Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная собственность

Тема: Собственность в системе экономических отношений

Цели:

-уяснить содержание понятия «собственность» как экономической категории;

-структуру собственности и формы ее реализации;

-место и роль различных форм собственности в современной рыночной экономике;

-результаты реформирования отношений собственности в современной России.

 

План

  1. Понятие собственности как экономического отношения.
  2. Экономическая теория прав собственности.
  3. Структура собственности.
  4. Государственная собственность в рыночной экономике.
  5. Приватизация собственности.

 

  1. Понятие собственности как экономического отношения

Собственность – это не вещь, не отношение человека к вещи, а отношение между людьми по поводу присвоения вещи. Это двустороннее отношение: А) отношение присвоения; Б) отношение отчуждения. В этом отношении два субъекта и один объект. Один субъект присваивает вещь, другой отчуждает. Это простейшая структура отношений собственности как экономического отношения. В нее включаются следующие элементы:

1) субъекты собственности – это те люди и классы, которые вступают в отношения по поводу присвоения вещи; Например, исторически в качестве субъектов собственности выступали члены первобытной общины (первобытнообщинная собственность); рабы и рабовладельцы (рабовладельческая собственность); феодал и крепостные крестьяне (феодальная собственность); индивидуальные товаропроизводители (трудовая частная собственность); капиталисты и наемные рабочие (капиталистическая собственность); государство класса капиталистов и все члены общества (государственная капиталистическая); государство трудящихся и все члены общества (государственная социалистическая) и др.

2) объекты собственности, то по поводу чего складываются отношения присвоения-отчуждения: а) средства производства; б) предметы потребления; в) продукты интеллектуального труда.

Вещественные объекты собственности называются имуществом.

3) само отношение «присвоение-отчуждение». Собственность как экономическое отношение – это исторически определенная форма (способ) присвоения материальных благ в процессе их производства и воспроизводства. Отношение «присвоение-отчуждение» между конкретными, исторически определенными субъектами называется способ присвоения материальных благ. В истории существовали следующие основные способы присвоения:

-частный способ: существует тогда, когда присвоение осуществляется обособленно, одним субъектом индивидом или группой лиц: а) индивидуальный, б) коллективный субъект;

-общественный способ складывается при совместном присвоении всеми членами общества;

-трудовой складывается, когда субъект присваивает посредством своего труда (кто создает продукт, тот его и присваивает);

-нетрудовой способ существует, когда владелец средств производства присваивает продукт обособленно от производителей.

Признаки различения экономических форм собственности:

-способ присвоения;

-субъекты присвоения;

-объекты присвоения.

Трудовой способ характерен для первобытнообщинной формы собственности, индивидуальной частной трудовой, коллективной трудовой (кооперативной), социалистической.

Нетрудовые формы: рабовладельческая, феодальная, коллективная капиталистическая (акционерная), государственная капиталистическая.

 

Собственность – основное производственное отношение. Это значит, что в зависимости от господствующего в данное время способа присвоения складываются все остальные ПО (производства, распределения, обмена и потребления).

Собственность как экономическая категория используется для обозначения общественной формы соединения факторов производства – рабочей силы со средствами производства.

 

По форме собственность – это юридическое отношение, а по содержанию – экономическое отношение. Право собственности лишь закрепляет реальную, исторически сложившуюся экономическую форму собственности.

Собственность как юридическое отношение – это отношение человека к вещи, закрепленное законом. Собственность – это совокупность правомочий.

 

  1. Экономическая теория прав собственности

Право собственности – совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благ определенным физическим или юридическим лицом, или государством.

Это теория, получившая название теории «пучка прав собственности» была разработана представителями неоинституционального направления в 60-80- е годы. Авторы – Р. Коуз, А. Алчиян и др.

Согласно этой теории собственность определяется как пучок (букет) правомочий собственности.

