Вдруг Сэмми и верблюд услыхали звук сирен. Они поглядели в сторону звука и увидели огонь. "Похоже, вон там на ферме начался пожар, - встревожился верблюд. - Пожарные машины не смогут добраться сюда, потому что мост недавно смыло. Есть только один способ потушить пожар: всем слонам надо носить воду в своих хоботах и заливать огонь. Но все они на окраине города с дрессировщиком и готовятся к вечернему представлению".
(Неизбежное
решение)
Малыш Сэмми вопросительно посмотрел на верблюда: "Что же нам делать?" "Теперь вся надежда на тебя", - ответил тот. "Что ты имеешь в виду?" - спросил Сэмми. "Запомни одну очень важную вещь. Как ты знаешь, слоны очень долго могут удерживать воду в хоботе. Я тебя научу этому, и ты тоже сможешь долго-долго удерживать воду.
(Репетиция)
А когда ты этому научишься, то отправишься к озеру, опустишь хобот в воду и сам увидишь и услышишь, как вода будет втягиваться в него, и ты сможешь без труда удерживать ее в течение долгого времени. А теперь представь, как ты направляешься к месту пожара и тушишь его, выпустив всю воду в самый нужный момент, не проронив ни капли ни за милю, ни за полмили, ни даже за несколько шагов до места пожара. Ты выпустишь воду только, когда будешь совсем рядом и точно направишь свой хобот". [Долгая пауза.]
(Утилизация
приятных прошлых воспоминаний)
"Просто вспомни какой-нибудь момент [пауза], когда ты был особенно счастлив и старался как можно дольше удержать это чувство [пауза]. Или вспомни, как долго ты сдерживал волнение в ожидании подарка ко дню рождения, гадая, что же это будет. Все знают, что слоны обладают хорошей памятью и всегда запоминают все важное [пауза]. Вот и ты вспомни то важное, чему ты когда-то научился и что прекрасно сохранилось в твоей памяти." [Долгая пауза.]
Сэмми становится участником кризисной ситуации. Отсутствие остальных слонов только подчеркивает важность посыла: "теперь вся надежда на тебя". Больше надеяться не на кого (нет рядом родителей, сверстников, учителей, друзей), надо выходить из кризиса (энурез) самому. Верблюд продолжает выполнять свое дело обучения, помогая слоненку освоить необходимый опыт. Перенос воды слоненком ассоциируется у Джона с физиологической способностью удерживать воду. Чтобы слоненок понял необходимость успешного обучения, верблюд предлагает ему увидеть в деталях все свои действия. Таким образом, методом репетиции (Эриксон, 1980) готовятся практические действия.
"Путешествие героя" - вторичный уровень восприятия
(Вторичный
уровень
восприятия)
"Я выслушал вас, мистер Верблюд, и прямо ощущаю и вижу, как я все это делаю. [Пауза.] Я чувствую, что сейчас я справлюсь". [Долгая пауза.] Тогда верблюд и Сэмми отправились к озеру, где слоненок набрал столько воды, сколько удобно было держать [пауза].
(Путешествие
героя)
А затем они долго шли к месту пожара. И Сэмми прошел весь путь так, как сказал ему верблюд и выпустил всю воду в нужном месте и в нужное время.
(Торжество)
А когда он услышал звук вовремя ударившей в огонь струи, его охватило чувство радости и счастья. Лицо у него засияло, когда все вокруг стали хлопать в ладоши и приветствовать его криками одобрения: "Ура, Сэмми, у тебя все получилось!"
(Осознание
себя в новом
качестве)
Впервые за долгое время Сэмми ощутил, что он сделал что-то особенное. Местная газета писала о его удивительной способности, о таланте - [пауза] - очень долго удерживать воду, а потом вовремя выпустить ее в самом нужном месте.
(Аналогичные
навыки:
эффект
домино)
Со временем Сэмми сумел открыть в себе и другие забытые было способности. Он подумал: "Раз я знаю, как удерживать воду[пауза], то и все остальное смогу удержать". Как раз в это время мимо проходил верблюд. Увидев его, Сэмми крикнул: "Посмотрите-ка!" А сам прошел туда, где ставили главный шатер, поднял тяжелый деревянный столб и отнес его к самому центру шатра, где ему и было место.
(Осознание в
новом качестве)
Осторожно опустив столб, Сэмми почувствовал, как хорошо стало у него на сердце. Он видел, как надежно опустил он столб и слышал, как мягко лег он на землю. Верблюд улыбнулся слоненку и сказал: "Да, теперь ты научился этому и еще многим другим вещам. И пока ты остаешься частью этого цирка, очень важной его частью, с каждым днем ты будешь узнавать все больше и больше".
(Овладение
аналогичными
навыками
в будущем:
эффект домино)
Прошло несколько недель. Сэмми играл на своей площадке, когда увидел проходившего мимо верблюда. Тот напомнил слоненку: "Всякий раз, когда тебе захочется увидеть себя за каким-то новым занятием, просто вспомни все то важное, чему ты уже научился [пауза]. Ты можешь научиться всему, что нужно. Только не торопись и удерживай в себе те счастливые воспоминания". Сэмми посмотрел на верблюда, согласно кивнул головой и произнес: "Спасибо, мистер Верблюд, что помогли мне вспомнить то, что я давно знал".
Важно, что Сэмми теперь видит себя и все свои действия. Использование фраз типа - "вижу, как я все это делаю", "всякий раз, когда тебе захочется увидеть себя за каким-то новым занятием," - преследует двоякую цель: (1) помогает представить зрителю репетируемое действие и (2) активизирует вторичный уровень восприятия (Росси), который служит мостиком между осознанием своих новых возможностей ("вижу, как я все это делаю") и воплощением их в жизнь ("теперь я могу это сделать").
Победа "героя в конце путешествия" служит отправным пунктом для освоения других навыков и знаний путем переноса уже приобретенного опыта. Возможно, было бы эффективнее закончить завершающую часть метафоры криками приветствия герою, но достигнутая победа должна быть основательно "закреплена" в повседневной практической деятельности, чтобы сработал эффект домино и Сэмми "мог бы успешно удерживать" все, что нужно.