Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормирование воздействия на животный мир

 

Федеральный закон "О животном мире" (ст. 17) предусматривает, что нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в:

1) установлении лимитов использования объектов животного мира;

2) установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

В Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

Лимиты использования объектов животного мира устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добычи животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Для природопользователей эти нормативы определяются в лицензиях на пользование природными ресурсами, нормы отвода земель утверждены Министерством строительства РФ.

Для рыбохозяйственных целей используется предельно допустимая концентрация в воде водоема (ПДКвр) — это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.

Относительно водных биоресурсов требования по нормированию изъятия конкретизированы Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами, устанавливаются применительно к отдельным видам квот (ст. 30). Законом предусмотрены, в частности, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления:

- промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (промышленные квоты);

- прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (прибрежные квоты);

- рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);

- рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

- рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

- для организации любительского и спортивного рыболовства;

- в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- для Российской Федерации в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

- в исключительной экономической зоне РФ для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

- промышленного рыболовства во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ (промышленные квоты пресноводных водных объектов).

Общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.

Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.

Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.

Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», типовыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.

Охота запрещена полностью на животных, которые принадлежат к редким и исчезающим видам животных, занесенных в Красную книгу. В Российской Федерации, к примеру, не допускается охота на тигра, зубра, снежного барса, белого медведя, лебедя, аиста и др.

Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специальных нормативных актов, образующих рыболовное законодательство.

Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

Правила рыболовства предусматривают места, сроки, орудия лова, перечень запрещенных к лову рыб. Указаны в них и нормы лова (количество экземпляров или вес рыбы определенного вида в сутки на одного рыболова или на одну лодку).

Устанавливаются определенные сроки лова рыбы с учетом биологических особенностей воспроизводства отдельных ее видов.

Существуют также законодательные запреты на лов рыбы особо ценных, редких или исчезающих видов, а также лицензионный порядок отлова некоторых видов рыб.

Нормативы изъятия каждого вида биологических ресурсов определяются на основе их видовых особенностей, способности к самовосстановлению. Для охотничьих животных, например, величина изъятия (норматив) определена в размере годичного прироста поголовья и может корректироваться с учетом метеорологических условий сезона, условий размножения, смертности, возрастной структуры популяций и других показателей. У лося, с учетом числа двоен в приплоде и размера гибели, ежегодный прирост поголовья - 20-30%, а хозяйственный прирост (по числу годовиков) - 10-16% стада, поэтому и норма отстрела не выше 15% (обычно 10%). Хозяйственный прирост кабана - 10-15% (по сеголеткам до 50%), таковы и нормы отстрела (если не требуется снижения его численности). У массовых видов животных в зависимости от фазы динамики численности нормы дифференцированы: при подъеме численности они увеличиваются, при уменьшении - снижаются. Белка может давать за сезон размножения два помета, и при пятидесятипроцентной смертности бельчат годичный прирост поголовья может составлять 100-500%. В годы высокой численности допускается изъятие до 300% исходной численности. У тетерева норма отстрела 20% для токовиков (весенняя охота) или 15% осенней численности. У рябчика нормы отстрела от осенней численности аналогичны.

В целом регламентация добычи животных должна обеспечить долговременное неистощительное использование ресурсов животного мира и представляет собой систему приемов и мер, направленных на получение максимальной продукции при сохранении оптимальной биологической продуктивности эксплуатируемых популяций животных. Простейшие формы регламентации - пространственные ограничения и запреты: территориальные (в зонах покоя, заказниках, воспроизводственных участках); временные (по срокам добычи), причем круглогодичные рациональны лишь в тех случаях, когда снижение численности вызвано перепромыслом. Нормирование, также относящееся к регламентации изъятия, помимо охотничьего хозяйства начинает внедряться и в любительское рыболовство в форме ограничений по видам орудий лова и размеру ячеи. Следует помнить, что регламентация добычи - подвижная функциональная система и для ее правильного применения необходим постоянный контроль за состоянием эксплуатируемых популяций.

Ст. 22 ФЗ "О животном мире" предусматривает, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Также предусматривается выделение защитных участков территорий и акваторий, на которых запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира. На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

Для оценки состояния животного мира отсутствуют четкие и определенные, в том числе количественные, критерии и нормы, в связи с чем наиболее часто используется метод экспертных оценок, требующий определения соответствующих показателей.

Входящие в состав тематических биотических зоологические критерии и показатели оценки состояния экосистем, т. е. нарушения в животном мире, могут рассматриваться как на ценотических уровнях (видовое разнообразие, пространственная и периодическая структуры, биомасса и продуктивность, энергетика), так и на популяционных (пространственная структура, численность и плотность, поведение, демографическая и генетическая структуры).

