Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реабилитационные учреждения для несовершеннолетних.

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается

деятельность государства, нацеленная на формирование и

развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию

негативных факторов, воздействующих на личность, на создание

условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. В более

узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность

законодательно закрепленных экономических и правовых

гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных

прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Ведущим элементом социальной защиты населения является

социальное обслуживание.

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по

социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-

медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых

услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации

и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной

ситуации.

Социальная служба — система государственных и негосударственных

структур, осуществляющих социальную работу и

имеющих в своем составе специализированные учреждения

для оказания социальных услуг и органы управления ими.

В Концепции развития социального обслуживания населения

Российской Федерации (1993) определены следующие функции

социальных служб:

функция социальной помощи — выявление и учет семей и отдельных

лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке,

оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся

временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям

условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия,

семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся

в постороннем уходе; содействие развитию нетради-

ционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

организация временного вынужденного пребывания ребенка

вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское

учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования — консультирование специалистов,

участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка

юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский

медико-психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации — социальная

медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с

отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков,

детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная

реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными

возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования

социальных нужд — предоставление клиенту информации, необходимой

для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение

среди населения медико-психологических, педагогических

и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных

проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе,

разработка и реализация конкретных мер, направленных на их

устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий

и социальных конфликтов — участие в разработке чрезвычайных

программ, формирование в рамках спасательных служб бригад

социальных работников и т.п.

В рамках Министерства труда и социального развития действует

более 2 тыс. разнообразных социальных учреждений для детей

и подростков. Помимо специализированных социально-реабилитационных

учреждений для несовершеннолетних, ориентированных

непосредственно на дезадаптированных детей и подростков,

существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные

центры социальной помощи семье и детям, центры психологической

помощи, центры комплексной социальной помощи,

социальные приюты и др.

Отличительной чертой подобного рода центров, комплексов,

служб является выделение в их организационной структуре отделов

социально-педагогического, социально-правового профиля. В

штатное расписание этих учреждений вводятся ставки социальных

педагогов, социальных работников, специализирующихся на работе

с детьми и молодежью, инспекторов по охране детства. Приведем

несколько примеров.

С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты

Российской Федерации (сегодня Министерство труда и социального

развития) начинали действовать центры помощи детям, оставшимся

без попечения родителей. Данные центры осуществляют

социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей,

защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство

под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также

усыновление в зависимости от их психофизического состояния.

В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения

родителей, непременно должна входить социально-правовая и

информационная служба, которая:

- обеспечивает социальную и юридическую защиту детей, находящихся

в центре;

- совместно со специалистами по охране детства на местах готовит

личные дела детей для определения их на дальнейшее воспитание;

- совместно с работниками приемно-диагностического отделения

ведет работу по подбору несовершеннолетним усыновителей,

опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по

определению подростков в государственное учреждение для дальнейшего

воспитания;

- готовит материалы для предоставления на психолого-медико-

педагогическую комиссию центра;

- оказывает консультативную и практическую помощь детям,

переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их

воспитанием;

- выявляет и учитывает детей, подлежащих усыновлению, из

числа находящихся в государственных учреждениях, осуществляет

работу по подбору им усыновителей;

- проводит консультации для администрации и педагогов детских

государственных учреждений по вопросам охраны детства;

- ведет среди населения пропаганду различных форм воспитания

детей, оставшихся без попечения родителей, выявляет и учитывает

лиц, желающих принять в семью таких детей, обеспечивает

правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усыновителей,

опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

- создает единый банк данных о детях, подлежащих усыновлению,

опеке, попечительству и т.п., и взрослых лицах, желающих

принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и оперативное

использование заложенной в нем информации.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной

помощи семье и детям. Он предназначен для оказания

семьям и детям, проживающим на территории города, района

или микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременной

и квалифицированной социальной помощи различных

видов (социально-экономической, психолого-социальной,

социально-педагогической, медико-социальной, юридической,

социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальной

поддержке. Цель деятельности центра — способствовать реализации

права семьи и детей на защиту и помощь со стороны

государства, содействовать развитию и укреплению семьи как

социального института, улучшению социально-экономических

условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия

семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и

государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Задачи центра корректируются в зависимости от социально-

демографической ситуации в регионе, национальных традиций,

нуждаемости населения в конкретных видах социальной помощи

и услуг и других факторов. Основными задачами центра являются:

- выявление совместно с государственными и неправительственными

организациями (органами и учреждениями образования,

здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями

многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов

и др.) причин и факторов социального неблагополучия

конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной

помощи;

- определение и предоставление конкретных видов и форм

социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных,

социально-педагогических, юридических и иных социальных

услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной

помощи;

- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем

самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по

преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся

в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних,

защите их прав;

- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в

городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности

в социальной помощи и подготовка предложений по развитию

сферы социальных услуг;

- привлечение различных государственных и неправительственных

организаций к решению вопросов социального обслуживания

семей и детей.

