Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование креативности преподавателя психологии





Формирование креативности преподавателя психологии высшей школы в системе непрерывного образовании определяется социальной и практической значимостью проблемы самосовершенствования творческой личности педагога и его самоактуализации в профессиональной деятельности.
На современном этапе развития общества в условиях структурной перестройки и совершенствования содержания системы высшего педагогического образования в Российской Федерации возникает необходимость активного поиска новых резервов качественной подготовки специалистов, в том числе преподавателей, их профессиональной компетентности и личностной зрелости. Социальный заказ современного общества - развитие творческой личности - практически не выполняется, а если и предпринимаются отдельные попытки в этом направлении, то они, как правило, наталкиваются на «глухую стену» непонимания или недопонимания всей важности и актуальности обозначенной проблемы. Обострились старые противоречия, появились новые, обусловленные потребностью сделать инновационную школу более гуманной и привлекательной, в то время как массовая школа остается преимущественно авторитарной, формирующей конформистски ориентированную личность, не создающей условия для творческого проявления личности и обучаемого, и педагога [7, 49].

Современные социально-экономические условия и указанные противоречия убеждают в необходимости реформирования сложившейся концепции массово-репродуктивного педагогического образования в концепцию индивидуально-творческого подхода к подготовке студента - будущего учителя, способного к творческому саморазвитию. Переход к педагогической ценности саморазвития студента и преподавателя - вот формула новой, зарождающейся сегодня педагогики высшей школы. Именно в студенческом возрасте проявляется способность к рефлексии - знанию о границе собственных знаний и умению выходить за эти границы.
Все это предполагает поиск нового содержания и организационных форм образования педагога в системе непрерывного образования, придавая особое значение его методологической составляющей, важнейшими компонентами которой являются развитое творческое воображение и способность к его саморазвитию.
Требования, которые предъявляются личностью и обществом к результатам образования, определили необходимость кардинальных перемен, как в содержании образования, так и в педагогических технологиях.
Эти требования и цели реализуются в креативном подходе, осуществляемом в высшем профессиональном образовании, - в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей как у студентов, так и у педагогов. Основная цель креативной системы образования - пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал. Вполне понятно, что выполнить подобную задачу, несомненно, - государственной важности - под силу лишь креативным педагогам с достаточно развитым собственным творческим потенциалом. Проведенные же исследования со всей очевидностью подтверждают, что далеко не каждый современный преподаватель готов, на сегодняшний день, к выполнению такой задачи. Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки преподавателя нового типа, способного эффективно и продуктивно работать в постоянно изменяющихся условиях. Педагогу сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе [7, 52].

Овладение творчеством как видом и компонентом современной педагогической деятельности позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса; целенаправленно вносить своевременные коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций; формировать цели обучения и воспитания студентов (слушателей) с учетом образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений обучаемых в изучении отдельных вопросов и дисциплин, а также в других видах деятельности, результатов применения различных методов, приемов, средств учебно-воспитательного процесса; реализовывать личностно-ориентированный подход к обучаемому на основе оценки его потенциальных возможностей: личностно-деловых качеств, умственных способностей, поведения; планировать дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность. Именно поэтому, как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности педагога способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения закономерностей формирования креативности в период творческой зрелости специалиста обусловлена тем, что, во-первых, она определяет продуктивно-созидательную направленность личности и составляет основной стержень ее социальной ориентации в жизни, во-вторых, является базовой детерминантой профессионального творчества, в-третьих, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной сфере и, в-четвертых, обусловливает адаптивные возможности организма, как физиологической системы, к специфическим особенностям педагогической деятельности [3, 297].

