Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методические указания студентам по изучению дисциплины

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» (ОЭТ)

Основным формами обучения студентов очного отделения экономического факультета СПбГУ являются лекции, семинары, самостоятельная работа, выполнение контрольной работы, консультации. Кроме того, используются формы учебно-исследовательской работы (обзоры (аннотация) изданий; реферирование публикаций; научные сообщения и доклады; написание рефератов).

Лекция (латинское lectio - чтение, устное изложение предмета препода­вателем) - первичная, исходная форма аудиторных занятий; в ходе лекций излагаются основные идеи, узловые проблемы темы. Лекция сосредоточивает внимание студентов на существе изучаемых проблем темы. В лекции устанавливается связь с предыдущими частями курса и намечается переход к последующим.

Одним из решающих условий высококачественного обучения студентов является их активная работа на лекциях. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.

Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:

− конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4 - 5 см) для дополнительных записей;

− необходимо записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры;

− названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их;

− в конспекте дословно записываются определения понятий, экономических категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами;

− каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например: ВНП - валовой национальный продукт, D - спрос, AS - совокупное предложение и др.). Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.

В конспект следует заносить все то, что преподаватель пишет на доске, демонстрирует на слайдах, а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

Самостоятельная работа (по В.И. Далю «самостоятельный) - человек, имеющий свои твёрдые убеждения) осуществляется при всех формах обучения. Самостоятельная работа студентов заключается не только в изучении рекомендованной основной учебной литературы, но и в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных специалистов-экономистов, с российскими и иностранными периодическими изданиями, в поиске и анализе актуальной информации по экономическим проблемам. Кроме того, самостоятельная работа осуществляется каждым студентом при написании контрольной работы, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по дисциплине.

Основными видами самостоятельной работы по изучению дисциплины «ОЭТ» являются:

− изучение и конспектирование первоисточников- произведений классиков экономической науки;

− чтение учебников, учебно-методических пособий и другой учебной литературы;

− регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

− работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебных пособий, рекомендованной литературы;

− подготовка докладов, научных и устных сообщений на семинары;

− выполнение контрольной работы;

− подготовка к экзамену.

Семинар (латинское seminarium) – форма групповых занятий по теме при активном участии учащихся. На семинаре главное – организация дискуссионного обсуждения центральных, сложных теоретических и прикладных проблем. К числу важнейших целей семинарских занятий относятся:

− закрепить знания, полученные в ходе лекции, а также углубить и расширить эти знания;

− приучить студентов к активной, целеустремленной работе над учебниками, статьями, дополнительной литературой, обеспечивающей прочное усвоение знаний, полученных в ходе лекций;

− научить студентов вырабатывать собственную точку зрения на экономические процессы и явления, аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссии (полемики);

− сформировать у студентов навыки экономического анализа и использования его результатов в процессе обучения и повседневной жизни;

− осуществить контроль знаний, навыков и умений студентов.

Семинарские занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к семинару, студенту необходимо:

− прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

− изучить и законспектировать произведения классиков экономической науки (если они рекомендованы). Без глубокого усвоения их произведений знание экономической теории невозможно;

− прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем. Наиболее интересные мысли следует выписать.

Особенностью изучения дисциплины «ОЭТ» является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Изучая «ОЭТ», следует опираться на знания, полученные в курсах истории, философии, и других наук. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

На семинаре студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей. В ходе семинаров каждый студент должен стремиться к участию в дискуссии, критической оценке выступлений товарищей, активно высказывать собственное мнение и отстаивать его, аргументировать свою позицию.

Активная работа на семинарах обязательно учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине.

На семинаре при ответе разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к семинару.

В ответе студента должны быть отражены следующие моменты:

− методология вопроса;

− обзор теорий, концепций, взглядов по рассматриваемой проблеме;

− изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

− связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для менеджера;

− вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение 8 - 10 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на семинаре с научным сообщением (до 10 минут) или докладом (до 20 минут), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать средства наглядности (схемы, модели и пр. на раздаточных листах).

Рекомендуемая структура научного сообщения (доклада):

1. Актуальность проблемы

2. Целевая установка доклада

3. Краткий анализ (обзор) теорий, концепций, взглядов по рассматриваемой проблеме с выявлением спорных (нерешенных) вопросов

4. Изложение сути и раскрытие проблемы, демонстрация собственного понимания особенностей ее решения, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала

5. Связь рассматриваемой проблемы с современными социально-экономическими процессами в стране (мире)

6. Выводы и предложения

7. Информация об использованной при подготовке литературе.

Важным формой обучения, а также этапом подготовки к семинарам является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к семинарскому занятию, а также составить план-конспект ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане семинара, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебному пособию и восполнить пробел.

Одной из форм обучения, подготовки к семинару, разработки и написания контрольной работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада, порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время докладов, подобрать соответствующую литературу и пр.

Контроль успеваемости студентов может быть текущим, промежуточным и итоговым. Текущий контроль осуществляется в ходе лекционных занятий и семинаров (в т.ч. - тестированием). Промежуточный контроль с одновременной помощью нуждающимся в ней студентам осуществляется через индивидуальные консультации в удобное для студентов время, а также в ходе проверки контрольной работы. Кроме того, на факультете проводится промежуточная аттестация студентов. По дисциплине ОЭТ студенты аттестуются: а) по посещаемости (не менее 75 % занятий); б). по результатам семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в ходе экзамена тестированием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...