Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 74. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации определила право субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти (ст.77 ч.1) и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ст.76 ч.4). Конституционные принципы федерализма нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Необходимость обеспечения верховенства принятых в субъектах Федерации конституционно-правовых актов послужила дополнительным стимулом дальнейшего развития конституционной юстиции в регионах.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», принятый 31 декабря 1996 г., закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов Российской Федерации и входят в состав судебной системы Российской Федерации (ч.2 ст.4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. устанавливается:

· право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст.5);

· общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч.1 ст.27);

· распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст.12);

· обязательность судебных постановлений конституционных (уставных) судов (ст.6);

· участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст.29).

· Законодательными актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом, регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной власти регионов:

· порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст.17);

· порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст.13);

· процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов (ч.3 ст.27);

· финансирование конституционных (уставных) судов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.27).

В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч.1 ст.27), т.е. их формирование не является обязательным для субъектов Российской Федерации. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и, наконец, решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.

Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации включает:

· контроль за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации их конституциям (уставам), а также за конституционностью договоров с Российской Федерацией и иными субъектами, включая и международные договоры;

· официальное толкование конституций или уставов субъектов Российской Федерации;

· разрешение споров о компетенции между органами власти субъектов Российской Федерации, а также между ними и органами местного самоуправления;

· защиту конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и по запросам судов о конституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

· контроль за проведением выборов руководителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и решениями о проведении региональных референдумов;

· участие в законодательном процессе субъекта Российской Федерации путем осуществления права на законодательную инициативу.

Вопрос о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Суть позиции Конституционного Суда сводится к следующему. Перечень полномочий региональной конституционной юстиции, установленной ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», не является исчерпывающим, носит не императивный, а диспозитивный характер, ориентирует на основные направления деятельности конституционных (уставных) судов и не препятствует закреплению за ними иных полномочий, если они соответствуют юридической природе и предназначению этих судов. Вместе с тем, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации входят в единую судебную систему страны и согласно Конституции, не могут вторгаться в решение вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ других федеральных судов

Юридическая сила актов конституционных (уставных) судов, обеспечивающая эффективность конституционного контроля, определяется их местом в судебной системе России. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»:

· акты, принятые, конституционными (уставными) судами носят государственный властный характер, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст.6 ч.1);

· итоговые решения конституционных (уставных) судов, принятые в пределах их компетенции, являются окончательными, немедленно вступают в силу после их провозглашения, не могут быть отменены органами исполнительной власти и пересмотрены судом (ст.27 ч.4);

· акты региональной конституционной юстиции обладают непосредственным действием и не требуют их утверждения другим органом или должностным лицом.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...