IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ «СМЕШАННОЙ» ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ Селезнева Н.И. -учитель-логопед, ОУ № 236, Фрунзенский район Пояснительная записка Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения. Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи - дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия. При «смешанной» дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР), нарушения письма носят системный характер. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителя, родителей. Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях: • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов); • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский);
• поэтапное формирование умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности. Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Задачи: • уточнение и развитие пространственно-временных пре, ставлений; • развитие функции фонематического анализа и синтеза; звуко-слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза; • коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи • развитие связной речи. Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у учащихся 2-3-х классов. С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий - 2-3 раза в неделю. Продолжительность группового занятия - 40 минут, индивидуального - 20 минут, Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем. Содержание Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Количество часов рассчитано на один учебный год и зависит от периодичности занятий. Если занятия проводятся 2 раза в неделю, то в течение года ребенок занимается 60 часов, если 3 раза в неделю, то 90 часов. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
Й КЛАСС I этап. Диагностический На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. // этап. Звукослоговой состав слов Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза. /// этап. Дифференциация твердых и мягких согласных Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда; обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных. IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буквам; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и-у; буква е, звуки у, э; буква ю, звуки у, у; дифференциация и-у. V этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам. Основной задачей этого этапа является: • развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи; • дифференциация звонких и глухих согласных; • дифференциация твердых и мягких согласных; • дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам; • дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам; • дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам. Методические рекомендации Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности: • каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком); • затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма. 3-Й КЛАСС I этап. Диагностический Обследование учащихся проводится по той же схеме, что и во втором классе с изменением содержания речевого материала (материал подбирается соответственно возрасту школьников).
// этап. Коррекционно-логопедическая работа на фонетике-фонематическом уровне Дифференциация понятий «звук» и «буква». Фонетико-фонематический анализ слов. Мягкий знак. Разделительный мягкий знак. Гласные второго ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных. Согласные ж, ш, ц. Согласные ч, щ. Слогоритмическая организация слова. III этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне Синонимы, антонимы, многозначность слов. Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Однокоренные слова. Дифференциация предлогов и приставок. Методические рекомендации Коррекционно-логопедическая работа над именем существительным проводится в следующей последовательности: формирование понятия о предмете, классификация имен существительных по группам, употребление имен существительных в единственном и множественном числе, образование имен существительных различными способами (суффиксальным, префиксальным, префиксально-суффиксальным). При работе над глаголом важное место должны занять упражнения в словоупотреблении и словообразовании. А также умение ставить вопросы к глаголам, изменять их по числам и временам, согласовывать глаголы с именами существительными. При работе над именем прилагательным необходимо включать упражнения по классификации лексики (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т. д.), изменению имен прилагательных по числам и родам; согласованию имен прилагательных с существительными. IV этап. Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Методические рекомендации При работе над предложением следует учить: • выделять предложения из сплошного текста; • учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
• формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены (подлежащие и сказуемое) и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов с второстепенным членом предложения; • формировать умение определять части речи на основе лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий Направление работы:Коррекция «смешанной» дисграфии у учащихся 2-х классов
IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв | 16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. | 1. | Звук и буква а | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | 2. | Звук и буква о | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. | 3. | Дифференциация о - а | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. | 4. | Звук и буква у | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. | 5. | Дифференциация у — а | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. | 6. | Звук и буква и | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. | 7. | Дифференциация и —у | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. | 8. | Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. | 9. | Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. | 10. | Дифференциация ё - ю | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|