Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разминирование автомобильных дорог и сопровождение колонн войск.

В условиях вооруженного конфликта, когда противник действует партизанским методом, а коммуникации растянуты и незащищены, особую актуальность получает вопрос разминирования автомобильных дорог и сопровождения колонн войск. Минирование автодорог позволяет противнику существенно затруднить маневр войск, их снабжение, а в ряде случаев полностью блокировать отдельные районы. Так, например, минирование автодорог занимало важное место в плане захвата боевиками г. Грозного в августе 1996 г.

В условиях вооруженного конфликта разведка и разминирование автодорог является важнейшей, ежедневной задачей инженерных войск.

 

Организация разминирования автомобильных дорог и сопровождение колонн.

С учетом партизанских методов, применяемых противником в вооруженных конфликтах, важнейшей задачей инженерных войск является разминирование дорог и сопровождение колонн войск. О важности этой задачи говорит практика боевых действий в Афганистане, Таджикистане и Чечне. Это практически основная и повседневная задача инженерных войск. Для минирования автодорог в Чечне боевики использовали самые разнообразные боеприпасы, здесь использовались управляемые и не управляемые фугасы, противотанковые мины и разнообразные замыкатели. Однако основу заграждений составляли управляемые по проводам фугасы. Фугасы состояли из 3-10 арт. снарядов, дополнительного детонатора, электродетонатора и проводов линии управления. Провода закапывались в грунт на расстояние 10-20 м. от дороги и далее шли по поверхности грунта.

Минирование автодорог занимало важное место в плане захвата боевиками г. Грозного в августе 1996 г. Для блокирования частей в базовых районах и воспрещения их выхода для ведения боевых действий в г. Грозном, противник применил массированное минирование дорог. Для блокирования 166 омсбр был установлен 21 фугас, для блокирования 204 мсп - 5 фугасов. Начав движение в г. Грозный 8 августа, саперы 166 омсбр сняли 20 фугасов, а саперы 204 мсп - 5 фугасов. Противнику удалось применить только один фугас, взрывом которого был поврежден танк 166 омсбр.

Эти факты говорят о том, что задача разминирования автодорог для сопровождение колонн войск была и остается одной из главных задач инженерных войск в вооруженных конфликтах. Однако на сегодняшний день мы не имеем достаточно эффективных технических средств для выполнения этой задачи. На вооружении саперов, проверяющих дорогу на наличие мин и фугасов, имеется только миноискатель, щуп да собака МРС (в ряде случаев, по условиям местности, миноискатели не всегда можно применить). Поэтому успех действий обеспечивается умелой организацией движения по автодорогам и личным мужеством саперов.

Организация сопровождения автоколонн по дорогам включает в себя:

установление соответствующим приказом маршрутов и порядка движения колонн войск, категорическое запрещение движения одиночных машин и закрепление участков маршрута за частями;

проверку закрепленных участков маршрута на наличие мин силами соответствующих частей;

проверку маршрута на наличие мин силами группы разведки и разминирования ООД колонны;

боевое обеспечение сопровождения колонн войск.

Успешное преодоление войсками заминированных участков дорог зависит от тщательного прогнозирования возможных районов применения противником заграждений (противотанковых мин, управляемых и неуправляемых фугасов) на маршруте движения колонн, способностью удерживать эти районы под контролем, непрерывной разведки маршрутов и соблюдения дисциплины движения.

Маршрут движения войск разбивается на участки ответственности войсковых частей (мотострелковых полков и бригад). В выдвигающейся колонне создается ООД, в состав группы разведки и разминирования которого включается танк с тралом и инженерно - саперное отделение на БТР со средствами разведки и разминирования.

Сопровождение колонн по дорогам в условиях вооруженного конфликта является общевойсковой задачей. При ведении боевых действий в ЧР организация сопровождения колонн осуществлялась на основании приказа Командующего ОГВ в котором указывается, что:

движение войск по дорогам осуществляется только в колоннах, категорически запрещается движение одиночной техники;

осуществляется постоянный радиообмен информацией о порядке прохождения колонны маршрута и состояния дел в колонне;

устанавливаются маршруты движения колонн (периодически меняемые на новые отдельными распоряжениями);

назначаются зоны ответственности частей по участкам маршрутов;

определяются пункты формирования колонн, выход колонн на маршрут только с разрешения начальника штаба ОГВ;

ставятся задачи начальникам разведки, авиации, РВ и А, войск связи, начальникам инженерной и медицинской службы ОГВ.

