Понятие и классификация конфликтов.
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность, агрессивное поведение руководителя, отсутствие таких показателей, как сплоченность, доверие и взаимопонимание в группе приводят к конфликтам, которые сказываются на психологическом климате группы. Конфликт – это несогласие между двумя и более сторонами, конкретными лицами или группами, каждая из которых настаивает, чтобы были приняты именно ее взгляды и при этом старается помешать сделать другой стороне то же самое. Конфликты делятся на следующие типы в зависимости от: · Вовлеченных в него субъектов: — внутри-личностные – возникают, когда человеку предъявляют противоречивые требования по поводу результатов его работы; — межличностные – проявляются в виде борьбы людей за распределение ресурсов, статусов и места иерархии; — межгрупповые – возникают между формальными и неформальными группами; — между отдельным человеком и группой – возникает, когда нормы группы не соблюдаются личностью. · Явности: — Скрытые – участники держат его от посторонних глаз; — Открытые – которые находятся под контролем руководства. · Организационных уровней: — Горизонтальные – конфликты между отдельными направлениями деятельности; — Вертикальные – конфликты между различными уровнями иерархии. · Сферы возникновения: — Деловые – связанные с официальной деятельностью человека; — Личностные – затрагивающие его неофициальные отношения. К психологическим особенностям трудового коллектива, оказывающим влияние на вероятность возникновения в нем конфликтов, относится общий характер отношений сложившихся в нем.
Сложная система деловых и личных отношений может быть охарактеризована с точки зрения взаимной доброжелательности, направленности на сотрудничество, готовности членов коллектива к совместному мирному урегулированию возникших проблем. Отмечается тенденция к иррадиации складывающихся в коллективе традиций общения, проявляющаяся в том, что склонность руководителя к конфликтному поведению, внесения им компонента напряженности в отношения с подчиненными, оказывает отрицательное воздействие и на их отношения между собой. Напротив, умение руководителя не только не обострить сложные ситуации, но и снять напряженность, перевести зарождающиеся конфликты в русло конструктивного делового обсуждения, способствует развитию подобного же стиля и в отношениях между рядовыми членами коллектива. Таким образом, общий стиль отношений в коллективе может стать в благоприятном климате гарантией против возникновения излишней конфликтности, а при неблагоприятной атмосфере – предрасполагать к перерастанию возникающих в группе трудностей и напряженных ситуаций в конфликты.[8] Если же конфликт все-таки возник – необходимо его устранить, и для этого существуют следующие методы его разрешения (Таблица 3)
Таблица 3. «Методы разрешения конфликтов»
Оптимальным вариантом разрешения конфликта является решение проблемы, которое не приведет к дальнейшим спорам, и будет удовлетворять интересы всех конфликтных сторон. Для осуществления этого метода существует следующая методика: 1) Определить проблему по целям участников конфликта; 2) Определить решения, которые приемлемы для обеих сторон; 3) Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны; 4) Создать атмосферу доверия и обмена информацией; 5) Во время общения создать положительное отношение друг к другу, проявляя внимание, симпатию и сводя к минимуму проявление гнева и угроз. Важно помнить, что конфликт способствует обострению морально-психологической обстановки в коллективе, что приводит к снижению производительности труда, но при правильном его разрешении работа коллектива возобновляется и возможны также положительные его последствия: ¾ В результате конфликта люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы; ¾ Стороны будут больше расположены к сотрудничеству в будущем; ¾ Конфликт может уменьшить синдром покорности к руководителю; ¾ Может расшириться набор вариантов решения проблемы; ¾ Подчиненные через конфликт могут проработать возможные проблемы еще до того, как они возникнут. Влияние конфликта, как выяснилось, не столь губительно для психологического климата, а напротив, может оказывать на него положительное воздействие. Однако не редко существуют случаи, когда конфликт представляется оружием разрушения на климат коллектива, а в целом – на производительность предприятия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Анализ морально-психологического климата на примере коллектива предприятия МОАО «БОЛШЕВИЧКА».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|