Современная публицистическая картина мира. Традиции и новаторство
План Введение Современная публицистическая картина мира. Традиции и новаторство Ведущие темы публицистики наших дней Заключение Список использованной литературы
Введение
Публицистика (от лат. publicus — общественный) - род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и способах достижения выдвинутых целей. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, публицистика играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества, служит острым оружием идейной борьбы, средством общественного воспитания, агитации (См. Агитация) и пропаганды (См. Пропаганда), способом организации и передачи социальной информации. Публицистика обращается к явлениям современности во всём богатстве складывающихся в ней конкретных социальных ситуаций (в общественно-политической, экономической, культурно-идеологической и др. сферах). Характеризуя задачи публицистической деятельности большевиков, В. И. Ленин писал: «Мы должны делать постоянное дело публицистов — писать историю современности и стараться писать её так, чтобы наше бытописание приносило посильную помощь непосредственным участникам движения и героям-пролетариям там, на месте действий, — писать так, чтобы способствовать расширению движения, сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты». По природе своей обязанная «поспевать за событиями» и давать оценку явлениям текущей действительности, опираясь на фундаментальные социально-политические идеи, публицистика, подчёркивал Ленин, обладает способностью «... подводить итоги, делать выводы, почерпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые пригодятся завтра, в другом месте...» (там же) и таким образом активно влияет на формирование мировоззрения. Отображение и оценка ситуаций современности в произведениях публицистика протекает в свете социально-классовых идеологических позиций публициста как представителя определённых социальных сил и сопровождается проповедью (открытой или замаскированной в зависимости от политической ситуации и цензурных условий) идеалов социального устройства и путей их осуществления. Прогрессивная публицистика всегда стремилась создавать правдивую картину жизни, верно оценивать явления современности, выносить справедливые приговоры и показывать реальные перспективы.
Публицистика содержит огромный документальный материал о самых различных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения публицистики выступают как летопись общественно - политической борьбы, исторический источник, содержащий обширные фактические данные, характеристики позиций различных социальных сил, а также образные зарисовки событий, характеров, быта, сведения по науке, культуре. Метод публицистики предполагает целостное идейно направленное отображение актуальных явлений современности. Для сбора конкретных сведений применяются эмпирические методы (наблюдение, опрос, беседа, интервью, анализ документальных материалов и др.), для получения обобщённых выводов и характеристик — методы социально-исторического исследования и художественного творчества. Это приводит к созданию произведений, своеобразие стиля которых заключается в сочетании выраженных в рационально-понятийной форме характеристик и оценок событий, явлений и процессов текущей истории, пропагандируемых идеалов с художественно-образным воссозданием картин жизни, портретов современников, характеров и судеб участников событий. Публицист, таким образом, сочетает качества общественно-политического деятеля с чертами исследователя и художника. В создании произведений часто используются также способы научной популяризации. В рамках публицистики сформировались особые идейно-тематические разновидности, повествовательные формы и жанры. Среди идейно-тематических разновидностей важнейшее место занимает собственно политическая публицистика, большое распространение получили экономическая, морально-этическая, философская. Многообразны формы публицистики — событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая, сатирическая, полемическая и дискуссионная. Сложилась система жанров газетно-журнальной публицистики — интервью, корреспонденция, комментарий, рецензия, передовая и проблемная статьи, воззвание, обозрение, путевые заметки, письмо, очерк, памфлет, фельетон и др. Жанры ораторской публицистики (выступление, речь, доклад, беседа и др.) активно используются в современном мире на телевидении