Общая схема анализа рисунка
1. Чем рисунок является - результат взаимодействия сигнальных систем и функционирования системы «глаз-мозг-рука»; - Я-проекция; - рассказ в образах; - способ духовного освоения мира и самовыражения; - эстетическое освоение мира и души; - индикатор индивидуальных особенностей. 2.Диагностические признаки - форма, пропорции, размер, цвет; - состав линий; - расположение на листе; - способ прорисовки, наличие штриховки; - особенности нажима; - композиционное построение; - содержание изображения; - степень осмысленности. 3.Способы анализа - целостный (типологический); - поэлементный 4.Что выявляет рисунок - состояние моторики; - самооценка и направленность; - индивидуально-типологические и возрастные особенности; - художественные способности; - графическая культура; - интеллектуальное развитие; - эмоциональное состояние; - особенности темперамента; - когнитивные стили; - состояние межличностных отношений; - развитие фантазии и воображения; - особенности мотивации; - наличие патологии, состояние здоровья; - психологический тип; Развитие рисунка в онтогенезе предполагает, что в рисовании ребенок проходит несколько стадий. Первая - стадия «мараний», (2—3 года) когда ребенок, подражая взрослому, выписывает на бумаге бессмысленные каракули. Но через определенное время, каракули начинают замещать для ребенка многое из того, что он видит в жизни. Указывая на каракули, ребенок утверждает, что это папа, а это мама, а это бабушка и т. д. Считают, что первые каракули ребенка относятся не к области изображения чего-то, а скорее к области представления. Это волнующая попытка осуществить нечто видимое, чего на бумаге прежде не было, но было в жизни. Рисование каракулей детей могут отражать эмоциональное состояние или эмоциональное отношение ребенка к тому, что он пытается изобразить. Вторая стадия - стадия примитивного изображения (3—4 года). Попытки детей что-либо нарисовать на первой стадии еще не достигают успеха, но через некоторое время из каракулей вырисовываются фигуры, близкие к геометрическим — треугольникам, кружкам, квадратам и прямоугольникам. Эти фигуры еще очень неровны, но дети начинают постигать важный факт: с помощью линий можно создать изображения, различающиеся по форме, которые могут напоминать что-либо. Например, нарисованные кружки напоминают камушки или пуговицы. Формы становятся проводниками мыслей ребенка. По мнению В. В. Зеньковского, который разделяет выразительную и изобразительную деятельность ребенка, между ними нет глубокой связи, творчество «одушевляется» чувством формы. Отсюда один из важных корней основной особенности рисунков — их символизм. Так возникают смешные «головоноги» с огромными глазами-овалами. Третья - стадия схематического изображения (с 4 до 8—9 лет). Эта стадия тянется долго и заканчивается в зависимости от индивидуальных способностей ребенка к изобразительной деятельности. Иногда, будучи взрослыми, люди не достигают четвертой стадии, оставаясь на третьей. На стадии схематического изображения дети часто рисуют фигурки человека. Эти человечки и представляют собой изображения-схемы. Далее, дети рисуют дома, корабли, машины и т. д. Но эти рисунки выглядят схематично: руки-линии как палочки, голова — кружок, два прямоугольника — корпус машины на кружках колесиках и т. д. На этой стадии происходят сильные изменения в развитии ребенка, расковывается его фантазия, усложняются представления. Ребенок уже в состоянии выполнить рассказ в образах, который может быть понятным для окружающих. Четвертая - стадия правдоподобных изображений (с 9 до 12 лет и
далее), которая характеризуется постепенным отказом от схематического изображения. На этой стадии совершается попытка воспроизвести мир более объективно. На этой же стадии дети овладевают приемами рисования с натуры, постигают особенности формы, перспективы, пропорций, фигуры и фона. Овладение стадией правдоподобных изображений невозможно без обучения. Индивидуальные способности к рисованию проявляются здесь более отчетливо. Попытки освоить эту стадию наблюдаются практически у всех детей, однако становится доступной она далеко не всем детям. Здесь требуются либо художественные способности, которые позволяют быстро обучиться, либо терпеливое овладение навыками рисования правдоподобных изображений. В этой стадии можно заметить одну важную ступень в развитии художественных способностей - подражание. Происходит выбор – кому подражать, у кого учиться, что перенимать. Именно на этой стадии осуществляется освоение мира художественными средствами изображения. Копирование работ художников является необходимой стадией, и те, кто в достаточной степени этими навыками овладел, в дальнейшем могут достичь совершенства. Еще один вид копирования - рисунки с натуры, когда «копируется» пейзаж, натюрморт, отдельный предмет или человек. Именно через подражание природе или миру вещей ребенок приходит к следующей, пятой стадии - художественное изображение. На пятой стадии проявляется графическая культура человека, представляющая собой необходимое условие для овладения профессиональным мастерством в самых различных видах деятельности. На данной стадии осуществляется эстетическое самовыражение. Здесь проявляется художественная фантазия, сила воображения, реализуются творческие замыслы и способность его воплощения. На этой стадии формируется призвание художника, совершенствуется его мастерство, профессиональное становление. На этой стадии материализуется дух, претворяются в жизнь идеи человека, который становится художником, творцом. Здесь определяется его жанровая избирательность, тематическая направленность, способы самовыражения. Исследования свидетельствуют о закономерном изменении рисунка, в особенности фигуры человека, в процессе возрастного развития. Установлена корреляция между показателями психического развития и совершенствованием детского рисунка. Еще в начале XX в. было показано, что рисунок может быть индикатором психического развития.
В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, например, опросников, рисунок имеет целый ряд преимуществ: а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с 2—3 лет; б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность может быть значительно выше; в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии - от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда; г) для психологического анализа рисунок предоставляет большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности — наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|