Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление научной школы в социальной работе

 

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добилась М. Ричмонд, описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З. Фрейда.

Одной из первых книг М. Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Помощь и поддержка нуждающихся осмысляется ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом воздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету.

В 1917 г. выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В «Социальных диагнозах» суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.

Обращаясь к практике индивидуальной работы, М.Ричмонд разрабатывает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая, как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.

Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, М. Ричмонд считала, что социальная работа — это «искусство помощи», своеобразно определив процесс взаимодействия социального работника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации».

Согласно концепции М. Ричмонд, вмешательство со стороны социального работника могло осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. «Директивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». Под этим термином исследовательница понимает сложную процедуру взаимодействий, которые включали в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующими техниками в этой связи выступают внушение, убеждение, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участливость.

«Недерективное воздействие» сводилось к тому, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания. Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент получил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование.

В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагнозах» прослеживается отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного союза не только для работы с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные исследовательницей принципы начинают применяться в работах с группами и общностями.

Теоретические разработки М. Ричмонд имели большое значение. Теоретическое осмысление личности в ситуации, актуальных проблем социального взаимодействия в обществе дали толчок к развитию социальной науки. Прикладная теория основывалась на реальных фактах, которые получали оценку в системе научной рефлексии, тем самым способствуя формированию контуров будущей теории познания в социальной работе.

«Социальные диагнозы» стали началом новой эры развития индивидуальной социальной работы. Грейс Мейкус через 20 лет после публикации этой книги писал о М. Ричмонд и ее деятельности: «Это явилось выдающейся школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые противостояли искушению схоластических обобщений и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решению определенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работы».

В 1921-1930 гг. происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы.

В социальной работе этого периода актуализируются такие понятия, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость — неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся основой, в соответствии с которой получают объяснение ситуации жизненных обстоятельств клиента. Так, психология развития и теория З.Фрейда явились для социальной работы теориями, объясняющими поведенческие симптомы, открывающими возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. Социальный бихевиоризм оказал серьезное влияние на изучение социальной истории клиента.

С 1922 г. М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежнего подхода «ум на ум» получают развитие такие принципы, как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В центре внимания оказываются объективные факторы в сочетании с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и соответствующих акций, направленных на улучшение функционирования клиентов, были включены в процессы, развивающие личность и регулирующие социальное окружение.

При этих подходах личность представала как совокупность биологических факторов и факторов развития, включенных в отношения с другими людьми и самопредставление клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.

Кроме разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории, определялись также и принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника. Принципы ментальной гигиены включали следующие положения:

•симпатизировать клиенту;

•отдавать ему предпочтение;

•поощрять его;

•совместно с ним строить ясные планы действий.

Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа».

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в направлении, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Идеологами данного направления выступали О. Ранк и Дж. Тафт. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О.Ранка. Отталкиваясь от учения Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий. Другие представители этого направления проявляют значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента, акцентируя внимание на воле и готовности к переменам — доминантам, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенное место в деятельности «функциональной школы» занимают отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Процесс становится ведущим понятием, базисом научной рефлексии, вокруг которого формируется понятийное поле данной школы индивидуальной работы. В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом, способствующий укреплению позитивных доминант, на базе которых можно строить процесс помощи. Эти доминанты представляют собой для социальной работы аксиомы, не требующие верификации, что позволяет процессу интеракций выступать проблемным полем и «местом теоретических битв».

Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.

Далее, в 1930—1945 гг. происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в общине.

Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет понятие «диагноз» и дает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и теперь он воспринимается не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы.

Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:

•применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;

•повышение действенности применительно к случаю;

•определение процедур поддержки в самой модели.

Полемика между диагностической и функциональной школой относительно приоритетов в методах поддержки продолжалась достаточно долго. Функциональная школа базировалась на психологии развития и философии экзистенциализма. Предшествующие события жизни клиента не играли какой-то роли, а социальный работник выступал как помощник, облегчающий и регулирующий взаимоотношения клиента с окружающими, повышающий и развивающий не проявленный потенциал клиента. Диагностическая же школа поставила на центральное место не клиента, а социального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, план лечения.

В 1957 г. было опубликовано исследование Ф. Бистека, где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работы он представил в виде системы динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегулирования и развития.

Хелен Харрис Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подходы были синтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.

Основной подход Х.Х. Перлман основывается на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследовательница предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Важнейшими понятиями ее теории являются место, проблема, процесс, ресурсы.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект — субъектном взаимодействии социального работника и клиента.

Позднее теория социальной работы начинает оформляться как направления различных международных школ в рамках единого информационного и идеологического профессионального пространства.

В настоящее время в широком смысле под социальной работой понимается весь социальный потенциал отдельных организационных служб и учреждений, функционирующих на приватной или государственной основах. Сюда же относится и структура социального управления.

Классические методы отчасти отодвинуты в сторону психологическими теориями и приемами. Набор технологий был дополнен диагностическими и лечебными методами и расширен включением терапевтической работы. Наряду с методами краткосрочного лечения кризисного вмешательства при оказании единовременной помощи дискутировался и метод поддерживающего долговременного контакта, основанного на концепции системной работы с семьей. Таким образом, социальная работа приобрела более структурированный характер.

 


Список литературы

 

1. Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1992.

2. История социологии в Западной Европе и США. – М., 1999.

3. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции. – М.: Издательство МГСУ “Союз”, 2000. – 158 с.

4. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие. Под общ. ред. Е.С.Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 172 с.

5. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 1998.

6. Философия социальной работы / Под ред. В.И. Митрохина. - М., 1998.

7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2000.

8. Ярская В.Н. Философия социальной работы: вопросы преподавания // Социальная работа. М., 1992. Вып.5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...