Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основными методами психологии являются лабораторный и естественный эксперимент, научное наблюдение и метод анализа продуктов психической деятельности.




В современных психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны – распознающие системы и др.).

В психодиагностике широкое распространение получили тесты ("тест" в переводе с английского языка – проба, испытание) – диагностика психических возможностей индивида (способностей, склонностей, навыков и т. п.).

Психологический тест – краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты личностных качеств и др.*

* Наиболее распространены тесты интеллекта (тесты Кеттема и др.) и личностный опросник MMPI, ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Айзенка, Гилфорда, Розенцвейга (шестнадцатифакторный личностный опросник) и др.

 

В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида, прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производятся каузометрия (от лат. causa – причина и греч. metre – измерение) – причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, обозначаются сферы приложения событий, локализуется личный временной центр, выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации. Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы "Биограф". Метод позволяет выявить факторы, наиболее существенно влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов методами психотренинга и психотерапии.

В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод – способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии – групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др.

Существуют и специфические методы социальной психологии. Одним из них является метод социометрии – измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. (Графическое изображение этих отношений – социограмма.)

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования:

выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

Теоретические психологические исследования основаны на общенаучных методах и системно-структурном анализе психических явлений.

 

Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений

 

Понятие о психике человека

 

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Рис. 1. При рассмотрении вертикального ряда изображений фигура в центре интерпретируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда – как буква В. Одна и та же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.

 

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, "проигрывать" варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2)

.

Рис. 2. Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велика, что мы "видим" даже несуществующие грани треугольников.

 

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.

2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...