Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Магические рисунки вонджуна. «время сновидений»




МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ ВОНДЖУНА

 

В 1838 году в Северном Кимберли на выступах скал и стенах пещер были обнаружены рисунки. В ряде случаев они изображали лишь головы, которые не имели ни ртов, ни ушей. Однако, за исключением северо–восточной части этого региона, каждая такая галерея содержит по крайней мере одно изображение существа, известного под именем Вонджуна и связанного с небом, дождем, радугой, радугой‑ змеей, детьми–духами и размножением животных и растений. Это существо почти всегда изображается в виде человеческой головы с носом и глазами, но без рта. Обычно над головой находится украшение в виде подковы, которое может изображать головную повязку, носимую туземцами, но, вероятнее всего, изображает радугу. У Вонджуна имеется туловище мужчины, но чаще – женщины.

По мнению исследователя А. Элкина, изначальный смысл Вонджуна состоит в том, что он обладает силой вызвать дождь или воплощает силу, заключенную в дожде. «Если до этого изображения дотрагиваются люди, принадлежащие к местной тотемной группе, то в нужный сезон выпадает дождь и получают воплощение духи–дети, которые происходят от радуги–духа и временно обитают в ближайшем водоеме. Аналогичным образом, если люди нарисуют или перерисуют изображение своего тотемического животного в галерее, посвященной Вонджуна, то это вызовет увеличение плодовитости этого вида животных. В одном районе Северного Кимберли считается, что человек, нашедший духа‑ ребенка, должен пойти в галерею и дотронуться до изображения змеи–радуги или даже нарисовать изображение духа–ребенка, с тем чтобы змея–радуга оказалась в состоянии поддержать его заместителя» (Магический кристалл. М., 1994, с. 131). Для рисования использовалась красная охра; согласно поверьям, это делалось для того, чтобы другой дух–ребенок заменил «найденного» и подлежащего теперь воплощению.

Со значением силы, приносящей дождь и увеличивающей плодовитость, связано соединение Вонджуна с унгуд, или радугой–змеей. По сути, унгуд связывает рисунок с давно прошедшим периодом творения – так называемым «временем сновидений». «В мифологии каждая такая галерея связывается с героем Вонджуна, причем таких героев может быть несколько, и каждый из них имеет свое особое имя. Здесь не предполагается, что различные рисунки Вонджуны являются изображением одного духа плодородия. Эти изображения и прикосновения к ним действенны потому, что они являются унгуд, то есть были учреждены в далекую эпоху творения, действенная сила которого может стать активной благодаря ритуальному действию. Именно в эту эпоху Вонджуна вместе со своими последователями пришел в Северный Кимберли из моря. Когда их странствия закончились, они (то есть их тела) превратились в рисунки, а их духи поселились в ближайших водоемах, готовые стать активными в тот момент, когда их «тела» будут вновь нарисованы» (Магический кристалл, с. 131 –132).

Согласно поверьям, радуга–змея унгуд творит зародыши младенцев и во время дождя приносит их к водоему. Унгуд обозначает также «родину души» человека; это и место, связанное с водой, где аборигена нашел когда–то его отец. Такого рода представления могут показаться мистическими; на самом деле в них прослеживается определенная логика: очевидно, аборигены сознавали, что животные и растения нуждаются в воде, а потому рисунки Вонджуна были связаны как с вызыванием дождя, так и с размещением определенных видов животных. Иными словами, функции рисунков Вонджуна заключались в том, чтобы обеспечить регулярность обильных дождей, нормальное размножение животных и растений, а также достаточное количество душ детей. Задача же человека состояла в том, чтобы восстанавливать изображение головы и украшений Вонджуна и при случае, возможно, окрасить их заново, а также нарисовать желательные для себя предметы на стенах галерей Вонджуна. При этом, согласно верованиям, значение и эффективность таких рисунков связаны с тем, что они – унгуд, то есть относятся к давно прошедшим временам творения. Продолжить то время – необходимое условие для достижения благоденствия в настоящем. И в этом смысле Вонджуна можно воспринимать как регенеративную и воспроизводящую силу природы и человека, силу, которая особенно связана с дождем.

Таким образом, с помощью религии и магических обрядов аборигены стремились поддержать устойчивость своего существования, избежать засухи и стихийных бедствий.

 

«ВРЕМЯ СНОВИДЕНИЙ»

 

Этим термином этнограф А. Элкин обозначил общие у всех племен австралийских аборигенов представления о мифическом первоначальном времени, времени сотворения, когда тотемные герои создавали или основывали окружающий мир и культуру отдельных племен. Примечательно, что во всех австралийских языках и диалектах этот период обозначается понятием сновидения, транса и тому подобное и никогда не связан с трезвым, рассудочным состоянием.

Но еще более любопытен тот факт, что транс и тому подобные состояния – так называемые «измененные состояния сознания» – являются, по–видимому, для австралийцев привычными и обыденными. Ибо аборигены широко используют наркотики, в частности питчери. Это листья растения Duboisia hopwoodi, напоминающего по виду и свойствам табак. Стебли и листья собирают после периода дождей, примерно в марте, сушат на солнце или на костре, растирают камнями и смешивают с золой от сожженной древесины дерева Acacia salicina, которая содержит в себе большой процент сернокислого кальция. Смочив порошок слюной, его заворачивают в лист того же питчери в виде сигары и жуют. Под действием упомянутой щелочи происходит выделение наркотического вещества, получившего название «питурина», схожего с табачным никотином. Австралийцы очень ценят питчери и устраивают за ним порой целые экспедиции в местности, где произрастает это растение, а это главным образом некоторые районы Центральной Австралии. Оно является важным предметом межплеменного обмена.

Австралийцы жуют питчери и в одиночку, и в компании. «Сигары» питчери австралийцы носили обычно за ухом.

Не исключено, что постоянное употребление наркотика оказало влияние на нервную систему и психологию аборигенов, приведя к повышенной внушаемости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...