Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система гарантий и защита прав инвесторов в Российской Федерации.

Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности в Российской Федерации: цели, задачи, методы, способы, органы регулирования и контроля.

Система гарантий и защита прав инвесторов в Российской Федерации.

Государственное регулирование и государственная поддержка инвестиционной деятельности имеют самые различные формы и направления.

Предоставление государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов регламентируется постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. N 694 "Об Инвестиционном фонде Российской Федерации". Государственная поддержка оказывается проектам, направленным:

- на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения обязательств по созданию объектов на территории Российской Федерации;

- на создание и (или) развитие элементов российской инновационной системы;

- на обеспечение реализации институциональных преобразований.

Государственная поддержка также может предоставляться для разработки проектной документации в целях реализации инвестиционных проектов.

Инициаторами реализации инвестиционных проектов могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, коммерческие организации, в том числе иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями. Прием инвестиционных проектов на участие в отборе осуществляется Минэкономразвития России.

Одним из новых направлений государственной поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации стало создание специального банка развития. В соответствии с Федеральным законом "О банке развития" Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) является государственной корпорацией, которая действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Государство определяет основные направления инвестиционной политики в той или иной сфере. Так, распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 1764-р были утверждены Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий это создание финансово-экономических условий для реализации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, а также для опережающего развития фундаментальной науки и осуществления важнейших инновационных проектов государственного значения.

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта РФ или муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется его постановлением.

На территории России могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные особые экономические зоны, технико-внедренческие особые экономические зоны и туристско-рекреационные зоны.

В России созданы и успешно развиваются ряд особых экономических зон различных типов. Так, например, в Республике Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа на территории Елабужского района, в Санкт-Петербурге создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа и др.

В отношении особых экономических зон установлен целый ряд принципиальных ограничений:

- не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований.

- территория особой экономической зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

- на территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.

- на территории особой экономической зоны не допускаются: добыча полезных ископаемых и металлургическое производство; переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Система гарантий и защита прав инвесторов в Российской Федерации.

Одним из самых важных вопросов с точки зрения создания благоприятных условий для привлечения инвестиций является создание юридических гарантий для инвесторов. Прежде всего, это касается организации судебной и третейской систем разрешения споров. Реализация этой задачи в российском законодательстве решается также в двух направлениях.

В 2002 г. в России была проведена масштабная реформа процессуального законодательства - были приняты новые ГПК РФ и АПК РФ, а также Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации".

Одним из направлений этой реформы было устранение неопределенности в процессуальном статусе и в возможности участия в судебном процессе иностранных организаций. В частности, установлено, что споры с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями рассматриваются государственными арбитражными судами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Другим направлением укрепления юридических гарантий прав инвесторов является отказ государства от принципа исключительности рассмотрения дел только государственными судами. Проявляется это в том, что государство в той или иной степени поддерживает создание альтернативной юрисдикционной системы, состоящей из третейских судов и международных коммерческих арбитражей. Кроме того, заключая двусторонние инвестиционные соглашения с иными государствами, Российская Федерация предусматривает оговорку о том, что в случае возникновения споров между инвесторами различных государств разрешение таких споров должно происходить в международных коммерческих арбитражных институтах. Это повышает доверие к России как к государству, принимающему инвестиции.

Так, Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции " содержит норму, согласно которой в случае возникновения спора между государством и иностранным инвестором разрешение такого спора может быть передано третейскому суду (в том числе международному арбитражному институту). Однако разрешение спора международным коммерческим арбитражем возможно только в связи с исполнением, прекращением и недействительностью таких соглашений. То есть в том случае, если спор возник в связи с заключением соглашения о разделе продукции, он не может быть передан на разрешение третейского суда. Это означает, что в данном вопросе Российское государство не желает отказываться от исключительной подсудности этих споров государственным судам.

В российском законодательстве имеют место и специальные законы, которые устанавливают основы защиты прав и законных интересов инвесторов в тех или иных областях. Примером подобного рода служит Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Целями этого Закона являются:

1) обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги;

2) определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.

Этим Законом установлены ограничения в целях защиты прав и законных интересов инвесторов. Так, например, запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.

Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными. В том же случае, если указанные нарушения допущены профессиональным участником рынка ценных бумаг, это является основанием для аннулирования или приостановления действия его лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и наложения штрафа.

При рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства.

Защита прав и законных интересов инвесторов осуществляется и саморегулируемыми организациями. Саморегулируемые организации осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации осуществляют контроль по собственной инициативе, на основании обращения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов. Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля определяются учредительными документами, правилами и стандартами деятельности саморегулируемой организации. В целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников (членов) саморегулируемой организации саморегулируемая организация вправе создавать компенсационные и иные фонды.

Общественные объединения инвесторо в - физических лиц федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов - физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Они вправе: обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг; осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов; создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов; объединяться в ассоциации и союзы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...