Изучение личностных черт по методике; fpi (модифицированная форма в)
Вводные замечания: Личностный опросник разработан на факультете психологии ЛГУ главным образом для прикладных исследований. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Оборудование: Опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ключ, шкала для перевода «сырых» баллов в стены, краткое описание шкал. Ход работы: Опросники с инструкцией и бланки ответного листа готовятся заранее в количестве, соответствующем числу одновременно работающих студентов. Инструкция испытуемому: «На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение особенностям Вашего поведения, отношению к людям, взглядам на жизнь т. п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае - отвечайте «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и характеру Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся Вам слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Успешной Вам работы!»
Текст опросника 1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно 2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компа 3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает 4.У меня часто болит голова. 5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области 6. Я быстро теряю самообладание, но и также быстро беру 7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом. 8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю уз 9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что 10.Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет 11.Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то 12.Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с пе 13.Не думаю, что можно было бы простить обиду. 14.Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда сле 15.Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в 16.Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была 17.В своих поступках я никогда не исхожу из того, что лю 18.Могу прибегнуть к физической силе, если требуется от 19.Легко могу развеселить самую скучную компанию.
20.Я легко смущаюсь. 21.Меня ничуть не обижает, если делаются замечания от 22.Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют ру 23.Бываю неловким в общении с другими людьми. 24.Иногда без видимой причины чувствую себя подавлен 25.Иногда нет никакого желания чем-либо заняться. 26.Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы 27.Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал 28.Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной. 29.Люблю такие задания, когда можно действовать без дол 30.Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не 31.Часто у меня нет аппетита. 32.В детстве я радовался, если родители или учителя нака 33.Обычно я решителен и действую быстро. 34.Я не всегда говорю правду. 35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпу 36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на 37.То, что прошло, меня мало волнует. 38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы дока 39.Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажет 40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен. 41.Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то на 42.Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и раз 43.Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику. 44.Бывало, я опаздывал к назначенному времени. 45.В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе 46.При встрече со старым знакомым от радости я готов 47.Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат 48.Частенько у меня бывает такое настроение, что с удо 49.Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через не 50.Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть но 51.Иногда могу похвастаться. 52.Активно участвую в организации общественных меро 53.Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую
54.В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал. 55.Я почти всегда подвижен и активен. 56.Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим 57.Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом. 58.Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить. 59.Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится. 60.Обычно мне трудно возражать моим знакомым. 61.Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной 62.Я люблю не всех своих знакомых. 63.У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться. 64.Не знаю почему, но иногда появляется желание испор 65.Я предпочитаю заставить человека сделать то, что мне 66.Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой. 67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь 68.В компании я веду себя не так, как дома. 69.Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы по 70.Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании. 71.Хороших знакомых у меня очень немного. 72.Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие 73.В компании у меня нередко возникает желание кого- 74.Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как 75.Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое 76.Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя. 77.Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы 78.Бывало откладывал то, что требовалось сделать немед 79.Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории. 80.Повседневные трудности и заботы часто выводят меня 81.Не знаю, куда деваться при встрече с человеком, кото 82.К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реаги
83.Я робею при выступлении перед большой аудиторией. 84.У меня довольно часто меняется настроение. 85.Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня 86.Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чув 87.Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо 88.К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу 89.Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не 90.Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались 91.Я уверен в своем будущем. 92.Иногда я оказывался причиной плохого настроения ко 93.Я не прочь посмеяться над другими. 94.Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не 95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся 96.Подростком я проявлял интерес к запретным темам. 97.Иногда зачем-то причинял боль любимым людям. 98.У меня нередки конфликты с окружающими из-за их уп 99.Часто испытываю угрызения совести в связи со своими 100.Я нередко бываю рассеянным. 101.Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи 102.Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других. 103.Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно гово 104.Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться 105.Нередко чувствую себя вялым и усталым. 106.Я люблю беседовать с людьми и всегда готов погово 107.К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю 108.Утром я обычно встаю в хорошем настроении и неред 109.Не чувствую себя уверенно в решении важных вопро 110.Получается так, что в споре я почему-то стараюсь го 111.Разочарования не вызывают у меня сколь-либо силь 112.Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть 113.Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бы 114.Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все Лист ответов Фамилия, инициалы_____ Курс__ Группа__ Дата____ Возраст______
|
| 28.
|
|
| 47.
|
|
| 66.
|
|
| 85.
|
|
|
|
|
| 10.
|
|
| 29.
|
|
| 48.
|
|
| 67.
|
|
| 86.
|
|
|
|
|
| 11.
|
|
| 30.
|
|
| 49.
|
|
| 68.
|
|
| 87.
|
|
|
|
|
| 12.
|
|
| 31.
|
|
| 50.
|
|
| 69.
|
|
| 88.
|
|
|
|
|
| 13.
|
|
| 32.
|
|
| 51.
|
|
| 70.
|
|
| 89.
|
|
|
|
|
| 14.
|
|
| 33.
|
|
| 52.
|
|
| 71.
|
|
| 90.
|
|
|
|
|
| 15.
|
|
| 34.
|
|
| 53.
|
|
| 72.
|
|
| 91.
|
|
|
|
|
| 16.
|
|
| 35.
|
|
| 54.
|
|
| 73.
|
|
| 92.
|
|
|
|
|
| 17.
|
|
| 36.
|
|
| 55.
|
|
| 74.
|
|
| 93.
|
|
|
|
|
| 18.
|
|
| 37,
|
|
| 56.
|
|
| 75.
|
|
| 94.
|
|
|
|
|
| 19.
|
|
| 38.
|
|
| 57.
|
|
| 76.
|
|
| 95.
|
|
|
|
|
| Обработка данных: Вполне очевидно, что к обработке данных можно приступать лишь при утвердительном ответе на первый вопрос. На основе общего ключа (табл. 7) опросника производится подсчет первичных «сырых» баллов, которые затем переводятся в стандартные оценки или стены (табл. 8). Степень выраженности каждого свойства в стенах позволяет судить об уровне выраженности исследуемых черт, а также сравнивать данные различных испытуемых в группе. На основе стенов, полученных по каждой из шкал, строится графический профиль личности, выделяются высокие и низкие оценки. Таблица 7 Ключ
Таблица Перевод «сырых» баллов в стандартные единицы
На основе полученных данных, используя приводимую ниже схему, строится профиль личности (рис. 7) Анализ и интерпретация результатов: Оценке подлежат количественные показатели и графическое изображение профиля личности. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки. Низкие оценки находятся в диапазоне 1-3 балла, средние - 4-6 баллов, высокие - 7-9 баллов. Оценка по шкале IX означает уровень достоверности ответов испытуемых. Для облегчения интерпретации можно пользоваться приводимым ниже кратким описанием шкал. Краткое описание шкал Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному тревожно-невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения. Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности. Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистично-сти и активности. Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников. Шкала X (экстраверсия-иитроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие - выраженной интровертированности. Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой. Шкала XII (маскулинизм-феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие - по женскому. Следует учесть, что в работе клинического психолога более подробная интерпретация данных, заключение и рекомендации даются по сути вопросов, работающих на ту или иную шкалу, с учетом связей между исследуемыми факторами и другими индивидуально-психологическими особенностями пациента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|