Организация и руководство курсовой работой
Выполнение студентами курсовых работ организуют и контролируют: - научный руководитель курсовой работы; - заведующий кафедрой. Научный руководитель курсовой работы непосредственно организует и контролирует выполнение курсовой работы. В его обязанности входит: - проведение консультаций по вопросам методики подготовки, написания и защиты курсовой работы, а также по ее структуре и содержанию; - контроль выполнения курсовой работы и своевременного представления курсовой работы на кафедру; - составление письменной рецензии на курсовую работу; - проведение защиты курсовой работы. Руководитель не обязан редактировать текст и исправлять имеющиеся в работе орфографические, стилистические и иные ошибки. Руководитель лишь указывает на наличие тех или иных неточностей и необходимость их исправления. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Здесь студенту необходимо обратиться к справочно-поисковому аппарату библиотеки. Составной его частью являются справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники. Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний. При написании курсовой работы (проекта) следует просмотреть журналы, а также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Основная задача студента - найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера. При работе над курсовой следует использовать следующую научную литературу:
- монографии (научные книги по специальным темам); - статьи, опубликованные в журналах, газетах и сборниках юридического и неюридического профиля - рецензии на опубликованные монографии и научные статьи; - авторефераты диссертаций, имеющиеся в библиотеках; - научно-практические комментарии законодательства; - материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам. Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать: - алфавитные, систематические каталоги библиотек, а также алфавитно-предметные указатели к систематическому каталогу; - систематическую картотеку газетно-журнальных статей; - библиографические указатели; - реферативные журналы; - указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Следует иметь в виду и поступающие из государственных и муниципальных органов методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности. Кроме того, нужно активно использовать автоматизированные компьютерные справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др., содержащие информацию обо всех действующих нормативных правовых актах, тексты этих актов и комментарии к ним. Кроме этого, не следует упускать из виду возможность получения информации из сети Интернет. В частности, можно использовать следующие Интернет-ресурсы: - www.ks.rfnet.net - официальный сайт Конституционного суда РФ; - www.supcourt.ru - официальный сайт Верховного Суда РФ; При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно-правовые и другие официально-документальные источники: законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Указанные источники содержатся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т. п.). В последнем случае их можно использовать с разрешения руководителей этих учреждений.
Изучать и использовать при цитировании и ссылках нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются: - Российская газета; - Собрание законодательства Российской Федерации (до 1993 г. – Собрание актов Президента и Правительства РФ); - Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ); - Бюллетень международных договоров РФ (издается с 1993 г); - Сборник международных договоров СССР; - Вестник Конституционного Суда РФ; - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; - Бюллетень Верховного Суда РФ; - Бюллетень Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Студент обязан: - оформить материалы, представляемые на проверку научному руководителю, в соответствии с настоящими методическими указаниями; - вычитать текст и исправить имеющиеся в работе орфографические, стилистические и иные ошибки; - отреагировать на замечания руководителя (внести необходимые изменения в текст, выбрать иной способ решения спорных моментов, др.). Законченная курсовая работа, подписанная студентом на титульном листе, представляется научному руководителю. После ознакомления с окончательным вариантом текста руководитель составляет письменный отзыв, в котором содержится характеристика проделанной работы, ее значимость, актуальность и объективная оценка. Руководитель назначает дату защиты, которая входит в количество часов, отведенных на изучения дисциплины. Во время защиты курсовой работы руководитель оценивает ее по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5. Структура и содержание курсовой работы Курсовая работа должна быть логичной, научной по своему содержанию, в ней в систематизированной форме должны быть изложены материалы проведенного исследования и его результаты. Структурными элементами курсовой работы являются:
- титульный лист (Приложение 3); - содержание; - введение; - основная часть (главы и разделы); - заключение; - список использованных источников; - приложения; Все структурные элементы работы должны начинаться с новой страницы. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 3. Содержание размещается на одной странице. Весь последующий текст должен соответствовать содержанию. Во введении требуется отразить и обосновать: - выбор темы, ее актуальность, целесообразность разработки; - определение границ исследования (объект, предмет, рамки изучаемого вопроса); - определение основной цели работы и подчиненных ей частных задач; - определение теоретических основ и методологии исследования; - определение информационной базы исследования; - краткое описание структуры. Актуальность темы работы - это обоснование проблемы исследования с точки зрения ее социальной и научной значимости в настоящее время, т.е. современность, жизненность, насущность, важность, значительность выбранной темы. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. Актуальность научного исследования (темы работы) в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается автор работы, или того научного вклада, который вносит он в разработку общей концепции. Актуальность исследования включает в себя описание проблемной ситуации. Необходимо также подчеркнуть социальную значимость проблемы. Актуальность работы не должна занимать более 1 листа введения курсовой работы. Обязательно должны присутствовать следующие слова: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем …. или актуальность курсовой работы заключается (или проявляется) в следующем…. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными. После описания актуальности темы можно написать: актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Объект исследования курсовой работы – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя. Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя. Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта курсовой работы. Предмет во введении к курсовой работе указывается после определения объекта. Пример 1. «Объектом курсового исследования являются правоотношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования муниципальных финансов. Предмет исследования – нормы права, регулирующие формирование, распределение и использование муниципальных финансов». Пример №2. Объектом курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности муниципального образования. Предметом курсовой работы является действующее законодательство РФ, регулирующее отношения по формированию и распределению инвестиций. Цель курсовой работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает какой необходимо достигнуть конечный результат в работе. Пример 1. Целью курсовой работы является изучение основных методов построения административных отношений между государственной и муниципальной властью. Пример 2. Цель курсовой работы исследовать основные методы построения государственности. Пример 3. Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, рассмотрение, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение…. Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава курсовой работы. Задачи могут вводиться словами: - выявить; - раскрыть; - изучить; - разработать; - исследовать; - проанализировать; - систематизировать; - уточнить и т.д. Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.
Пример. Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи: - выявить особенности формирования финансовой основы построения муниципальных бюджетов. - рассмотреть основные проблемы, возникающие при формировании местных бюджетов. - разработать рекомендации по совершенствованию методов бюджетного регулирования муниципальных финансов. Методы исследования. Методы – это способы, приемы познания объекта. В любой курсовой работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой, а также анализ документов, архивов и проч. В курсовой работе вы можете написать следующие используемые методы: - анализа литературы; - анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой; - изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; - сравнение; - интервьюирование; - моделирование; - синтез; - теоретический анализ и синтез, - абстрагирование, - конкретизация и идеализация, - индукция и дедукция, - аналогия, - классификация, - обобщение, - исторический метод, - специально-юридический и сравнительно-правовой. Информационная база исследования. Перечисляются источники, которые использовались для написания работы. Например: «Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования … Практическая часть работы выполнялась на основании документов … (перечисляются конкретные документы)» или: «При написании курсовой работы использовалась литература по …. Для выполнения практической части были использованы материалы …». Или: «Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных ученых в вопросах правового разграничения полномочий между уровнями власти. Среди российских ученых можно назвать Захарова М.Л., Тучкову Э.Г., Лушникову М. В., Лушникова А. М., Васильеву Ю.В., Гусеву Т.С. и других авторов. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы регулирующих правоотношение субъектов государственной и муниципальной власти, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, и иные нормы права. Практическая часть работы выполнялась на основании документов судебной практики, статистических данных». Или «Курсовая работа написана при использовании литературы по государственному и муниципальному управлению, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также материалам периодической печати. Краткое описание структуры. В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру курсовой работы. Пример: «Курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав, и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития системы государственного устройства. Во второй главе раскрыты понятие и виды государсвенного устройства на примере «». В третьей главе даны реомендации по совершенствованию процессов формирования местных бюджетов с учетом разграничения полномочий между уровнями власти. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.» Объем введения 3-5 страниц текста. Основная часть. Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, учебной и справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью работы. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами. Эта часть включает в себя содержание нескольких (не менее двух) глав. Первая глава – теоретическая. Теоретическая глава включает в себя описание специфики муниципального управления, являющейся объектом курсовой работы, особенности расчета экономических показателей развития муниципальных образований. В первой главе необходимо: - раскрыть историю вопроса и изученность рассматриваемой темы (проблемы) в литературе; - выявить внутренние и внешние факторы развития и закономерности проявления социально - экономических процессов в муниципальном образовании; - обобщить отечественный и зарубежный опыт регулирования и управления социально-экономическими процессами в рассматриваемой области. - изложить собственные взгляды автора на выявленную проблему и пути ее решения. Задачей написания первой главы является обобщение существующих теоретических положений, взглядов, концепций, выводов по выбранной студентом научной проблеме. Вторая глава (практическая) включает в себя анализ современного состояния стратегии муниципального управления как в целом по России, так и в муниципальном образовании, где проживает студент. Помимо этого практическая глава включает пример применения стратегии муниципального управления. Практическая глава должна содержать информацию о реально действующих стратегиях муниципальных образований. Во второй главе осуществляются следующие работы. 1. Собирается база данных по изучаемому объекту исследования (используются статистические сборники, ведомственный материал, литературные источники и др.). 2. Дается характеристика объекта исследования, где рассматриваются: полное наименование муниципального образования; назначение и миссия муниципального образования; местоположение и история развития; специализация и основные виды деятельности муниципального образования; правовые аспекты деятельности; (Работа с Уставом муниципального образования) 3. Осуществляется комплексный анализ муниципального управления за ряд лет (3 года); выявляются тенденции и закономерности социально-экономических процессов; выявляются проблемы, сложившиеся в исследуемой сфере. 4. Анализируются стратегии муниципального управления с учётом их количественной и качественной характеристику, выявляються недостатки и существующие проблемы. 5. Оценивается эффективность системы управления с выявлением критериев эффективности; анализируются административно-нормативные документы, обеспечивающие процесс управления. На основании проведенного анализа выявляются проблемы и недостатки действующей системы управления. В третьей главе необходимо разработать практические предложения автора по решению некоторых из выделенных проблем и обосновать их. Студент должен разработать механизм реализации предлагаемых мероприятий, то есть определить последовательность конкретных действий с указанием сроков, исполнителей, использованием необходимых ресурсов и т. д. Предложеные мероприятия должны быть обоснованы расчетом социально-экономической эффективности. Полученные результаты необходимо сопоставить с затратами, обусловившими этот результат. В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Обязательными условиями для работы являются логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы. Заключение является подведением итога выполнения курсовой работы. В заключение логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, сформулированные студентом по результатам исследования. В заключении помещаются лишь основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предполагаемым направлениям совершенствования работы по проблеме с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования. Они должны быть четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Выводы должны касаться всех частей (глав) работы, быть краткими и вытекать один из другого. Нумеровать выводы не следует. Не допускается использование таблиц. После выводов следуют рекомендации по дальнейшему совершенствованию мероприятий в области пенсионного обеспечения или социальной защиты населения в рамках темы курсовой работы. Заключение не должно содержать ничего нового, по сравнению с основным текстом работы. Здесь дается лишь обобщение, более концентрированное выражение основных мыслей и выводов, изложенных ранее в отдельных главах. Из заключения должно быть ясно, к каким результатам пришел автор, насколько решена поставленная перед ним задача. Объем заключения составляет примерно 1-2 страницы. Список использованных источников (Приложение). Список использованных источников включает в себя источники последних 3-5 лет издания (учебную, учебно-методическую литературу, монографии, нормативные документы, статьи в периодической печати, интернет-источники), которые были использованы при подготовке выпускной работы. Нормативные правовые акты располагаются в зависимости от их юридической силы: сначала - Конституция РФ, затем отраслевые кодексы, федеральные законы (последовательно в зависимости от даты вступления их в силу), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы, письма, инструкции, разъяснения министерств, ведомств, Федеральных служб, Федеральных агентств). Характер и количество приложений определяется автором самостоятельно исходя из содержания. Приложения к курсовой работе обычно содержат исходный вспомогательный материал, используемый для полноты представления результатов работы. Общий объем работы составляет не менее 30 страниц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|