и радио, где в модифицированных формах находят применение также и жанры газетно-журнальной публицистики (Телевидение, Радиовещание). Названные выше «общие» свойства публицистики в разной мере присущи различным её жанрам. В публицистике весьма велика роль субъективно-авторского (гражданственно-лирического) начала, передающего общественный темперамент публициста, его умение убеждать, приводя в защиту своей позиции не только логические доказательства, но и обращаясь к социальному опыту и нравственному чувству читателей. Значимую композиционную роль играют средства убеждающей речи и поэтического синтаксиса, широко используется словесная образность. Свойства публицистики проникают нередко в ткань художественных и научных произведений, придавая им качество публицистичности, открытой тенденциозности в тех случаях, когда автор произведения стремится непосредственно откликнуться на социально-политические события эпохи. Наибольшего подъёма публицистика достигала в переломные моменты социального развития, в революционные эпохи, в периоды освободительных войн, движений за национальную независимость. Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности (речи Демосфена, диалоги Цицерона), существенные элементы публицистики содержатся в сатирах Аристофана, Ювенала, Лукиана, трудах историков (Геродот), биографов (Плутарх) и др. Ораторские формы публицистики. получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии (см. Проповедь), особенно в периоды патристики (См. Патристика) и Реформации (Лютер, Мюнцер). В эпоху Возрождения, когда с изобретением книгопечатания (сер. 15 в.) явилась возможность обращения с печатным словом к массовому читателю, она становится мощным оружием в идеологической и политической борьбе. Во время Крестьянской войны 1524—26 в Германии появились первые революционные листовки. Против неограниченного господства церкви, обскурантизма и схоластики была направлена публицистика передовых мыслителей и писателей 16 в. («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» У. фон Гуттена). Английская буржуазная революция 17 в. породила блестящую публицистику, в том числе жанр Памфлета (Дж. Лилберн, Дж. Мильтон). В эпоху Просвещения воинствующая публицистика Дж. Свифта, Д. Дефо, Г. Филдинга в Англии, Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеция, П. Гольбаха во Франции содействовала распространению вольнолюбивых идей в защиту человеческой личности. В период войны за независимость в Северной Америке 1775—83 публицистическая деятельность Б. Франклина, Т. Пейна оказала большое влияние на самосознание американского народа. Пламенная публицистика лидеров Великой Французской революции (речи Ж. Ж. Дантона, М. Робеспьера, Л. Сен-Жюста, статьи Ж. П. Марата, Ж. Эбера и др.) воодушевляла народ на борьбу, служила его политическому просвещению. В Германии в 30-х гг. 19 в. значительную роль в развитии прогрессивного общественного движения «Молодая Германия» сыграли публицистические произведения Л. Берне и Г. Гейне. Во Франции во 2-й пол. 19 в. большое общественное звучание имели публицистические выступления В. Гюго (памфлеты и гражданская лирика), Э. Золя (открытое письмо «Я обвиняю» в связи с делом Дрейфуса). Высоким пафосом первой пролетарской революции — Парижской Коммуны 1871 — проникнуты рабочий гимн «Интернационал» Э. Потье и П. Дегейтера, статьи коммунаров О. Вермореля, Г. Тридона. Речи и статьи Ж. Жореса гневно обличали главных поджигателей войны — милитаристов и империалистическую буржуазию. В годы 1-й мировой войны 1914—18 страстные антивоенные публицистические статьи Р. Роллана, А. Барбюса разоблачали истинный смысл империалистической бойни. Вершиной исторически объективной и идейно передовой публицистики является марксистская публицистика, руководствующаяся принципами партийности, народности, научности. Публицистика К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей на Западе (П. Лафарг, Ф. Меринг, К. Либкнехт, Р. Люксембург и многие др.) разила врагов рабочего класса, служила развитию самосознания трудящихся, организации масс в целях революционного преобразования общества. Публицистика составляла одно из важных направлений деятельности идеологов и политических руководителей коммунистических и рабочих партий, международного коммунистического движения (А. Грамши, Г. Димитров, М. Торез, П. Тольятти, У. Фостер, Д. Ибаррури, В. Пик и др.). Выдающимися публицистами были журналисты-коммунисты