Для непосредственного обеспечения безопасного передвижения колонны назначаются:

головные и боковые походные заставы, имеющие в своем составе инженерно-саперные подразделения (саперов-разведчиков);

отряд обеспечения движения;

силы непосредственного охранения - по мсв на каждые 10 транспортных машин;

авианаводчики;

резервное подразделение для действия в тактическом воздушном десанте;

2-4 вертолета МИ-24;

вертолеты МИ-8 для действия на них тактического воздушного десанта;

артиллеристы-корректировщики со средствами связи;

не менее двух КШМ.

При штабе ОГВ, для организации взаимодействия, обеспечения беспрепятственного движения войск и уменьшения потерь создается группа разминирования автодорог и сопровождения колонн войск. В состав группы включаются представители родов войск. Руководство деятельностью группы осуществляет заместитель начальника штаба ОГВ.

Накануне выхода колонны проводится прогнозирование маршрута движения на наличие участков возможного нападения, минирования и установки управляемых по проводам фугасов.

В день выхода колонны каждая войсковая часть высылает группу разведки и разминирования на закрепленный за ней участок маршрута. Высланные группы проверяют маршрут движения колонны на наличие мин, при необходимости проводят разминирование. Для содержания проверенного участка дороги под наблюдением и недопущения повторного минирования на наиболее опасные участки выделяются подвижные блок-посты (мсо на БМП), выставляемые на расстоянии прямой видимости, а если это невозможно, то через 500...1000 м.

Выход колонны на маршрут происходит после доклада всех частей о проверке участков маршрута в зоне ответственности.

Непосредственная разведка и разминирование при сопровождении колонны осуществляется ООД. В отряд обеспечения движения назначается до одного исв с 1...2 расчетами МРС, БМР или танк с тралом, для личного состава выделяется БТР, для перевозки инженерного имущества УРАЛ- 4320.

С мотострелковыми подразделениями, выделяемыми для прикрытия действий групп разведки и разминирования, ООД, проводятся специальные занятия, на которых личный состав знакомится с тактикой групп разминирования и отрабатываются совместные действия саперов и мотострелков по отражению внезапного нападения.

Группы разминирования, и подготовленные к совместным действиям мотострелковые подразделения, закрепляются приказом за соответствующими маршрутами (участками маршрутов). В условиях вооруженного конфликта закрепление группы разминирования за одним и тем же участком маршрута имеет крайне важное значение. Для обозначения мест минирования противник, как правило, устанавливает какой-либо отличительный знак (группы камней, надписи, сломанные деревья и кусты, ленты материи и т. п.). Ежедневно наблюдая за своим маршрутом (участком маршрута) группа разминирования изучает местность, появление на ней новых предметов вызывает подозрение и группа тщательно проверяет такие места на минирование.

 

Действия подразделений при разминировании автомобильных дорог.

Командиры инженерно-саперных подразделений, обеспечивавших ведение боевых действий, успешно выполняли задачи по разминированию дорог. Некоторые офицеры имеют на своем счету более десяти снятых фугасов и мин противника: майор Пелипенко А.В. (276 мсп), майор Пупышев С.Б. (МС в Абхазии), майор Балюк В.В. (МС в Абхазии), капитан Кравчук Н.А. (506 мсп), капитан Мелкунян А.Э. (131 омсбр), ст. лейтенант Азаров Д.В. (429 мсп), ст. лейтенант Аксенов С.П. (429 мсп), ст. лейтенант Лужанский Н.А.(27 мсд), лейтенант Москаленко Н.Н. (131 омсбр). Высокая профессиональная подготовка саперов и в первую очередь командиров подразделений позволяла успешно обеспечивать сопровождение колонн войск и разминирование дорог.

В день выдвижения колонны каждая войсковая часть высылала группу для проверки маршрута в зоне своей ответственности. В состав разведывательной группы включался танк с тралом, инженерно саперное отделение и подразделение прикрытия на 2...3 БМП.

Разведывательная группа проверяла свой участок маршрута двумя способами. На участках, где применение противником МВЗ было мало вероятно, разведывательная группа, не спешиваясь с боевой техники, визуально наблюдала наличие демаскирующих признаков применения МВЗ, с ходу, выстрелом из танковой пушки, расстреливала подозрительные предметы (кучи мусора, которых ранее не было, разбитую технику и т.п.). На участках маршрута, где возможно применение противником управляемых фугасов, саперы спешивались и тщательно проверяли участок маршрута и прилегающую к нему местность на расстоянии до 40-50 м с целью обнаружения линий управления.

