Бюджетный процесс Российской Федерации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Выделяют следующие стадии бюджетного процесса: 1) составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета; 2) утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год; 3) исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете; 4) контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года. К основным задачам бюджетного процесса относятся: 1) выявление материальных и финансовых резервов в стране 2) максимально приближенный к реальности расчет расходов бюджета 3) обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов 4) согласование бюджетов с экономической программой 5) осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разных уровней, отраслями народного хозяйства, экономическими регионами и так далее. Участниками бюджетного процесса являются: · Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ; · орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета – Министерство финансов РФ
· орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета – Федеральное Казначейство · органы, осуществляющие сбор доходов бюджета · Центральный Банк России · Счетная палата РФ · органы денежно-кредитного регулирования · главные распорядители и распорядители бюджетных средств В основе бюджетного процесса лежат принципы, соблюдение которых позволяет качественно составить бюджет: · принцип ежегодности, потому что объем национального дохода государства постоянно меняется, а также меняются потребности как республик, так и регионов. Этот принцип дает возможность выявить тенденции рыночного развития, определить уровень научно-технического прогресса. · принцип специализации показателей бюджета, который конкретизируется суммами доходов бюджетов по источникам, а расходов – по целевому направлению. Для этого необходима бюджетная классификация. Классификация расходов – функциональная, ведомственная и экономическая. · принцип балансовый, который позволяет правильно установить соотношение между доходами и расходами всех уровней бюджетов, а также между натуральными и стоимостными показателями, что создает устойчивость бюджета и соблюдение необходимых пропорций. Этот принцип является главной целью финансовой политики страны. · принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступивших средств и всех расходов с единого счета бюджета, за исключением средств, находящихся вне территории РФ. Министерство финансов обладает следующими бюджетными полномочиями (165 статья Бюджетного кодекса РФ): · составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов · по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорных отношениях и предоставлении средства федерального бюджета на возвратной основе.
· разрабатывает по поручению Правительства РФ программу внутренних заимствований, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг · получает от всех органов исполнительной власти материалы, необходимые для составления федерального консолидированного бюджета, а также отчета об исполнении бюджета Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях. В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается: · прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов; · приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; · общий объём расходов; · верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга; · нормативная величина резервного фонда; · дефицит или профицит федерального бюджета; По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может: · предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума); · вернуть в правительство на доработку; · поставить вопрос о доверии правительству. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает: · приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
· бюджетные ассигнования по разделам; · программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; · программа государственно внутренних и внешних заимствований; В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета. После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ. До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|