В него включают:

1.Право владения, т.е. исключительного физического контроля над благами;

2.Право пользования, т.е. извлечения из блага полезных свойств;

3.Право управления;

4.Право на доход от использования блага;

5.Право суверена, или право на капитальную ценность вещи, т.е. право на определение дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление, изменение, уничтожение);

6.Право на безопасность, т.е. на иммунитет (защиту) от экспроприации блага;

7.Право на завещание или наследование блага;

8.Право на бессрочность обладания благом;

9.Запрет на вредное использование блага;

10.Ответственность в виде взыскания, т.е. возможность изъятия блага в уплату долга;

11.Остаточный характер прав собственности, т.е. обязанность возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока.

В институциональной теории собственность – это закрепленные законом (легитимные) правила поведенческих отношений между людьми по поводу благ.

Права собственности на блага могут переходить от одного субъекта к другому, при этом они приобретаются тем субъектом, который может обеспечить их наилучшее использование (более эффективное, приносящее наибольшую выгоду).

Приобретенные права комбинируются таким образом, чтобы их реализация приносила собственнику наибольший доход.

В зависимости от того, как права собственности комбинируются между собой и распределяются между различными лицами, образуются те или иные формы собственности. В том случае, когда все множество или некоторые из названных прав закрепляются за одним лицом, образуется индивидуальная частная собственность. Если же права собственности закрепляются за государством, образуется государственная форма собственности.

Затраты на организацию защиты и передачи прав собственности от одного субъекта к другому называют трансакционными издержками. Сюда включаются, в частности, издержки на получение информации, ведение переговоров, оформление контрактов, контроль за их соблюдением, юридическую защиту прав собственника.

Трансакционные издержки возрастают, когда права собственности нечетко специфицированы. Спецификация – это четкое определение прав собственности, закрепленное законом за отдельными субъектами. Чем хуже (нечетко) закон определяет права собственности, чем хуже государство контролирует соблюдение закрепленных прав, тем выше трансакционные издержки.

Теоремой Коуза называют следующую зависимость: если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства остается неизменной. При нарушении этих условий возникает необходимость организационной перестройки сферы производства в фирме, чтобы свести к минимуму трансакционные издержки.

Например, если к снижению ТИ ведет рост централизации управления в фирме, тогда происходит вытеснение рыночных отношений, ибо это выгодно для фирмы.

Если права собственности четко определены и соблюдаются, нет необходимости в административном вмешательстве государства в отношения обмена между рыночными субъектами. Задача государства заключается только в обеспечении установленных прав собственности. А субъекты отношений сами договорятся о наиболее эффективном варианте распределения прав собственности.

Таким образом, не важно кто именно владеет правами собственности и как они распределены между субъектами, иначе говоря, не важно какова форма собственности, главное – четкая спецификация прав. Отсюда следует вывод: при условии четкой спецификации для того, чтобы установить оптимальное состояние хозяйственной системы, нужно менять не форму собственности, а форму организации производства.

Таким образом, в отличие от первого подхода, вещного, в данном случае речь идет о правовой трактовке и здесь экономические отношения собственности отождествляются с юридическими отношениями; под экономическими отношениями понимается не общественный способ соединения факторов производства, а обмен правами собственности.

Кроме того, в этой теории объясняется только одна историческая форма собственности – частная, то есть собственность – это неисторическое явление, существующее только в условиях рыночной экономики: собственностью считаются только те блага, которые являются редкими и доступ к которым ограничен. В противном случае блага ничьи, не являются объектом собственности.

Вместе с тем, экономическая и юридическая стороны собственности тесно взаимосвязаны и их подчас трудно разграничить.

 

  1. Формы собственности

 

В соответствии с тремя основными субъектами, собственность подразделяется на частную, государственную и общую (коммунальную). Далее выделение форм собственности обычно осуществляется путем дробления субъектов и «перемешивания» их в различных комбинациях.

Наиболее развернутая классификация форм собственности в России представлена «Общероссийским классификатором форм собственности», утвержденным в 1999 г.

В нем выделены следующие формы российской собственности.

1) Государственная собственность

А) федеральная собственность

Б) собственность субъектов РФ

2) Муниципальная собственность

3) Частная собственность

4) Собственность потребительской кооперации

5) Собственность общественных и религиозных организаций

6) Смешанная российская собственность

Государственная собственность

Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности государству. Государственная собственность отражает экономическое отношение присвоенности имущества государству.