В настоящее время креативность, в значительной мере, выступает своеобразным механизмом адаптации личности педагога к происходящим социальным переменам. Динамизм развития нашей страны в экономической и политической сферах вызвал существенные изменения в духовной жизни
людей.
Гибкость и оригинальность мышления можно с полным основанием
рассматривать в качестве факторов выживания личности в условиях современного развития общества, как необходимые качества при решении жизненно важных проблем и, прежде всего, в оценке собственного места в реальной жизни. Неустойчивость и отсутствие гарантий истинности сегодняшних социальных ценностей требуют от личности самобытной оценки происходящих событий. Важное педагогическое требование к креативному образовательному процессу - непрерывность, преемственность и включение студентов (слушателей) в активную образовательную среду, в самостоятельное управление творческим процессом. Ведь именно им - сегодняшним студентам и аспирантам - завтра предстоит не только двигать вперед отечественную науку, но и самостоятельно осуществлять на практике руководство образовательным процессом в государстве российском. А как говорил еще В.О. Ключевский: «настоящий преподаватель - это тот, который любит то, что преподает, и тех, кому преподает» [5, 307]. На сегодня же, особую актуальность приобретает вопрос: как преподает? Креативный образовательный процесс предоставляет возможность каждому студенту (слушателю) на любом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать объективную самооценку. С точки зрения гуманистических позиций развития системы образования, как части социальной системы общества, главным является ориентация на развитие личности и освоение базовой гуманитарной культуры. Необходимость изучения проблемы креативности и её формирования в профессиональном образовании объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность во всех сферах производства и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ формирования и развития креативности в системе непрерывного образования.
Современный образовательный процесс должен быть направлен на освоение эмоционально-ценностного опыта, обеспечение относительной адаптированности личности к социальной и природной сфере, а также способствовать самореализации и раскрытию духовных потенций личности. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и технологий обучения. Помимо комплексного структурно-функционального анализа творческого потенциала изучались следующие аспекты проблем:

1. психолого-педагогические основы творчества, развития;

2. субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное;

3. личностные корреляты креативности;

4. развитие творческого потенциала и креативности, воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры;

5. диагностика креативности.

    

Главной целью формирования креативности преподавателя психологии является обеспечение соответствия уровня креативности современного педагога потребностям личности и динамически изменяющейся профессиональной педагогической деятельности; подготовка специалиста-профессионала с высоким уровнем общей культуры, развитыми способностями к коммуникации, эмпатии и интуиции, стержневой характеристикой профессиональной компетентности которого является креативная направленность личности.

Основными методологическими подходами при проектировании формирования креативности преподавателя психологии являются:

· системно-функциональный подход, в соответствии с которым формирование креативности преподавателя высшей школы рассматривается как гибкая педагогическая подсистема системы подготовки специалистов социокультурной сферы, учитывающая динамику, тенденции и перспективу её развития;

· интегративный подход, позволяющий, на уровне целевого компонента - согласовать достижение различных целей в рамках единого учебного процесса; на уровне содержательного и процессуального компонента - сформировать систему междисциплинарных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной компетентности и креативности преподавателя высшей школы;

· личностно-ориентированный подход, направленный на развитие профессионально-значимых личностных качеств преподавателя высшей школы, определяющей эффективность его творческой деятельности [2, 19].

 Креативность, как особая многоуровневая личностная категория андрагогики, характеризующаяся диалектической трехмерностью её составляющих: процессуальной, результативной и личностной, является созидательным источником творческой педагогической деятельности преподавателя высшей школы и основой эффективной профессиональной адаптации. Развитие креативности способствует достижению преподавателем высшей школы высокого профессионализма, способствуя самоактуализации
личности педагога. При этом, высокий уровень креативности обеспечивает более эффективную, успешную, продуктивную и продолжительную педагогическую творческую деятельность; кроме того, преподаватель не только адекватнее приспосабливается к системе непрерывного образования, но и сам активно участвует в её формировании, разработке и внедрении в практику.
Проектирование и реализация процесса формирования креативности в системе профессиональной подготовки преподавателя высшей школы опираются на совокупность общепедагогических и специфических принципов (гуманизации, преемственности, насыщенности, модульности).

