Особенности учебной мотивации
Психологические особенности детей с ЗПР Особенности мышления Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризирующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отставание в развитии мышления- одна из основных черт детей с ЗПР. Это проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В.Егорова, У.В.Ульенкова, Т.Д.Пускаева, В.И.Лубовский и др.): -в дефиците мотивационного компонента (низкая познавательная активность, избегание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания); - в нерациональности регуляционно-целевого компонента (нет потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирически хпроб); -в длительной несформированности операционного компонента (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение); -в нарушении динамических сторон мыслительных процессов. У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. В работе с детьми с ЗПР надо учитывать благоприятный интеллектуальный потенциал: восприимчивость у интеллектуальной помощи, свободно переносят усвоенный образец-прием в новые условия. Педагогические условия для развития мышления: 1. Общая коррекционная направленность процесса обучения – увеличенный срок обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план (увеличение количества часов на трудные разделы программы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия (по исправлению недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях, логопедические).
2. Развитие воспроизводящих способов мышления, которые способствуют усвоению знаний (опоры, логическая последовательность, рациональные способы деятельности, формирование алгоритма, и т.д.). 3. Использование проблемных заданий, которые предполагают частично-поисковый метод обучения (создание микропроблемной ситуации, совместно с учащимися поиск решения по данной ситуации). 4. Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе речевого опосредования, проговаривания (цель, план, способ действия, результат деятельности). 5. Формирование у детей рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий. 6. Развитие самоконтроля – сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка. Особенности памяти Память –психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение, и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят и снижают продуктивность познавательной деятельности. 1. Дети склонны к механическому, бездумному заучиванию материала. 2. Сами механизмы памяти ослаблены – уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Дети с трудом запоминают таблицу умножения, тексты, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Быстро забывают изученное. 3. Хуже воспроизводят словесный материал, самостоятельно не пытаются добиться более полного запоминания, редко применяют вспомогательные приемы. 4. Не используют рациональные приемы запоминания, не контролируют свои действия и результаты запоминания. Пути и средства педагогической поддержки: - микроалгоритмизация деятельности на уроке (выслушать задание несколько раз); -дополнительный контроль за занятостью ребенка, при истощении внимания смена вида деятельности;
- использование разнообразных видов занятий, игровых моментов; -применение красочного наглядного материала; -организация самопланирования, самопроверки как обязательный этап любой самостоятельной работы; - учет и опора на ведущий тип памяти (зрительный, слуховой) – дополнительной привлечение наглядности, повторное проговаривание вслух; организация смыслового запоминания на основе главного; -визуализация (зрительное) запоминаемой информации (яркие, несложные схемы, таблицы, конспекты) -многократное повторение информации с расчленением его на несложную информацию; -обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для использования резерва эмоциональной памяти Особенности моторики Моторика относится к ВПФ. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключений и автоматизации. Наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Все это неблагоприятно влияет на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей 7-9 лет можно определить по числу бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 сек ребенок бросил мяч более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15 раз- удовлетворительная, мене 15 раз- плохая. Др. приемы – поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца: с наибольшей скоростью прикасаться по очереди прикасаться в прямом и обратном порядке. Одновременное чередование кулака и ладони. Отстукивание ритма – I-II-I-II. Стояние с закрытыми глазами в течение 10 сек попеременно на правой и левой ноге. При максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее 3 раз.
Особенности учебной мотивации Сформированная мотивация –одна из основных движущих сил учения ребенка. Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Длительное время ведущей деятельностью остается игра в ее элементарных формах. В учебных условиях дети в качестве защиты прибегают к отказу от заданий, от посещения школы.
Педагогические меры воздействия по формированию учебной мотивации: 1.Проведение коррекционной работы по формированию: -активной позиции школьника (словесное внушение о должном отношении к учебе, к школе, обеспечивать ситуацию личного выбора задачи, упражнения, степени сложности задания, число задач, создавать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности- разбивание на пары, группы т.д.), -положительного отношения (положительная атмосфера на уроке, снятие тревожности у детей, исключить упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д., создавать ситуацию успеха, шире опираться на игру как ведущую деятельность, включая интеллектуальные игры с правилами, эмоционально стимулировать детей, возбуждать интеллектуальные эмоции – удивление, новизну, сомнение, достижение, формировать внутренний оптимистический настрой, уверенность и т.д.), -познавательного интереса (избегать в преподавании монотонности, серости, бедности сообщаемой информации, будничности, отрыв содержания обучения от личного опыта ребенка, не допускать учебных перегрузок и одновременно низкой плотности режима работы, стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности –иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, задачи-шутки и т.д., обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|