Существенное значение в рыночной экономике государственная собственность приобрела после мирового экономического кризиса 30-х годов и, особенно, после Второй мировой войны. Это обусловлено тем, что рынок перестал быть саморегулирующейся, самонастраивающейся системой.

В начале 80-х годов, до волны приватизации в западных странах, доля госпредприятий в производстве ВНП составляла в Великобритании около 11%, Франции – 30%, Австрии – 32%, Швеции – 60%.

В отличие от Западной Европы, доля государственной собственности на средства производства в Японии и США значительно меньше. Однако существенную роль здесь играет госсобственность на готовую продукцию. В США государство закупает у производителей 40% продукции электронной и радиотехнической промышленности, 35% продукции черной металлургии, а всего около 22% ВНП.

Огосударствлению, прежде всего, подвергаются те предприятия и отрасли, которые не могут функционировать на рыночных принципах. Как правило, это предприятия, которые являются малодоходными или убыточными (угольная промышленность) или требуют крупных инвестиций, на которые не всегда идут частные вкладчики капитала. В 20 веке количество таких предприятий существенно возросло. Причины:

-послевоенная разруха;

-разрушительные экономические кризисы;

-ускорение НТП;

-обострение международной конкуренции.

Основными объектами государственной собственности являются:

1.Высокомонополизированные предприятия, в которых экономически целесообразно сосредоточение в одних руках крупномасштабного производства. Такой бизнес сопряжен с высокими издержками производства либо низкой рентабельностью.

Это предприятия, во-1-х базовых отраслей национальной экономики (добывающая промышленность и первичная переработка сырья); во-2-х, производственной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика). Предприятия инфраструктуры принадлежат государству в среднем на 75% в Германии, Франции, Великобритании, на 25% в Японии и США.

2. Предприятия в новых и новейших отраслях с высоким конкурентным потенциалом, пока еще не дающие высокой нормы прибыли, обладающие высокой степенью риска для капиталовложений.

Предприятия этих групп являются, таким образом, экономической основой национальной безопасности страны. Без активного участия государства в этих отраслях, как показывает опыт России, национальная экономика теряет независимость и стабильное функционирование.

 

Государственная собственность образуется следующими способами:

1.Строительство новых предприятий за счет средств госбюджета.

2.Национализация частных предприятий: а) платная – путем выкупа; б) бесплатная – путем конфискации.

Наиболее крупными в истории волнами национализации были:

1) переход в собственность государства основных средств производства после Октябрьской революции 1917 г. Так, по Декрету СНК от 28 июня 1918 г. было национализировано 1110 частных предприятий и акционерных компаний. В их числе Металлический и Франко-Русский механический заводы, Сименс-Шуккерт и Сименс-Гальске, Скороход, Треугольник и др.

2) национализация предприятий принадлежавших нацистским преступникам после второй мировой войны в Западной и Восточной Европе.

3) Национализация 1982 г. во Франции после создания правительства блоком коммунистов и социалистов.

3.Образование смешанных частно-государственных предприятий а) путем покупки государством акций частных предприятий, б) путем продажи частным лицам акций государственных предприятий.

Роль государственной собственности заключается в создании общих экономических условий для нормального функционирования и развития всей национальной экономики. Основной целью государственных предприятий является не получение прибыли, а обеспечение общественных (государственных) интересов в стратегически важных сферах экономики:

Сельское хозяйство, ТЭК, транспорт, связь, телекоммуникации, ВПК, НТК, космос, мировой океан, охрана окружающей среды, здравоохранение, социальная сфера. Здесь необходимы громадные, долгосрочные инвестиции, велик экономический и научно-технический риск – факторы неприемлемые для частного капитала.

Государственные предприятия несут огромную социальную нагрузку. Если бы Газпром продавал свой газ населению и промышленным предприятиям по мировым ценам, как это делают частные нефтяные компании, то его коммерческая эффективность возросла бы в разы.