По зоологическим критериям может быть выделен ряд стадий процесса экологических нарушений территории. Ввиду сильной разногодичной изменчивости зоологических показателей (не менее 25%), некоторые из приводимых критериев даются за 5–10-летий период. Ранжирование состояния экосистемы по этим критериям приведено в табл. 3.

 

Таблица 3 – Зоологические критерии оценки нарушенности экосистем

 Оценочные показатели

Классы состояния экосистем

норма риск  кризис бедствие
Частота антропозоонозных заболеваний Падеж домашних животных, % Биоразнообразие (% от исходного) Плотность популяции вида – индикатора антропогенной нагрузки, % Случайная Случайно (< 10) Менее 5 Менее 10 Спорадическая  (10–20) 10–20 10–20 Регулярная  (20–50) 25–50 20–50 Массовая  (> 50) Более 50 Более 50

 

Таким образом, при обосновании и оценке воздействия на фауну (животный мир) рекомендуется рассматривать следующее:

1) характеристику животного мира в зоне воздействия объекта;

2) оценку территории в зоне воздействия объекта как мест обитания основных групп животных (для рыб – зимовальные ямы, места нагула, нереста и т. д.);

3)прогноз изменений животного мира при строительстве и эксплуатации объекта;

4) оценку последствий изменений животного мира в результате реализации проекта;

5) мероприятия по снижению ущерба водной и наземной фауны и сохранению основных мест обитаний животных при строительстве и эксплуатации объекта;

6) оценку ущерба животному миру вследствие изменения условий обитания при реализации проектных решений. Компенсационные мероприятия;

7) объем природоохранных мероприятий и оценку стоимости компенсационных мероприятий и мер по охране животного мира при нормальном режиме эксплуатации объекта, а также в случае аварий.

Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон «О животном мире» устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.

Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

 


 

Заключение

 

Существенным недостатком системы экологического нормирования является отсутствие интегральных показателей предельно допустимого воздействия на отдельные компоненты природной среды и экосистемы в целом. Для обеспечения устойчивого (ноосферного) развития важно знать границу количественного изменения нормативов экосистемы, при котором сохраняется биологическое разнообразие в экосистеме, продолжаются процессы обмена веществ и энергии и не меняется способ функционирования различных ее компонентов.

Все перечисленные показатели и, прежде всего, ПДК, допустимая суточная доза (ДСД) токсичных загрязнителей и др. не охватывают и не отражают всех аспектов влияния загрязнителей не только на здоровье человека, но и на экосистему и ее компоненты. Отсутствие их учета привело к снижению качества среды, ее деградации, коррозионной активности по отношению к строительным системам. Поэтому оценка воздействия различных загрязнителей на здоровье человека и на окружающую среду только по рассмотренным выше нормам недостаточна. Кроме того, все рассмотренные нормативы разработаны для поддержания существующего уровня потребительского отношения к природопользованию и недостаточны для обеспечения сохранения устойчивости экосистем в целом.

 


 

Список литературы

 

1)Федеральный закон № 52 «О животном мире» от 24 апреля 1995г. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 20.04.2007 N 57-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ);

2)Федеральный закон № 33. «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15, ч. 2) от 14 марта 1995г;

3)Федеральный закон № 94 «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.;

4)Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22 (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.);

5)Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 19 января 1998 г.;

6)Постановление Правительства РФ "Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на добычу от 19 июня 1994 г. //Собрание законодательства РФ. 1994, № 9;

7)Постановление Правительства РФ "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" от 18 июля 1996 г. //Собрание законодательства РФ. 1996, № 31;

8)Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001г. N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории";

9) Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 158 «О красной книге РФ»;

10) Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997 «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»

11) Закон РФ "О Международной конвенции по биоразнообразию" от 17.02.1995г.;

12) ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов»

13) Бринчук М. М – Экологическое право, 1998г.;

14) Нормативы качества окружающей природной среды. ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе зон произрастания лесообразующих древесных пород – Утвержден Минприроды РФ, Рослесхзом 10.05.95г.;

15) Концепция – Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал на период 2002-2007 гг. – Российская академия наук, Байкальский институт природопользования;

16) Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. - М: ФАИР-ПРЕСС, 2004;

17) Охрана окружающей среды: Учеб. / Белов С. В., Барбинов А. Ф., Козьяков А. Ф. и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004.

18) А. Н. Матвеев, В. П. Самусенок, А. Л. Юрьев – Оценка воздействия на окружающую среду. Учебное пособие, 2007 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...