Клиенты имеют право обратиться в центр лично, по телефону,

а также направить письменное заявление или просьбу. Допускается

анонимное обращение для получения отдельных видов

помощи. Общение между клиентами и сотрудниками центра может

происходить и вне центра. По приглашению семей сотрудники

центра могут обслуживать клиентов на дому.

Структурные подразделения центра: отделение первичного

приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение

социально-экономической помощи; отделение медико-социаль-

ной помощи; отделение психолого-педагогической помощи; отделение

профилактики безнадзорности детей и подростков и др.

Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной

защиты детства является социальный приют.

Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным

детям и подросткам, организация их временного проживания,

правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство.

Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:

- обеспечить временное проживание детей и подростков в нормальных

бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания,

коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного

ухода и гигиены;

- предоставить возможность посещать учебное заведение, обучаться

по индивидуальной программе либо работать подросткам,

по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатного

учреждения, на период пребывания в приюте;

- оказать психологическую, психокоррекционную и иную помощь

по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействовать

возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим,

устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей;

- содействовать в определении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего

совместно с заинтересованными ведомствами (помощь

в устройстве на постоянное место жительства, возвращение

в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в

другое детское учреждение, постоянное или временное трудоустройство

подростков, нуждающихся в этом).

Структура приюта определяется с учетом задач, возможностей,

наличия специалистов. Могут быть образованы отделы по

основным направлениям работы (приемное, стационарное отделения,

отдел социально-правовой службы и т.п.), а также подразделения

внутри отделов.

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:

- собирает информацию, касающуюся социального статуса

ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в

ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при

необходимости — со школой, другими учреждениями, органами

внутренних дел, соседями);

- собирает и ведет документацию на каждого ребенка;

- анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе

ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возможности

для социализации ребенка и его устройства;

- устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями,

занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных

семей;

- готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под

опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директором

и другими сотрудниками);

- осуществляет социальную поддержку ребенка во время его

пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, профессиональном

обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных

проблем);

- помогает директору приюта в подготовке документов для

возбуждения уголовного дела в интересах ребенка;

- содействует в организации жизнедеятельности и воспитания

ребенка в приюте;

- берет на себя обязанности педагога-воспитателя в случае отсутствия

его в штатном расписании приюта.

Особое место среди учреждений социальной защиты населения

занимают социальные службы для молодежи, которые создаются

на межведомственной основе с привлечением специалистов

из комитетов по делам молодежи, органов управления образованием.

Оно объясняется спецификой этой возрастной категории и

наибольшей потребностью вступающих в жизнь молодых людей в

социальной поддержке.

Социальные учреждения такого типа оказывают услуги, связанные

с проблемами жизненного старта и другими собственно

молодежными проблемами, предоставляя помощь в формах и

способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры.

Причем услуги и помощь оказываются преимущественно

силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы

сверстников.

Задачи создания социальных служб для молодежи:

- организация квалифицированного и разностороннего консультирования

молодежи в зависимости от конкретных причин

социальной дискомфортности;

- предоставление помощи молодым гражданам, попавшим в

сложную жизненную ситуацию (нарушившим связи с ближним

окружением, оказавшимся в обстоятельствах, связанных с социальным

напряжением либо стихийными бедствиями), а также в

связи с вынужденной миграцией;

- выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших

к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разработка

путей их решения или устранения;

- развитие социальной инфраструктуры с учетом специфики

потребностей молодежи;

- создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение

их деятельности.

Существуют следующие виды социальных служб: центры информации

и документации, молодежные биржи труда, центры

социально-психологической помощи (в том числе телефоны до-

верия), наркологические службы, приюты для подростков и молодежи,

службы, направленные на восстановление физического,

психического и социального статуса молодых инвалидов, центры

реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центры

юридической помощи и консультации, службы помощи молодой

семье, досуговые центры, сексологические консультации (в том

числе ≪Анти-СПИД≫), центры ресоциализации вернувшихся из

мест заключения и др.

Это далеко не полный перечень учреждений, центров, служб

Министерства труда и социального развития Российской Федерации

и его территориальных представительств, где ведется социально-

педагогическая работа. На фоне обострения современных

проблем детства очевидна необходимость дальнейшего развития

и совершенствования деятельности социальных педагогов

в системе социальной защиты населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...