При ведении разведки в зеленой зоне, необходимо учитывать, что возможности противника по применению противотанковых мин, фугасов и противопехотных осколочных мин направленного действия, управляемых по проводам и с натяжными датчиками резко возрастают. Одновременно увеличивается опасность огневого воздействия противника на группу разведки и разминирования. Впереди группы движется танк с тралом или БМР, на удалении от них 25...50 м продвигаются вожатые с собаками МРС, внимательно проверяя проезжую часть дороги и обочины. Справа и слева от дороги, захватывая участки по 40...50 м уступом вправо (влево) ведут поиск линий управления фугасом два расчета по 3...4 человека. Непосредственное прикрытие обеспечивают мотострелковые подразделения в пешем порядке. Средний темп разминирования может достигать до 2 км/час. Командир взвода с одним-двумя опытными саперами продвигается по дороге, руководит действиями подчиненных, в готовности к уничтожению обнаруженных мин (фугасов).

При обнаружении мины (фугаса) любым номером расчета или посадки собак МРС, личный состав предупреждается установленным сигналом. Место установки обозначается красным флажком. Командир взвода с наиболее подготовленным сапером приближается к месту установки мины (фугаса), внимательно ее осматривает и ставит задачу саперу на уничтожение или обезвреживание. Группа уходит под прикрытие бронированной техники или в укрытие. Перед уходом, каждый номер расчета в месте прекращения поиска очерчивает щупом на дороге условный знак (круг, первую букву фамилии и т.п.). После уничтожения обнаруженной мины (фугаса) группа принимает прежний боевой порядок и продолжает разведку и разминирование местности.

При выполнении задачи по обезвреживанию мины (фугаса) назначенный сапер внимательно проверяет местность в радиусе не менее 1,5 м вокруг обнаруженной мины (фугаса), так как противник часто ставит рядом с противотанковой миной (фугасом) противопехотные мины или замыкатели. Сапер осторожно снимает маскировочный слой руками (с помощью скребка, иглой щупа). При обследовании обнаруженной мины (фугаса) проверяются боковые ее стороны на наличие боковых элементов неизвлекаемости или сети детонирующего шнура, соединяющей другие мины (фугасы). После освобождения боковых сторон мины от грунта с помощью “кошки” производится сдвигание ее с места установки. После извлечения мины (фугаса) из лунки и ее обезвреживания с соблюдением мер безопасности, производится осмотр лунки на наличие дополнительного заряда (мины, фугаса).

Завершив проверку на своем участке, войсковая часть докладывает в штаб группировки. Разрешение на выдвижение колонны штаб группировки давал только после получения докладов о проверке всех участков маршрута.

Группа разведки и разминирования из состава ООД колонны действовала способом аналогичным, указанному выше. Данная организация разминирования дорог и движения колонн войск оказалась достаточно эффективной. Так, в период с 11 июля по 8 августа 1996 года противник применил на дорогах против федеральных войск 85 фугасов, из которых 76 были обнаружены и обезврежены. Противнику удалось привести в действие 9 фугасов - потери 39 человек (убитых - 12, раненых - 27). Учитывая, что потери от взрыва фугаса составляют в среднем 4 человека, действия саперов уменьшили потери не менее чем на 300 человек.

При достаточно высокой организации разминирования автодорог и пропуска колонн войск саперы выполняли эту ответственную задачу “дедовским” способом, визуальным наблюдением демаскирующих признаков применения заграждений и проверкой подозрительных мест щупом и миноискателем. В Чечне, когда противник в основной массе применял управляемые по проводам фугасы, полностью отсутствовали средства поиска линий управления фугасами. Офицеры и солдаты были вынуждены применять солдатскую смекалку и придумывать подручные средства для поиска линий управления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целом, устройство и преодоление заграждений в вооруженном конфликте будет носить разнообразный характер и зависеть от многих факторов, однако указанные выше задачи будут в нем обьязательно присутствовать. Успешное решение этих задач вомногом будет зависеть от уровня подготовки и технического оснащения войск. При ведении боевых действий в условиях вооруженного конфликта особое значение будет имеет способность командиров всех степеней к самостоятельным действиям в отрыве от основных сил, высокий уровень их индивидуальной подготовки и способность обучать и готовить подчиненных к ведению боевых действий в любых условиях обстановки.

 

 

Преподаватель кафедры инженерных заграждений

полковник А. Марищенко

 

“ ” ноября 2001 года

 

 

Замечания и предложения по содержанию лекции:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...