — фашизма. В истории русской общественной мысли своеобразную форму В. развивали не-к-рые социологи народничества. В. свойствен и психологическим учениям. Здесь он выражается в признании воли основным психическим свойством личности, в то время как мышлению отводится второстепенная роль в жизнедеятельности человека (Вуидт, Паульсен и др.). Если говорить о современных идеалистических течениях, то полнее всего черты В. выражены в интуитивизме, прагматизме и экзистенциализме. С научно-материалистической точки зрения В. не выдерживает критики: он вырывает из естественной связи, абсолютизирует и превращает в нечто самодовлеющее одно свойство человеческой психики — волю, извращенно истолковывает соотношение теоретической и практической деятельности индивида. Практику волюнтаристы отрывают от познания, фактически сводя ее к проявлениям инстинкта. В. в политике, как правило, приводит к отрицательным последствиям в развитии общества и сопровождается необоснованными потерями материальных и духовных ресурсов.

Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Основные принципы

Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира);

диалектика процесса познания;

общественная практика (основа познаваемости мира).

Учение об отражении;

Основные разделы

учение о познании человеком объективного мира;

учение о происхождении и развитии познания;

учение о практике как основе познания;

учение об истине и критериях ее достоверности;

учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества.

ДУАЛИЗМ (лат. dualis — двойственный) — философское учение, согласно к-рому материальное и психическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обусловливающих друг друга начала. Д. противоположен монизму. В известном смысле Д. существовал в древности и в средние века (напр., средневековая этика исходила из борьбы двух начал: добра, источником к-рого считался бог, и зла, порождаемого сатаной). Впервые термин «Д.» ввел X. Вольф, к-рый считал дуалистами тех, кто признает существование материальной и духовной субстанций. Одним из крупнейших представителей Д. в истории философии был Декарт. Он считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяженная). Эти два совершенно различных начала представлены и ц человеке (душа и тело). Дуалистом считают также Канта, у к-рого наряду с самовоспроизводимой сферой идеального (сознанием человека) существует «вещь в себе» — объективная основа явлений, к-рую он, однако, считал непознаваемой. Марксизм-ленинизм решительно отвергает Д., считая материальное основой возникновения и функционирования психического.

ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв. В истории философии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический Э. и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. - рационализм. (См. также Опыт, Эмпирическое и теоретическое.)

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...