Концепции генезиса первобытного воспитания
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ВИЗАНТИИ. z:\Local Settings\Temp\Rar$DI00.813\СД 001\Documents and SettingsИхтик.IHTIKРабочий столпед3-1.htm ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ. ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ГЛАВА 4. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАВА 1. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (СЕРЕДИНА 17 — КОНЕЦ 18 ВВ.). ГЛАВА 2. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 19 B. ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 В. ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ.
А. Н. Джуринский ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям Москва Издательская группа "ФОРУМ" — "ИНФРА-М" УДК 37,01 ББК 74.03(3) Д 40
В книге доктора педагогических наук профессора А. Н. Джуринского исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени. Закрепляя накопленное человечеством знание, эта наука стала ценнейшим фактором развития общества и культуры. Изучение зарубежной педагогики позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на различных этапах исторического развития. Автор знакомит читателя с выдающимися просветителями — учеными, философами, историками, для которых педагогика была неотъемлемой частью их деятельности.
Пособие адресовано аспирантам, студентам, преподавателям педагогических институтов и университетов, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также слушателям системы повышения квалификации работников народного образования. ISBN 5—86225—728—4 © Издательский Дом "ФОРУМ", 1998.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении. Развитие образовательно-воспитательных институтов — многообразный, подчас противоречивый процесс, масштабы и результаты которого с течением времени становились для общества все более значимыми. Школа и педагогика всегда были ареной столкновения экономических, классово-сословных, политических и иных интересов. Нередко эта борьба выливалась в серьезные конфликты, приходя к кардинальным переменам в сфере просвещения. Изучение истории зарубежной школы и педагогики как важной составляющей общей и педагогической культуры дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли, но позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на разных ступенях исторического развития, а также роль cферы образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Школа и педагогика в значительной степени определяют прогресс культуры и общества.
Познание истоков зарубежной педагогической мысли и процесса ее развития способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств будущих педагогов.
РАЗДЕЛ I ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ГЛАВА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора. Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития. Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.). КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эс-пинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".
Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|