Все эти противоречия позволяют сформулировать основную проблему: каковы теоретико-методологические основы формирования креативности преподавателя высшей школы, обеспечивающие её адекватность современным и перспективным требованиям к профессиональной педагогической деятельности. Творческий подход к психологии и педагогике высшей школы, осуществленный в данном исследовании, позволяет выделить новую отрасль научного знания и условно назвать ее «креативная андрагогика». Творческое развитие взрослой личности в инновационной системе креативной андрагогики основано на проектной детерминации личностных резервов, включая психологическое прогнозирование в процессе познания перспектив личностного роста, уровня и качества творческого потенциала с целью формирования творческой зрелости преподавателя высшей школы.

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день учеными активно изучается состояние проблемы креативности преподавательского состава в психолого-педагогической практике вузовского образования, обобщается опыт работы педагогов-новаторов. В ходе этой работы выявляются основные противоречия в подготовке преподавателей в традиционной системе высшего образования в условиях ее реформирования. Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил определить основные тенденции проявления креативности в деятельности преподавателя высшей школы в современной системе образования. На основе логико-исторического анализа раскрывается содержание понятия креативности как особой многоуровневой личностной категории, определяющей конструирование оптимальной модели педагога-новатора XXI века.

В литературе, посвященной креативности, много разногласий. Некоторые авторы заключают, что центральной характеристикой в определении креативности является способность человека получать новые результаты, используя новаторские методы. Под креативностью, в сущности, понимается способность человека генерировать новые или оригинальные идеи, делать открытия, изобретения.

Выше описанные характеристики личности педагога вообще должен иметь, в частности, преподаватель психологии. Ведь личностное развитие, включающее в себя и профессиональное, играет огромную роль в осуществлении им эффективной деятельности. Для осуществления такой деятельности преподавателю необходимы все важные качества (свойства) педагога (психофизиологические и личностные), педагогические способности, направленность. В современном цивилизованном обществе преподаватель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают ученики. Это требует от общества создания условий для личностного и профессионального развития преподавателей, которые наиболее будут подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.

Анализируя проведенные исследования, можно сказать, что в первые два-три года своей деятельности в высшей школе преподаватель, в основном, совершенствует специальные знания и проявляет творчество в поиске новых организационных форм и лишь затем начинается творческий процесс, интенсивное изыскание творческих решений в остальных областях. При этом необходимо подчеркнуть, что для наиболее эффективного развития профессионального творчества педагога ВУЗа необходимо сочетание внутренней готовности к творчеству и возможностей реализации ее на практике.

Наша работа показала, что эти возможности заложены в кадровой политике, в содержании учебных планов и программ, в совершенствовании материально-технической базы ВУЗа, в достаточном финансировании, программном и законодательном обеспечении профессиональной деятельности педагогов высшей школы, в изменении социокультурной ситуации.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов:

1. Преобразования последнего времени (например, разработка Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) вызывают необходимость улучшения работы педагогов ВУЗов, от которых зависит подготовка специалистов, способных преодолеть кризисные явления и поднять уровень благосостояния общества. Этим объясняется острота и актуальность проблемы развития профессионального творчества преподавателей психологии высшей школы;

2. Профессиональное творчество преподавателя высшей школы необходимо рассматривать не только в контексте учебно-воспитательного процесса ВУЗа, но и современного состояния всей системы высшего образования и, шире, в контексте тех тенденций, которые отличают процесс развития образования в целом;

3. Являясь по своей сути обязательной характеристикой профессиональной деятельности преподавателей ВУЗов творчество последних, вместе с тем, на разных исторических этапах развития высшей школы понималось по-разному: от творческого преобразования отдельных форм и методов обучения и воспитания до творческого переосмысления учебно-воспитательного процесса в целом;

4. Профессиональное творчество для преподавателя ВУЗа не самоцель, а средство достижения наиболее оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Оно выступает как один из главных факторов, обеспечивающих высокую профессиональную подготовку будущих специалистов;

5. Оптимальное развитие профессионального творчества преподавателя высшей школы не может быть достигнуто исключительно организационными мерами, направленными на проектирование и реализацию целостного учебно-воспитательного процесса в ВУЗе на основе создания системы совместной творческой деятельности всех его участников. Необходим ряд условий, непосредственно связанных с совершенствованием личности педагога высшей школы. Важнейшими из них мы считаем развитие творческой индивидуальности преподавателя ВУЗа и целенаправленное формирование его индивидуального стиля деятельности.