Дж. Рид, А. Рис Уильямс, Г. Пери, Ю. Фучик и др., учёные и общественные деятели Ф. Жолио-Кюри, Дж. Бернал, П. Ланжевен, У. Дюбуа и др., писатели Г. Манн и Т. Манн, Т. Драйзер, Б. Брехт, Дж. Олдридж и др. Русская публицистика ведёт начало от «Слова о законе и благодати» Илариона (11 в.), проповедей Кирилла Туровского (12 в.), обличительных произведений Максима Грека (16 в.). Иван Пересветов (16 в.) в ярких публицистических произведениях ратовал за централизацию Русского государства. Остро публицистический характер имела переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В 18 в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М. В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. Русская общественная мысль и культура 19 в. развивались под воздействием публицистики, в которой находила выражение борьба различных общественных течений. Передовая публицистика, выражая интересы народных масс, сама испытывала влияние их стремлений и чаяний. На примере В. Г. Белинского В. И. Ленин показал, что творчество русских публицистов-демократов зависело от настроений крепостных крестьян. Публицистическая деятельность А. И. Герцена, положившая начало русской бесцензурной общедемократической печати (см. «Колокол», Вольная русская типография), способствовала революционному подъёму в России. В середине 19 в. публицистика революционных демократов В. Г. Белинского («Письмо к Гоголю»), Н. Г. Чернышевского («Барским крестьянам», «Письма без адреса» и др.), Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина («За рубежом» и др.), Д. И. Писарева имела важное значение для идеологического и политического воспитания широких демократических кругов. Публицистические выступления Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского оказали сильное влияние на духовную жизнь русского общества. На рубеже 19—20 вв. распространению марксизма в России, объединению революционных сил во многом содействовала публицистика русских марксистов (Г. В. Плеханов и др.). На новом пролетарском этапе революционного освободительного движения в России огромную роль в пропаганде марксизма, политическом воспитании трудящихся масс, сплочении их вокруг партии большевиков и мобилизации на подготовку и проведение социалистической революции сыграла публицистическая деятельность В. И. Ленина. Работы Ленина-публициста, отмеченные коммунистической партийностью, научностью содержания, острой полемичностью, непримиримостью к противникам в сочетании с ясностью, простотой и живостью языка, яркой образностью, являются совершенным образцом наступательной большевистской публицистикой. Созданная Лениным и партией Большевистская печать стала школой партийной публицистики, выдающимися представителями которой были В. В. Боровский, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, И. В. Сталин, М. С. Ольминский, С. Г. Шаумян, Е. М. Ярославский и др. Традиции передовой русской публицистики и большевистской публицистики продолжает и развивает советская публицистика. На всех этапах строительства коммунистического общества советская публицистика. активно участвует в идеологическом воспитании народа, в борьбе с враждебной социализму пропагандой, непосредственно вмешивается в социально-экономические процессы. Яркие публицистические произведения, отразившие важнейшие события эпохи, создали М. Горький, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Н. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург, В. Вишневский, Б. Горбатов, М. Шагинян, К. Симонов, Н. Грибачев и др. писатели. Среди советских журналистов приобрели известность как публицисты М. Кольцов, Л. Рейснер, Д. Заславский, Ю. Жуков, В. Овечкин, Е. Дорош. Публицистические выступления советских государственных, партийных и общественных деятелей, учёных, деятелей культуры вносят большой вклад в общее дело борьбы за построение коммунистического общества, укрепление дружбы и взаимопонимания между народами. Публицистика существует не только в словесной (письменной и устной) форме, но и в графически изобразительной (см. Плакат, Лубок, Карикатура), фото- и кинематографической (см. Документальное кино), театрально-драматической (см. Агитбригада, «Синяя блуза», «Живая газета») и словесно-музыкальной формах. Развитие всех форм публицистики в середине 20 в. отвечает характерной черте времени — росту общественного сознания, гражданской активности, ответственности каждого человека за судьбы мира и социальный прогресс.