 

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским, районным и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальная собственность – разновидность общественной собственности. Субъекты – муниципальные образования. Права и обязанности собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Объекты муниципальной собственности: средства местных бюджетов и муниципальные банки, имущество органов местного самоуправления: земельные участки, предприятия, жилищный фонд, транспортные средства и иные средства производства, предметы потребительского характера, памятники истории и культуры, ценные бумаги и др.

Роль муниципальной собственности в экономике – обеспечивать социально-экономическое развитие муниципальных образований, т.е. способствовать поддержанию приемлемых социальных стандартов для всех жителей данных административных единиц, обеспечивать развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, стимулировать рост малого и среднего бизнеса и т.д.

Акционерная собственность. В последней трети 19 в. устанавливается господство акционерной собственности. Наряду с реальным капиталом, представленным в виде средств производства, появляется новая форма капитала – фиктивный капитал, в виде ценных бумаг, которые сами по себе стоимости не имеют, но имеют рыночную цену. Возникает новый объект собственности. Акционерная собственность возникает в результате выпуска и реализации акций. Субъекты собственности – держатели акций.

Акционерная собственность создает широкие возможности для привлечения капитала, расширения базы собственников, привлечение последних к управлению, наиболее эффективной эксплуатации рабочих и отчуждения.

 

  1. Приватизация собственности

По своей сути приватизация представляет собой процесс трансформации государственной собственности в частную, осуществляемый путем ее продажи или безвозмездной передачи.

Приватизация – общемировое явление: она имеет место и в промышленно развитых и в развивающихся странах. Она происходит периодически, перемежаясь волнами огосударствления. Ее задача – восстановление необходимого баланса различных форм собственности, обеспечивающих выполнение различных общественно полезных функций. Этого не было в бывшем СССР. Налицо было тотальное огосударствление. Более того, госсобственность лишь временно допускала совместное сосуществование с колхозно-кооперативной собственностью. В итоге были преданы забвению национальные хозяйственные и трудовые традиции, процветала гигантомания. Полное огосударствление не оправдало себя. И к концу 80-х- началу 90-х годов в обществе созрело осознание необходимости трансформации собственности, ликвидации монопольного положения одной из ее форм. Появляется аренда, кооперативы и индивидуальная трудовая деятельность и государственная собственность утрачивает монопольное положение.

В России с 1992 года господствующей формой разгосударствления стала приватизация. Главной ее целью реально стала ускоренная и облегченная передача общенародной собственности нарождающемуся классу капиталистических собственников.

Отсюда вытекает ряд особенностей российской приватизации:

Незаконный характер.

Во-первых, приватизация началась без общенародного референдума (опроса, имеющего силу закона);

Во-вторых, согласно закону РФ о приватизации, право граждан на участие в приватизации должно было оформляться в виде именных приватизационных чеков и этим гарантировалось присвоение каждым участников своей доли общенародного имущества. Вместо этого были выпущены ваучеры – анонимные приватизационные чеки, позволившие мгновенно перераспределить госсобственность и сконцентрировать ее в руках преимущественно получателей нетрудовых доходов.

Например, цена 324 крупнейших заводов в среднем составила менее 4 млн. долл. за 1 предприятие. Так, «Уралмаш» (34 тыс. рабочих) продан за 3 млн. 700 тыс. долл. Для сравнения средняя хлебопекарня в Европе стоит около 2 млн. долл. Далее – залоговые аукционы, на которых были проданы основные нефтяные компании по мизерным ценам за 4% от реальной стоимости.

2. Ускоренный характер. За 3,5 года (с 1992 г. по май 1995 г.) было приватизировано почти 50% предприятий. Для сравнения: за 10 лет (1979-1088 гг.) в Великобритании госсектор, составлявший около 11% национальной экономики, сократился всего лишь на 4%. При этом необходимо учитывать различные стартовые условия, в которых осуществлялась приватизация: в России – отсутствие опыта практических рыночных отношений, в Великобритании – многовековое господство частной капиталистической собственности.