6. Процесс развития профессионального творчества преподавателя ВУЗа будет успешным и эффективным, если внутренняя потребность и готовность личности к творчеству подкреплена возможностями их реализации на практике.

Рассматриваемая проблема многоаспектна и ее решение не исчерпывается нашим исследованием. Необходимым и перспективным представляется дальнейшее раскрытие сущности процесса развития профессионального творчества преподавателей педагогических ВУЗов. В этой связи необходимо дать анализ теоретических проблем данного процесса. Также заслуживает внимания поиск оптимальных критериев его результативности.

· Таким образом, проблема обоснования теоретико-методологических основ формирования креативности преподавателя психологии высшей школы в системе непрерывного образования разработана недостаточно и имеет важное значение в условиях профессиональной педагогической деятельности в современных условиях. Вместе с тем, можно констатировать наличие ряда противоречий между существующей системой подготовки педагогических кадров и современными социальными и личностными потребностями, обусловленными глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни:

· между объективной потребностью общества сделать современную школу более гуманной, привлекательной и сохранением преимущественно авторитарной, массовой школы, не создающей условий для творческого проявления личности как обучаемого, так и педагога;

· между требованиями, предъявляемыми личностью и обществом к результатам образования и сложившейся концепцией массово-репродуктивного педагогического образования;

· между тенденцией к непрерывному формированию творческого мышления, развитию творческих способностей и сложившейся узкопрофильной подготовкой преподавателя высшей школы;

· между гуманитарной основой профессиональной деятельности педагогов высшей школы, основанной на субъект-субъектном взаимодействии и недостаточной представленностью психолого-педагогической компоненты этой подготовки.

Решение этой проблемы видится нам в отказе от передачи готовых знаний и ценностно-нормативных представлений в процессе обучения средствами репродуктивной педагогики и в выработке новых - креативных психолого-педагогических технологий обучения.

 

Источники и литература

1. Коменский о творчестве в профессии учителя // Педагогическое наследие Я.А. Коменского и современная школа: (к 400-летию со дня рождения): Тезисы выступлений на обл. н/практ. конференции. - Рязань, 1992. - С. 44-45.2. Маркова А.К.,  Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993. - С. 315.3. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление / А.И. Мищенко.  –  М.,1999. – С.396.

4. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Поиски и решения. Из опыта работы Рязанского педагогического института // Воспитание: Проблемы, поиски, решения / АПН, НИИ ТиМв. - M., 1992. - С. 196-201. - Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика» 05.10.92. №14-892.

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. / И.П. Подласый. – М., ВЛАДОС, 2003.  - С.576.

6. Проблемы педагогического творчества // Технология учебно-воспитательного процесса: Тезисы выступлений на обл. н/практ. конференции. - Рязань, 1991. - С. 161-163.

7. Проблемы практической подготовки студентов к работе в сельской школе // Сельская малокомплектная школа: Проблемы подготовки учителя. Ч. 1: Тезисы докладов Всеросс. н/практ. конференции. - Орел, 1992. - С. 49-54. (В соавторстве).

8. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. – М., 1995. – С.256.9.  Творческие формы работы со студентами в курсе «Введение в педагогическую профессию»// Активные формы и методы обучения в ВУЗе: Тезисы докладов межвуз. конференции. - Рязань, 1994. - С. 175-127.10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие./ И.Ф.Харламов – М., Гардарики, 2002. –  С.519.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...