Современная публицистическая картина мира. Традиции и новаторство
Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные черты на протяжении столетий. Однако время вносит серьезные изменения в характер функционирования публицистических произведений. Нестабильность социальной ситуации переживаемого нами периода оказывает немаловажное влияние на публицистику, на ее речевой облик, стилевые устремления, язык. Общеизвестно, что язык создается по мерке человека. Язык откликается на потребности общества, словесно выражая новые идеи, мысли, знания. Таким образом, используя специальную лексику, язык отражает религиозно-мифологическую, философскую, научную, художественную, публицистическую картины мира. Что же представляет собой современная публицистическая картина мира? Проблема автора - одна из главных как для формирования публицистической картины мира, так и для выявления характера ее речи, для формирования газетно-публицистических жанров. Автор публицистического произведения – это всегда подлинная, живая, конкретная личность, обладающая определенным мировоззрением, жизненным опытом, мыслями, чувствами и т.д. Он говорит от своего имени, выражает свои чувства, мнения, что рождает особое чувство близости, доверия со стороны читателя. Поэтому публицистическое произведение обычно субъективно окрашено. При этом палитра чувств, красок весьма разнообразна - от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики. Поэтому важно отметить такой элемент публицистического текста, как исповедальность. Автор высказывает свои мысли и чувства в надежде, что читатель разделит их. Подчеркнуто личностный характер, эмоциональность, открытость отличают публицистический подход к миру. Особый характер публицистики рождает и такое качество ее текстов, как документальность (здесь проходит одна из границ между художественной и публицистической речью). Для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор стремится "остановить мгновение", зафиксировать сегодняшний день, событие, новость. С другой стороны, автор публицистического произведения облечен социальной, моральной ответственностью. Он выполняет определенную общественную миссию (сообщение новостей, просвещение, развлечение, убеждение и т.д.). Поскольку публицистический текст обращен к более или менее широкой аудитории, автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет. Отсюда стремление автора к объективности информации. Для формирования публицистической картины мира первостепенное значение имеет социальность публицистического текста, обусловливающая прежде всего общественный подход к миру. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями. И совокупная картина мира, создаваемая практически всеми публицистами, – это, прежде всего, социальная (социально-политическая, социально-идеологическая и т.д.) картина. Ее основной вопрос - жизнь индивида в обществе. Главным же выражением такого подхода публицистики к миру можно считать социальную оценочность. Социальная оценочность активно проявляется в языке в формировании видов оценочной лексики. Так, для доперестроечного периода было характерно резкое деление оценочных языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные, связанное с идеологическими понятиями того времени ("наше" - "не наше"). В жанрах современной публицистики можно отметить резко усиливающуюся личностную тенденцию. Авторское "я" становится более мягким, человечным, раскованным. Позиция журналиста - позиция человека наблюдающего, размышляющего, оценивающего. Личностная тенденция, а также тенденция к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров. Сейчас сфера действия оценочности по сравнению с предшествующим периодом сужается. Однако важная роль ее в языке публицистики сохраняется. Как своеобразное средство непрямой оценки получает распространение ирония и ее крайнее выражение - стеб. Стеб - это не только стилевая манера, но и определенное мировоззрение, точнее, отсутствие мировоззренческих позиций, когда высмеивается все и вся, когда в лихом, разухабистом стиле пишут о политике, катастрофах, убийствах - о самых серьезных вещах, никак не располагающих к шутке или смеху. Возможно, подобный стиль - своеобразное отражение современного состояния общества с его идейным разбродом, общества, в котором прежние идеалы канули в Лету, а новые еще не сформулированы. Но независимо от причин его появления, стеб негативен и по содержанию, и по форме. Он обедняет речь, воспитывает дурной вкус, аполитичность, агрессивность. Итак, оценочность как важнейшее качество языка публицистики, отражая социально-оценочное отношение автора публицистического текста к миру, сохраняется, но под влиянием социальных обстоятельств принимает несколько иные формы. Именно социально-оценочный подход к действительности важен в органичных для публицистики жанрах риторики, теории аргументации, полемики, интерес к которым в последние годы значительно усилился. Таким образом, социальный человек и частный человек – две важнейшие грани публицистического автора. Между ними располагаются многообразные промежуточные разновидности - от сугубо частных, конкретных до максимально аналитических, отвлеченных. В целом же публицистическая картина мира представляет собой единство охарактеризованных выше граней. Для полной характеристики субъекта публицистической картины мира необходимо проанализировать и адресат. Субъект существует только потому, что есть адресат - читатель, слушатель, зритель. Без воспринимающего публицистическая речь обессмысливается, перестает существовать. Главная черта аудитории, влияющая на публицистический субъект, - ее широта и разнородность. Публицистическое произведение может быть рассчитано и на однородного, "отраслевого" читателя. Однако суть проблемы остается та же - заинтересовать как можно больше читателей с разными вкусами, уровнем образования и т.