3. Номенклатурный характер. Преимущественными правами приватизации обладали руководящие работники предприятий.

 

Этими особенностями обусловлены основные социально-экономические последствия приватизации:

1) Низкая экономическая эффективность приватизированных предприятий.

2) Дробление крупных производственных комплексов, разрыв технологических цепей.

3) Разрыв сложившихся хозяйственных связей между предприятиями смежниками (поставщиками и потребителями).

4) Нарушение социальной справедливости. Общенародную собственность присвоили 5-7% населения, не вложив собственных трудовых усилий.

5) Осложнение проблемы дефицита государственного бюджета.

6) Стимулирование финансовой спекуляции – перепродажи ценных бумаг (ваучеров, акций инвестиционных фондов и т.п.) и недвижимости без роста производительного капитала, отток инвестиций в сферу обращения.

7) Стимулирование инфляционных тенденций. Ваучеры не обладали реальной стоимостью.

8) Рост зависимости национальной экономики от иностранного капитала. Инвестиционный спрос на приватизируемые предприятия предъявляли преимущественно иностранные компании, в т.ч. через подставные фирмы, а также российские банки, представлявшие иностранные интересы.

9) Криминализация экономики, прежде всего незаконные методы перераспределения собственности, рост взяточничества, коррумпированности государственного аппарата.

Приватизация в России имеет следующие существенные социально-экономические результаты:

1.полное отчуждение работников от государственной собственности;

2.деиндустриализация российской экономики, выразившаяся в разрушении ранее конкурентоспособных отраслей и утяжелении структуры национальной экономики за счет гипертрофированного развития добывающей промышленности и первичной переработки сырья.

 

Частная собственность может быть инструментом структурной перестройки экономики, но только в том случае, если она возникает естественным путем и дополняет, а не вытесняет другие необходимые формы собственности. В противном случае частная собственность не может выполнить какие-либо общественно полезные функции.

В этой связи, в нашей стране, начиная с 2000-х годов, наблюдается расширение государственной собственности. Сначала в энергетическом секторе. Покупка Сибнефти и Юганскнефтегаза. Доля государства в Газпроме была доведена до контрольного пакета. Сургутнефтегаз. Процессы укрепления позиций госкорпораций осуществлялись в банковской сфере. Недавно сформированы холдинги в высокотехнологичных отраслях, например, холдинг в авиастроении «ОАК» с сильными позициями государства. Эти процессы можно обозначить корпоративной национализацией. Вмешательство государство в распределение собственности – это реакция на слабость национального капитала, который оказался не готов инвестировать в национальную экономику в долгосрочной перспективе и даже на определенном этапе, начиная с 2003 года, российская буржуазия не вся, но предпочла выйти из бизнеса, обезопасить полученный капитал через оффшорный механизм. Это также и показатель слабости самого государства, которое опасается, что не сможет обеспечить суверенитет над национальным производством. Зависимость от иностранного капитала растет. В последнее время вопрос об эффективности госкорпораций поднимается с особой остротой, вызывает горячие споры.

 

Эволюция форм капиталистической собственности:

A. В 17-19 вв. господствует индивидуальная капиталистическая собственность. Субъект – единоличный капиталист. Соединение в одном лице права собственности и экономических функций собственности (организация производственного процесса, распределение продукта, накопление капитала).

b. В последней трети 19 в. устанавливается господство акционерной собственности. Наряду с реальным капиталом, представленным в виде средств производства, появляется новая форма капитала – фиктивный капитал, в виде ценных бумаг, которые сами по себе стоимости не имеют, но имеют рыночную цену. Т.о. возникает новый объект собственности. Изменения в субъектах акционерной собственности:

-появление коллективного капиталиста в лице верхушки акционерного общества;

-появление менеджеров (наемных управляющих), которые берут на себя выполнение одной из экономических функций собственности – управление производством.

C. Кооперативная собственность появляется в начале 19 века и получает широкое распространение в начале 20 века. В этой форме собственности в лице всего трудового коллектива и каждого отдельного работника соединены труд, собственность и управление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...