д. Не меньший интерес представляет адресат и как объект изображения. Публицистике интересен человек как представитель общества, власти, толпы и т.д. В этом принципиальное отличие публицистики от художественной литературы. Публицистика ищет типичного человека среди реальных людей, выделяя те или иные его особенности как общие, типические, сохраняя в то же время хотя бы некоторые индивидуальные черты и приметы. Единичный конкретный человек представлен в реальных жизненных обстоятельствах. Выбор автора ограничен действительностью, например экстремальными ситуациями в жизни героя или, напротив, самыми будничными. Таким образом, публицист добивается подлинности, документальности изображаемого, описываемого. В этом заключается специфика публицистики, ее сила и выразительность. И отсюда иное читательское отношение к публицистическому произведению, по сравнению с художественным. Публицистическое произведение не только жизнеподобно, это часть нашей жизни. Оно непосредственно включается в социальную действительность, участвует в ней. У художественной литературы и публицистики в конечном счете один объект изображения - человек, но цели и подход принципиально разные. Публицистический канон изображения человека - реальный человек в реальных обстоятельствах. Подобный публицистический подход ни в коей мере не исключает ярких художественных красок, даже полета фантазии. Но все это ограничивается реальностью и определяется субъективным видением автора. "Обстоятельства" - это широкий фон, на котором действует человек, социальный или частный. Это политика, идеология, социология, среда обитания, власть, общественное мнение - все, что можно назвать социальной жизнью. Это пространство публицистической картины мира, те социальные сферы, в которых действует субъект. Сюда же следует отнести принципиально неограниченную, всеохватывающую тематику, взятую в ее социальном аспекте. По этому признаку публицистическая картина мира почти не отличается от художественной. Однако задача изображения в публицистике вторична, подчинена мысли. Время, в отличие от художественной литературы – подлинное, реальное, совпадающее, как правило, с историческим временем. И это усиливает такую важную черту публицистики, как документальность. Показательно в этом плане почти обязательное правило сообщения источника информации. Однако проблема времени в публицистике только начинает изучаться. Интересно, например, исследовать функционирование времени в различных жанрах публицистики. Особо следует сказать об информации. Справедливо мнение исследователей, рассматривающих информацию как особый подстиль в рамках газетно-публицистического стиля. В целом информация, сохраняя документальность, отличается меньшей степенью оценочности. Многое в этом смысле зависит от редакционной политики, стилевых устремлений авторов. Однако оценочность в информации не исчезает полностью, а приобретает более тонкие, скрытые формы. Эта тенденция свойственна и публицистической разновидности газетно-публицистического стиля. Публицистическая речь принципиально однослойна, монологична, что связано с ее субъективностью, личностностью, оценочностью. Как представляется, выразительная публицистическая речь имеет более тонкий и универсальный характер. В заключение попытаемся сформулировать некоторые черты современной публицистической картины мира. Естественно, подобная характеристика возможна лишь на самом общем уровне. Создавая картину мира, публицисты пользуются результатами научных исследований (философских, политических, социологических и т.д.), однако творимая ими картина не становится научной. У публицистики существует свой угол зрения - создание картины мира с точки зрения человека в обществе. Современная картина мира, творимая публицистикой, дробна, фрагментарна, мозаична. И это следствие не только журналистского творчества, но и самой природы публицистики, стремящейся поспеть за событиями, успеть запечатлеть, зафиксировать и хотя бы частично осмыслить тот или иной фрагмент социальной действительности. Рисуемая публицистикой картина мира стала глобальной, резко расширила свои границы. Даже другие миры (астрономические, виртуальные) входят в публицистическую картину мира. Следует отметить тревожные ноты в отношении к миру, скепсис, беспокойство за его судьбы. Современный публицист видит мир как непрерывно меняющийся. Мозаичная по своему характеру, современная публицистическая картина мира не может быть целостной и статичной по природе и определению, ибо создается, дополняется, меняется каждодневно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|